Правительство одобрило радикальный антитабачный законопроект, запрещающий продажу сигарет в киосках, любую рекламу табака и курение в общественных местах. Пострадают малый бизнес, СМИ и благотворительные программы. В выигрыше окажутся крупные розничные сети и фармацевтические корпорации. Табачные концерны заявляют о нарушении Конституции. Минздрав обещает бюджету экономию 250 млрд рублей.
Правительство одобрило законопроект, запрещающий курение на детских площадках, в школах и университетах, в зданиях органов власти, а с 2015 года — в кафе и ресторанах.
Антитабачный закон был разработан Минздравом в соответствии с рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе с потреблением табака. По первоначальному плану он должен был поступить в правительство, а затем в Госдуму до конца 2011 года. Но чиновники не могли согласовать документ, существенных претензий к нему не оказалось только у Федеральной антимонопольной службы. В частности, Минэкономразвития указывало, что жесткие меры могут ударить по малому и среднему бизнесу: документ запрещает рекламу табака, спонсирование табачными компаниями благотворительных мероприятий, курение в общественных местах.
Выкладывать табачные изделия на витринах и прилавках будет нельзя. Покупать их предлагается по списку, напечатанному на бумаге. Продажа табачных изделий в торговых точках площадью менее 50 квадратных метров для города и 25 квадратных метров для сельской местности будет также запрещена.
Кроме того, документ предусматривает обязательную публикацию на пачках сигарет устрашающих картинок и запрещает делить табачные изделия на категории по уровню токсинов: надписи на сигаретных пачках «легкие» и «суперлегкие» предложено исключить. Вводится запрет всех форм продвижения табака, включая распространение, скидки и купоны. Акцизы на сигареты повышаются в разы.
Пресс-секретарь вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко сообщил, что законопроект одобрен правительством в том виде, в котором был внесен Минздравом. Сроки прохождения в Госдуме будут определяться парламентом, пояснил Левченко, добавив, что правительство заинтересовано в быстром рассмотрении, так как, согласно законопроекту, отдельные его положения должны вступить в силу с 1 января.
Россия — второй по объёму в мире после Китая рынок табака. И самая курящая страна, напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг, добавив, что считает одобренный законопроект не посягательством на права курильщиков, а прекращением дискриминации некурящих.
Табачные корпорации продолжают спорить. «Полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречащим Конституции», — заявили в British American Tobacco (BАТ).
Основной ущерб из-за ограничений на продажу и рекламу табака может быть нанесен малому торговому бизнесу, средствам массовой информации и ряду благотворительных программ.
По оценкам руководителя центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, оборот от продажи сигарет в ларьках и киосках составляет 30%. Кроме того, табачные компании — частые участники благотворительных программ: с ними сотрудничают Большой или Мариинский театры, добавил он.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подсчитала, что российская пресса в 2012 году может потерять от запрета рекламы табака около 3% бюджетов — 750—780 млн рублей (по данным АКАР, объем рекламы в средствах её распространения в 2011 году составил 263,4 млрд рублей). «Но СМИ смогут компенсировать потери. Это можно видеть на примере стран, где подобные меры были приняты ранее», — говорит академик российской академии рекламы Вячеслав Черняховский.
Бенефициарами законопроекта выступят крупные розничные сети, заметил вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов. А также фармацевтические корпорации, добавляет Толстых. Документ предусматривает программы по лечению табачной зависимости. «Во время жесткой антитабачной кампании в Японии в 2010 году рост продаж препарата от Pfizer, снижающего зависимость от курения, увеличился в 5 раз (с $200 млн до $1 млрд в год)», — вспомнил эксперт.
В Минздраве называют заявления об ущербе малому бизнесу «надуманными». По словам одного из разработчиков законопроекта статс-секретаря — заместителя министра Сергея Вельмяйкина, ведомство готово рассмотреть вопрос о введении переходного периода для того, чтобы у мелкой розницы «была возможность перестроиться».
По ряду других норм также предусмотрено поэтапное введение. С 1 января 2014 года покурить в кафе или ресторане можно будет в «курилках». Полностью курение в кафе, ресторанах и других заведениях общепита будет запрещено с 1 января 2016 года. Член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Лысяков считает, что следующим шагом должны стать поправки, устанавливающие ответственность владельцев баров и ресторанов, нарушающих запрет на курение.
С 2014 года предлагается ввести тотальный запрет на курение табака на рабочих местах, находящихся в помещении. В целом курить будет нельзя «в помещениях, предназначенных для оказания услуг в сфере социальной защиты, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, государственных и муниципальных услуг, а также на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на открытых территориях на расстоянии менее 10 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, портов, станций метрополитена, а также в помещениях указанных объектов, на рабочих местах и в рабочих зонах, в помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов, на территориях детских площадок, пляжей».
В итоге разработчики документа рассчитывают на сокращение бюджетных расходов из-за снижения заболеваемости и смертности. Министр здравоохранения Вероника Скворцова утверждает, что сокращение табакокурения на 10% приведет к росту положительного экономического эффекта от сохранения жизни и здоровья граждан в 2013 году не менее 110 млрд рублей, в 2015 году — 140 млрд рублей, в 2020 году — более 250 млрд рублей без учета повышенных акцизов.
Екатерина ТКАЧЕНКО. ”Gazeta.ru», 18 октября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)