Сокращение трудовых ресурсов КНР - свершившийся факт
Новому китайскому руководству предстоит решить, как обеспечить экономический рост в отсутствие главного конкурентного преимущества - дешевой рабочей силы
В 2012 году Китай вступил в новую фазу развития - впервые за последние тридцать лет трудовые ресурсы страны начали сокращаться. По данным Государственного статистического управления КНР, в 2012 году число работников в возрасте 15-59 лет уменьшилось на 3,45 млн человек - до 937 миллионов.
Особую тревогу в КНР эти данные вызывают на фоне наметившегося замедления экономического роста. В 2012 году прирост ВВП Китая оказался самым незначительным за последние тринадцать лет - 7,8%. Не лучше обстоят дела с экспортом, который показал худший результат с 2009 года (вырос всего на 7,9%), прямыми иностранными инвестициями - самыми незначительными с 2010 года (3,7%) и розничными продажами, самыми низкими с 2006 года (14,3%).
По прогнозу главы Госстата КНР Ма Цзяньтана, сокращение трудоспособного населения продолжится минимум до 2030 года. «Мы должны обратить на этот факт самое пристальное внимание», - заявил он на пресс-конференции в Пекине. Но если диагноз для китайских властей уже ясен, то способы лечения еще предстоит определить.
Демографический кризис
В сокращении трудовых ресурсов большинство специалистов обвиняют политику ограничения рождаемости. Китайское правительство с гордостью утверждает, что благодаря проводимым им мерам с 1979 года в КНР не родилось 400 млн человек, а страна смогла успешно провести экономические реформы и повысить уровень жизни населения. Власти Китая часто приводят в пример Индию: до начала проведения политики «одна семья - один ребенок» в КНР демографическая ситуация в обеих странах была практически одинаковой. В отличие от Китая Индия не пошла на ограничение рождаемости и так и не смогла побороть бедность.
В 2012 году эксперты все больше склонялись к мнению, что Китай смог бы добиться не меньших успехов в экономике без жесткого контроля за рождаемостью, и вспоминали лозунг Мао Цзэдуна «Чем больше людей, тем мы сильнее». В ноябре прошлого года открытое письмо с призывом отменить политику «одна семья - один ребенок» подписали более 30 известных специалистов. «Китай катится вниз по демографической горе из-за быстрого старения населения и низкого коэффициента рождаемости. Сохранять политику "одна семья - один ребенок" то же самое, что катиться с горы и одновременно давить на газ. Это лишено здравого смысла», - считает Ван Фэн, директор Brookings-Tsinghua Center.
Однако китайские власти уже заявили, что пересматривать политику «одна семья - один ребенок» не собираются. «Китай будет придерживаться государственной политики планового деторождения и рассматривать в качестве первоочередной задачи стабилизацию низкой рождаемости», - заявила на конференции в Пекине Ван Ся, начальник Государственного комитета по демографической политике и плановому деторождению.
Строго говоря, для отдельных категорий граждан режим ограничения рождаемости уже ослаблен: жители сельских районов могут завести второго ребенка, если первой родилась девочка; в городах таким правом обладают пары, в которых каждый из родителей сам единственный ребенок в семье. Кроме того, политика ограничения рождаемости не распространяется на представителей национальных меньшинств Китая - их в стране 113,7 млн человек (8,5% населения).
Впрочем, даже полная отмена политики контроля за рождаемостью даст эффект лишь через пятнадцать-двадцать лет. К тому времени в Китае подрастет третье поколение единственных детей. Жители крупных городов уже сегодня не стремятся заводить второго ребенка - образование и финансовое благополучие стали в Китае самым эффективным контрацептивом. Коэффициент рождаемости в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу - один из самых низких в мире, всего 0,7. В минувшем году только 8,6% пар в Шанхае, для которых ослаблен режим ограничения рождаемости, воспользовались своими правами и родили второго ребенка. Полная отмена политики «одна семья - один ребенок» позволит поднять коэффициент рождаемости в стране с 1,5 до 1,7, однако он в любом случае останется ниже уровня простого воспроизводства населения. Избежав мальтузианской ловушки (ситуация, когда рост населения обгоняет рост производства), Китай приближается к новому опасному рубежу.
