Условия жизни туркменских гастарбайтеров в Турции очень тяжелые, но, попав туда, люди больше всего боятся быть высланными на родину. Об этом рассказал DW один из мигрантов.
Многие жители Туркмении стремятся выехать на заработки за рубеж. Но на российский рынок труда они, в отличие от трудовых мигрантов из других республик Центральной Азии, не стремятся. Их в большей мере манит Турция.
«Боятся любой проверки и высылки»
Корреспонденту DW удалось побеседовать с одним из таких мигрантов. Он — гастарбайтер со стажем и хорошо информирован об особенностях «туркменского» рынка труда в Турции. Говорить он согласился только при условии соблюдения анонимности, поэтому в дальнейшем будем называть его псевдонимом Чары.
По словам Чары, в Турции сейчас находятся около 300 тысяч гастарбайтеров из Туркмении, в основном это нелегалы. Туркменам официально разрешено работать в Турции в течение полугода, въездной визы им не требуется. Однако прибывшие туда стараются остаться на нелегальном положении по окончании срока разрешения на пребывание.
«В Турции туркменские гастарбайтеры абсолютно бесправны, они ходят по лезвию бритвы, боятся любой проверки и высылки. Но среди них практически нет таких, кто хочет вернуться», — говорит собеседник DW. Основная причина — катастрофическое отсутствие работы в республике вне крупных городов.
Женщины зарабатывают больше
Через официальные биржи труда работу не ищет почти никто, объясняет Чары. Есть маклеры, которые неофициально, за определенную сумму, устраивают туркменов на работу в Турции или переправляют по морю в арабские страны (хотя желающих ехать туда пока не очень много), а также привозят обратно из арабских стран в Турцию.
В основном туркменские гастарбайтеры — это женщины. Есть официантки, есть те, кто занимается проституцией, но главным образом они работают в семьях, ухаживают за детьми, больными или стариками. Их заработок — 800-900 долларов в месяц. «Из этих денег на руках остается 400-450 долларов. Половину принято оставлять себе на проживание, а половину — отправлять домой родственникам», — продолжает туркменский гастарбайтер.
Для этого изредка используются банковские переводы, но гораздо чаще деньги передают на родину через посредников. Те берут за услугу 8-10 процентов. У мужчин после вычета всех расходов на руках остается меньше денег, чем у женщин, ведь они работают не в семьях и много средств уходит на оплату жилья. «Если работодатель и обеспечивает мужчин жильем, то это — ужасные условия. Грубо говоря, на скотном дворе», — утверждает Чары.
Могут сделать невыездным
По его словам, отправиться на заработки в Турцию в самой Туркмении «среди трудоспособного населения, у кого руки-ноги шевелятся» (от 16 до 60 лет, уточнил Чары) хотят 80 из 100 человек. Но не каждый может осуществить это желание. Одним не хватает денег на дорогу, другие внесены в черные списки невыездных, а третьих удерживает страх быть высланным и навлечь на себя и семью гнев туркменских властей.
«Мигранта, высланного в Туркмению, ждут издевательства, избиения, изъятие чиновниками заработанных денег и включение в список невыездных. Но сильнее всего мигранты боятся того, что их оттуда больше не выпустят», — подчеркивает собеседник. На заработки в Россию, по его словам, туркмены едут менее охотно, чем в Турцию, поскольку многие уже не говорят по-русски. Да и въехать туда труднее, поскольку требуются визы.
Разная арифметика
Один из самых актуальных показателей трудовой миграции из Туркмении датирован 2012 годом: тогда информационный ресурс NBCA (центральноазиатский информационный проект Британского института по освещению войны и мира IWPR) со ссылкой на источник в туркменской миграционной службе сообщил, что с января по октябрь 2012 года Туркмению покинули более 150 тысяч граждан. Большинство из уехавших ищут за рубежом работу либо промышляют «челночным» бизнесом.
В свою очередь агентство новостей fergananews.com в январе 2013 года сообщило со ссылкой на неофициальные туркменские источники, что на заработках в Турции находятся до 60 тысяч граждан Туркмении, в основном это жители Лебапского и Ташаузского велаятов (областей).
Туркменская журналистка Айша Бердыева на вопрос DW о масштабах трудовой миграции из ее страны ответила, что, по ее оценке, о массовом оттоке населения в Турцию и, тем более, в арабские государства речь пока не идет, а сведения о сотнях тысяч трудовых мигрантов несколько преувеличены. «Хотя я знаю, что, например, в Катар как в стабильно развивающуюся страну многие туркмены едут работать и поварами, и в качестве обслуживающего персонала в отелях. Там можно найти работу и врачу, и менеджеру среднего звена», — заявила Бердыева.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)