Около 300 усыновленных детей погибают ежегодно в России, при этом к уголовной ответственности за смерть ребенка практически никто не привлекается. Об этом заявила вчера глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Члены Общественной палаты РФ (ОП) предлагают создать службу по общественному контролю как за детскими домами, так и за судьбой их воспитанников при передаче на воспитание в семью. Ряд чиновников, однако, считают, что создание такой службы говорит о неспособности государства в полной мере обеспечить соблюдение прав детей, а общественный контроль спровоцирует новые злоупотребления в этой сфере.
В ближайшее время в Госдуме будет разработан законопроект об общественном контроле за сиротами. По замыслу авторов идеи, осуществлять надзор должны будут подготовленные в этой сфере специалисты из числа общественников. Иными словами, система будет работать по принципу общественно-наблюдательной комиссии при тюрьмах.
Общественный контроль, по мысли законодателей, должен предотвратить ситуации, когда усыновленные дети терпят в семьях побои и унижение, полагает президент национального Фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова. «Нужен постоянный мониторинг за состоянием усыновленного ребенка в семье, нужно постоянно проводить диагностику его здоровья», – говорит г-жа Егорова. Кроме того, контролю должны быть подвержены и дотации, выделяемые семье на содержание усыновленного ребенка.
Уделять внимание также стоит процессу дальнейшего сопровождения детей-сирот, попавших в семью, считает сопредседатель Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья. Известно, что некоторые усыновители сдают детей обратно, ссылаясь на тяжелый характер, внешность и наследственность ребенка. Правильная подготовка и дальнейшее сопровождение семей с ребенком из детдома будут способствовать уменьшению возвратов, полагает депутат Семья.
К работе в «детских ОНК» необходимо привлечь самых компетентных сотрудников органов опеки и попечительства, но эта сфера находится в кризисе, полагает Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. По его словам, органы опеки и попечительства нуждаются в реформировании: это ведомство должно выполнять не карательные функции, как сейчас, а созидательные.
Законопроект об общественном контроле за сиротами – вынужденная мера, поскольку само государство с этой функцией не справляется, считает зампредседателя Следственного комитета России (СКР) Александр Федоров. По его словам, принятие этого закона может спровоцировать сильные злоупотребления со стороны как наблюдателей, так и органов опеки. «Думаю, проблему преступности и правонарушений в отношении сирот можно решить усилением ответственности как работников детдомов, так и усыновителей», – полагает представитель СКР.
Правозащитник Алексей Головань в свою очередь сетует, что на фоне всеобщей истерии вокруг поддержки сиротства в России был принят закон об образовании, лишивший выпускников детдомов права на внеконкурсное поступление в вузы. «Кроме этого права, сироты также должны быть включены в список граждан, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь», – убежден правозащитник. Г-н Головань также заявил, что в законодательстве стоит прописать четкие сроки предоставления жилья для выпускников детдомов и интернатов, чтобы сократить количество случаев, когда, выйдя из учреждения, сирота оказывается на улице.
Надежда БУЛАНОВА. «Новые известия», 6 марта 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)