«Золотые руки»
«В будущем экономика Китая замедлится из-за потери "демографического дивиденда". К 2015 году экономический рост снизится до 7,19 процента, а в 2016-2021 годах упадет до 6,08 процента», - считает Цай Фан, директор китайского Института населения и экономики труда. По его мнению, в 2012 году трудовые ресурсы Китая достигли максимальной точки и до 2020-го сократятся на 29 млн человек.
Китай рискует попасть в ловушку, в которой в свое время оказалась Япония. К началу 1990-х влияние «демографического дивиденда» в стране стало снижаться, рождаемость находилась на низком уровне (в 1990-1994 годах - 1,5), а приток рабочих рук из деревни остановился - 77% населения уже проживали в городах. Экономическая модель, основанная на дешевой рабочей силе, копировании зарубежных технологий и экспорте, хорошо работавшая в период «японского чуда», не годилась для зрелой японской экономики. Однако ситуация в Китае не полностью аналогична японской - сельское население КНР по-прежнему велико.
Основные надежды на дальнейший экономический рост Китай связывает с продолжающейся урбанизацией - в начале прошлого года число городских жителей впервые превысило сельское население. По данным Государственного статистического управления КНР, на конец 2012 года доля горожан в общем населении страны составила 52,6%. К 2020 году новое руководство КНР планирует удвоить ВВП страны, и важную роль в осуществлении этой амбициозной задачи власти отводят именно урбанизации. По словам будущего премьера КНР Ли Кэцяна, приток сельского населения в города приведет к дальнейшему росту внутренних инвестиций и расширит внутреннее потребление. Однако темпы роста трудовой миграции - основного источника новой рабочей силы в городах - начинают замедляться. В 2012 году число трудовых мигрантов в Китае выросло на 3,4%, до 258,5 млн человек, тогда как годом ранее - на 5,5%. По последним данным МВФ, к 2020 году избыточная рабочая сила в Китае, главным образом состоящая из сельских жителей, сократится с текущих 150 млн человек до 33,2 миллиона. Крестьяне не перестанут приезжать в города, но их труд станет существенно дороже.
Происходящие перемены уже почувствовали в прибрежных провинциях КНР. С мая текущего года минимальный размер оплаты труда в Гуандуне вырастет на 15% - до 242 долларов. Минимальную планку заработной платы также планируют поднять на 7-11% в Пекине, Шанхае, провинциях Чжэцзян и Шаньси.
Гонка со временем
Впрочем, время для качественного скачка в социально-экономическом развитии у КНР еще есть. Так, по оценкам китайского Центра исследований демографии и развития, в следующие двадцать лет трудовые ресурсы страны будут находиться на очень высоком уровне. С 2011-го по 2020 год трудоспособное население Китая в возрасте 15-64 лет будет составлять 970 млн человек (72%), а в 2021-2030 годах оно сохранится на уровне 950 млн человек (70%). «Китаю ничего не грозит, конечно, если он успеет шагнуть вперед раньше, чем трудовые ресурсы начнут сокращаться», - говорит Чэнь Цзяпэн, сотрудник Центра исследований демографии и развития. Но дальнейшее развитие Китая, по мнению Чэнь Цзяпэна, должно происходить за счет повышения производительности труда и качества трудовых ресурсов.
Для расширения внутреннего спроса, в котором китайские власти видят новый драйвер роста экономики помимо урбанизации, Китаю потребуется провести намного более глубокие изменения. Первые шаги в этом направлении в КНР предприняли еще во второй половине 2000-х, когда в стране была запущена реформа медицинской системы. К концу 2012 года системой базового медицинского страхования было охвачено свыше 90% населения. Реформа пенсионного страхования продвигается в Китае медленнее - к 2015 году программа будет охватывать только 60% населения (807 млн человек). В ближайшее время китайским властям, видимо, все же придется пересмотреть систему прописки, из-за которой трудовые мигранты лишены права получать базовые социальные услуги в месте фактического проживания. Реформа системы регистрации позволила бы задержать их в городах на более длительный срок и в итоге ускорить процесс урбанизации.
