Минувший год в Латвии был отмечен серьезными разногласиями по вопросу искусственного прерывания беременности. Депутаты предлагали полностью запретить аборты, общественные же организации требовали не лишать женщин права самим решать свою судьбу. В Польше этот вопрос давно решили — принятым 7 января 1993 года законом.
Исключения, которые подтверждает правило
«Существующий закон об абортах не устанавливает полного запрета, — заявил в одном из интервью директор Института социальных исследований Варшавского университета доктор социологии Томаш Зарыцки. — Польским женщинам все-таки дана возможность прервать беременность по причине, например, изнасилования, или же в случаях, когда сохранение жизни ребенка представляет серьезную угрозу для здоровья женщины. Но в стандартных ситуациях аборты, конечно, запрещены».
Улучшил ли закон демографическую ситуацию в стране? Если обратиться к данным 1993-2003 годов, то окажется, что годовое число родов снизилось на 143 тысячи, или 29%. Согласно другим статданным, по рождаемости Польша занимает 3-ю строчку снизу из 40 европейских стран, на одну женщину здесь приходится 1,2-1,3 ребенка. И это при том, что, даже несмотря на существование определенных исключений, врачи государственных клиник весьма неохотно идут на искусственное прерывание беременности, например, в случаях изнасилования. Так, по данным официальной статистики, в 2006 году на всю почти 40-миллионную Польшу было зарегистрировано всего 12 абортов, разрешенных на основании того, что беременность наступила вследствие изнасилования. В то же время полицейский отчет говорит о 1829 случаях изнасилований в том же самом году.
Такое отношений в жертвам изнасилований привело в конце прошлого года к тому, что Европейский суд по правам человека постановил, что жительница Польши, забеременевшая в результате изнасилования, должна была получить своевременный доступ к операции по прерыванию беременности, а также обязал польские власти выплатить 14-летней пострадавшей около 30 тысяч евро в качестве компенсации. Кстати, аборт жертва изнасилования сделала, но только в клинике, расположенной за сотни километров от дома.
Им поможет заграница
Для многих польских женщин сделать аборт за границей — сегодня единственная возможность избавиться от нежелательной беременности. Обычно для проведения операции они отправляются в Германию, Чехию или Словакию, иногда в Литву или Калининградскую область РФ. Бывает, что прибегают к помощи местных врачей, которым, кстати, за проведение нелегального аборта светит до трех лет тюрьмы. Найти такого гинеколога можно по объявлению. Обычно они звучат так: «Гинеколог — самый широкий спектр услуг» или «Гинеколог, фармаколог — профессионально и безопасно».
Официальная, минздравовская, статистика утверждает, что в 2009 году в стране было сделано 538 абортов: 510 из-за инвалидности или неизлечимой болезни плода, 27 — из-за угрозы для жизни и здоровья беременной и один — в связи с тем, что беременность была результатом преступления.
Сколько польских женщин прибегли к искусственному прерыванию беременности «по семейным обстоятельствам»? Об этом данных нет. Некоторые же расчеты показывают, что в год к абортам прибегают от ста до двухсот тысяч полячек. Средняя стоимость операции 450 евро, что для многих — очень большие деньги (для сравнения: в Латвии цена колеблется от 35 до 120 латов, то есть 50—170 евро).
Приграничные клиники соседних стран, куда едут полячки, даже медицинский персонал стали набирать польскоязычный. А что делать, если сегодня в клинике расположенного всего в нескольких минутах езды от польской границы немецкого города Пренцлау аборты делают до 600 польских женщин, в то время как несколько лет назад таких пациенток было лишь полста.
«Я бы никогда не решилась делать подпольный аборт в Польше, как многие мои соотечественницы, — заявила в ТВ-каналу Euronews пациентка клиники в Пренцлау, представившаяся как Джулита. — Там с этим огромные сложности. Здесь же, в Германии, аборты легальны. А в Польше я бы испугалась медицинских осложнений. У нас там очень трудно найти врача, который бы согласился прервать беременность. Зачем все усложнять? Женщина имеет право сама решать, оставлять ли ей ребенка. Но, я думаю, в Польше ситуация никогда не изменится. Католические священники навязывают обществу свои идеи…»
Дети в «Окне жизни»
Как результат страна столкнулась с растущей проблемой нежелательной беременности среди молодежи. В возрасте до 19 лет ежегодно рожают 20 тысяч польских девушек. И те, кто не в состоянии воспитывать своих малышей, подкидывают их в «Окна жизни». Таких в Польше сегодня открыто 48. Только краковское «окно» за шесть лет дало новую жизнь четырнадцати новорожденным.
Несмотря на эти проблемы, число сторонников полного запрета абортов в Польше достаточно велико. В прошлом году власти страны вновь были вынуждены вернуться к этой теме, однако закон, полностью запрещающий аборты, принят не был.
За и против
«Аргумент один, — говорил, отстаивая идею полного запрета абортов Мариуш Джержавский, глава Комитета законодательной инициативы. — Нельзя убивать людей. Нет никакого сомнения, что человеческая жизнь начинается от зачатия. Видно, что на седьмой неделе начинает биться сердце, развиваются органы. Ребенок на 11-й неделе беременности выглядит как маленький человек».
«Сегодняшние польские законы об абортах губительны для общества, — убежден другой сторонник запрета абортов, священник ордена паллотинцев, руководитель фонда «SOS — защита новой жизни» Рышард Хальва. — Они позволяют убийство нерожденных детей, если те были зачаты в результате насилия. Кроме того, действующие правила разрешают пренатальные исследования, и если выясняется, что плод расположен неправильно, тогда ребенка тоже можно убить. Я против такого закона. Это фашизм. Когда-то гитлеровцы тоже уничтожали больных детей, чтобы очистить немецкую нацию».
«Даже тот закон, что действует в Польше, сегодня уже привел к самым негативным последствиям. Одно из них состоит в том, что число абортов не становится меньше. Это значит, что женщины все равно идут на прерывание беременности, но делают это подпольно...» — оппонирует им Ванда Новичка, президент Федерации за право женщин на планирование семьи.
С ней согласна и глава городского совета Варшавы Алиция Тышенц. Ей, кстати, грозила полная потеря зрения при рождении ребенка. Врач не захотел делать аборт, ссылаясь на так называемую статью совести. Другой гинеколог потребовал за операцию полторы тысячи долларов. Денег не было, пришлось рожать. В результате женщина на 75 процентов потеряла зрение. Сейчас Алиция — против любых ограничений абортов.
И этот спор между теми, кто отстаивает жесткую позицию католиков, и теми, кто выступает за права женщин, наверное, будут продолжаться. А полячки тем временем продолжат ездить делать аборты за границу.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)