Конечным итогом социальных реформ должны стать качественные изменения в жизни населения, без которых Китаю не удастся перескочить на более высокий уровень развития.
Татьяна ЩЕНКОВА. «Эксперт», 4 марта 2013 года
Китайцы не возвращаются
Каждый год миллионы китайских рабочих-мигрантов покидают фабрики, где работают, чтобы навестить на китайский Новый год семьи. И лишь небольшая часть возвращается потом на работу. Западные партнеры в шоке подсчитывают убытки.
На фабрике по производству игрушек The Bridge Direct Пасха начинается в августе. Именно в это время американская компания Boca Raton, производитель игрушечных монстров Inkoos и кукол Justin Bieber, вынуждена оформлять заказ у своих китайских поставщиков, чтобы продукция пришла в США к Пасхе. Раньше компания оформляла заказ ближе ко времени, на которое приходится пик продаж. Это позволяло с большей точностью определять уровень спроса на продукт и облегчало управление потоками наличности. Но теперь компания гораздо больше озабочена тем, чтобы на заводе хватило рабочих рук после китайского Нового года.
Молодых все меньше
Международные компании, сотрудничающие с китайскими заводами, очень недовольны, тем более что ситуация на китайском рынке труда в последние годы для них все менее благоприятна. Китайские рабочие требуют увеличения зарплат и проявляют меньше готовности работать на заводах. Люди покидают фабрики, чтобы искать более высокооплачиваемую работу. Или используют освободившееся время, чтобы завести семью.
Проблему усугубляет демографическая ситуация. В 1980 г. в Китае была введена государственная программа, стимулирующая рождение в семье только одного ребенка. Последствия уже начинают сказываться на рынке труда. По данным ООН, в 2005 г. в Китае было 120,7 млн людей в возрасте от 15 до 19 лет. К 2010 г. количество людей этого возраста сократилось до 105,3 млн человек. А к 2015 г. оно, по предварительным оценкам, упадет до 94,9 млн.
Еще одна проблема в том, что рабочие фабрик по производству игрушек и одежды все чаще уходят в более доходные отрасли, например на заводы по производству электроники. О состоянии этой отрасли можно судить по недавнему заявлению компании Foxconn Technology Group, которая выпускает продукцию для Apple. На днях она объявила, что замораживает процесс набора рабочих на конвейерную линию на китайских заводах из-за высокого процента возврата работников после праздников. По словам пресс-секретаря компании, более 90% рабочих вернулись на завод.
Билет в один конец
В 2010 г. 34% переселенцев, ушедших из деревни в город, оставили работу на фабрике и вернулись домой, сообщила недавно организация, изучающая процессы миграции населения из деревни в город и обратно в Китае и Индонезии, при Австралийском национальном университете.
Массовый исход деревенского населения обратно в село ставит крест на долгосрочных отношениях западных компаний с китайскими поставщиками. Эти отношения, с одной стороны, позволяли компаниям уменьшить себестоимость продукта и, соответственно, его цену для западного потребителя, с другой - способствовали расцвету китайской экономики. Многие годы американские компании тесно сотрудничали с владельцами китайских фабрик на ниве сокращения времени производства продукта и уменьшения количества брака. Теперь изменения на китайском рынке труда обесценивают эти достижения и вынуждают бизнес-партнеров пересмотреть уже давно, казалось бы, закрепленные договоренности.
Новогодний исход рабочих обычно вынуждает заводы впопыхах нанимать новых работников, что зачастую создает проблемы в сфере контроля за качеством. Так, в прошлом году после новогодних праздников на фабрику Jordache Ltd по производству верхней и спортивной одежды вернулось еще меньшее количество рабочих, чем обычно. Клифф Лелонек, гендиректор Jordache Ltd, говорит, что после праздников команда контролеров обнаруживала много непрошитых швов и дырок в выпускаемой одежде. Огромное количество вещей пришлось перешивать или переделывать.
В итоге американские компании по пошиву одежды начали искать заводы в других странах. Китайцы заволновались. Правительство южной провинции Гуандун, где сосредоточено много заводов, в этом месяце известило местные компании, что они должны заняться наймом рабочих и создать все условия для послепраздничного возвращения людей на рабочие места. Было предложено, например, покупать рабочим обратный билет.
Слишком загодя
Джерри Формен, гендиректор Bridge Direct, утверждает, что на его фабрике после праздников не появляется от 15 до 30% работников: «И мы опаздываем с поставками». Сейчас компания поменяла тактику. В 2006 г. Bridge Direct обязалась поставить перед Пасхой 100 000 кукол Care Bears одной крупной розничной компании. Проблемы с невозвращением рабочих после праздников привели к сильным задержкам поставок. В конце концов компания была вынуждена отправить товар по воздуху, а не по морю, потратив $7 на перевозку каждой игрушки, которую потом продала за $8.
Теперь Формен размещает заказы на Пасху в августе, что спасает его от задержек вследствие новогодних проблем. Но у этого способа есть недостатки. Раньше компании-поставщики размещали заказы на Пасху в ноябре. И уже лучше понимали, что будет, а что не будет хорошо продаваться. Оформление заказов загодя означает, что поставщики должны оплачивать их задолго до того, как смогут продать продукцию розничным торговцам. А это создает проблемы с потоком наличности. «Теперь мы должны заключать сделки настолько заранее, что это становится на самом деле рискованным», - говорит Формен.
Американская компания - производитель игрушек LaserPeg Ventures работает с тремя разными фабриками в Китае. Ежегодно 25% рабочих не возвращаются на заводы после новогодних праздников, рассказывает Джон Каприола, гендиректор LaserPeg Ventures.
В прошлом году компания получила заказ на полтора месяца позже из-за проблем с нехваткой рабочей силы после китайского Нового года. Задержка стоила компании сотен тысяч потерянных долларов дохода. Общий объем продаж LaserPeg Ventures в прошлом году составил $17 млн, уточняет гендиректор. В этом году Каприола решил не рисковать. Он вдвое увеличил объем заказа до нового года. Хотел, чтобы игрушки плыли по морю и направлялись во Флориду еще до начала праздника. «Если этого не сделать, то не получишь от фабрик ничего раньше конца апреля или середины мая. И потеряешь часть сезона продаж», - сердится он.
Хотят жить как люди
Одни теряют сезон продаж, другие - время жизни. Например, Ян Чангшенг планировал отпраздновать Новый год, оставив работу на фабрике по изготовлению труб, где ему платили 2200 юаней в месяц ($352). Этот 29-летний уроженец центральной провинции Хубэй пять лет проработал на юге страны, в городе Шэньчжэнь. Он один из многих рабочих, кто использует перерыв на новогодние каникулы для ухода с работы в надежде найти более высокооплачиваемое рабочее место на фабриках по производству телевизоров, мобильных телефонов и других гаджетов. Чангшенг утверждает: главная причина его ухода - в зарплате. Он работал на фабрике Hua Han Technology, где ему не оплачивали еду и не предоставляли общежитие. «К концу месяца у меня в кармане почти ничего не оставалось», - говорит он.
Шен Хонглианг, менеджер Hua Han Technology, полагает, что его фабрика предоставляет достаточно конкурентоспособные зарплаты и нормальные условия труда. По словам Хонглианга, большинство рабочих вернулись после праздника на завод.
Мария ПОДЦЕРОБ. «WSJ», 21 февраля 2013 года
Сколько их
250 млн рабочих-мигрантов работает в Китае
10 млн работников, или 61% всех рабочих-мигрантов, на новогодние праздники покинут заводы, подсчитали в департаменте по управлению человеческими ресурсами и социальной безопасности города Гуандуна
90% Вернется обратно, скорее всего, 90%. Это означает, что после праздников на фабриках возникнет дефицит рабочей силы. Будет не хватать до 1,2 млн рабочих
15,2% - рост спроса на рабочую силу в Китае по сравнению с предыдущим годом в 2012 г.
Дана МАТТИОЛИ, Лори БАРКИТТ. «Ведомости», 27 февраля 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)