… о ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»
«Денег жалко»
Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». В ее рамках к 2020 году планируется снизить смертность на дорогах на 25% по сравнению с показателями 2010 года (с 26,5 тысячи до 20 тысяч человек в год соответственно). Ориентировочная стоимость всей программы составит 99 млрд рублей, половина из которых будет выделена из федерального бюджета.
Об утверждении ФЦП стало известно в понедельник, хотя премьер-министр, как сообщается, подписал документ еще в субботу. С текстом программы любой желающий может ознакомиться на сайте российского правительства.
В 34-страничном документе, к которому прилагается несколько таблиц с общими данными по расходам, прежде всего, обосновывается необходимость принятия ФЦП и подводятся предварительные итоги реализации предыдущей правительственной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
«Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами», - говорится в документе. В случае непринятия ФЦП авторы документа пугают резким ростом смертности на дорогах (до 32,5 тысяч человек к 2020 году), ухудшением имиджа страны на мировой арене в результате роста показателей аварийности и другими напастями.
Согласно опубликованным данным, социально-экономический ущерб от ДТП в России в 2004-2010 годах составил 7,326 трлн рублей, что сопоставимо с государственными затратами на всю российскую социалку в 2011 году.
Оценивая результаты предыдущей программы, в документе отмечается, что за пять лет ее реализации число лиц, погибших в ДТП, удалось сократить на 23%.
В правительстве утверждают, что с помощь данной ФЦП Россия вошла в число стран-лидеров по сокращению темпов смертности на дорогах, опередив ряд европейских стран, США и Австралию.
В рамках предыдущей программы правительство также потратило десятки миллиардов рублей. Среди прочего, огромные деньги выделялись на пропагандистские акции «Внимание — дети!», «Внимание — пешеход», «Вежливый водитель», «Зебра», эффективность которых вызывает вопросы. Миллиарды выделялись на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), однако об их результатах гражданам до сих пор ничего не известно – в отчете приведены лишь некоторые данные – снижение количества погибших, в том числе детей, снижение числа аварий с участием водителей-новичков и т.д. Анализа эффективности расходования средств, выделенных на тот или иной пункт программы, в новой ФЦП не приводится.
Примечательно, что когда чиновники в прошлом году впервые обозначили цели и задачи новой ФЦП в 2011 году, число погибших на дорогах к 2020 году по их планам должно было не превышать 18 тысяч человек, то есть снижение числа жертв в полтора раза по сравнению с 2012 годом. Однако в правительстве не могли предположить, что последние два года число жертв ДТП, до этого неуклонно снижавшееся, вновь начало расти.
Поэтому в опубликованной программе цель обозначена более реалистичная – снижением смертности до 20 тысяч в год или на 25% от показателя 2010 года.
Основными задачи новой программы будут снижение количества ДТП, в которых гибнет наибольшее количество людей, уменьшение общего травматизма в авариях, а также развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. В правительстве также планируют повысить эффективность систем обеспечения безопасности на дорогах и увеличить ответственность и правосознание участников движения.
Основной акцент планируется сделать на развитие систем предупреждения опасного поведения на дорогах. На это планируется потратить 35 млрд рублей. На эти деньги, помимо прочего, с помощью пропагандистских кампаний, телепередач и других видов информационного воздействия власти будут повышать культуру на дорогах и воспитывать негативное отношение к нарушителям ПДД. Авторы рассчитывают на «создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге». В рамках этого пункта будет развиваться система подготовки водителей.
На организацию системы движения транспорта и пешеходов, а также повышение безопасности дорожных условий будет потрачено 29 млрд рублей. В частности, в ходе работы в данном направлении планируется создать единый перечень требований к транспортному планированию городов, в том числе в области определения мест для стоянок и парковок и строительство пешеходных переходов. Программа также подразумевает создание в каждом субъекте федерации центров фото- и видеофиксации нарушений на дорогах. В настоящий момент подобные структуры функционируют лишь в нескольких регионах страны.
На развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП планируется потратить 17 млрд рублей. В новой программе также впервые предусматривается разработка на государственном уровне новых систем активной и пассивной безопасности для отечественного автопрома, а также повышение уровня технического состояния машин. На это выделят почти 1,5 млрд рублей, в том числе 350 млн на НИОКР. В частности это направление предусматривает «стимулирование внедрения и использования новых технологий для минимизации человеческой ошибки при управлении транспортным средством, обеспечение мер поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии, а также внедрение современных средств активной и пассивной безопасности транспортных средств».
Результативность действий властей планируется оценивать по таким критериям, как общее число лиц, погибших в авариях, число детей, погибших в авариях, а также социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тысяч человек населения). Кроме того, власти обратят внимание на транспортный риск (число погибших на 10 тысяч транспортных средств) и тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших).
Немало место в программе отдано и анализу способов финансирования программы. Анализируя возможные варианты, которые разнятся по количеству вливания их федерального бюджета, авторы приходят к выводу, что наиболее оптимальным будет разделить расходы поровну между регионами и федеральным центром.
Они должны выделить по 48,7 млрд рублей, а еще около 0,5 млрд привлекут из внебюджетных источников.
При оптимальном финансировании авторы рассчитывают сохранить жизни 67 587 человек, а также предотвратить социально-экономический ущерб от ДТП в объеме 2,82 трлн рублей.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сомневается, что основные цели программы будут достигнуты и предполагает, что часть их будет разворована: «Денег жалко. К сожалению, у нас не принято спрашивать с власти, куда она тратит деньги. Предыдущая программа провалена.
Огромное количество средств ушло на аналитическую работу, на научные разработки, то есть на туда, где их очень легко рассовывать по карманам.
Деньги освоили, а итогов нет. Если бы руководству страны было бы жалко наших народных денег, оно бы, прежде всего, потребовало бы детальный отчет о том, куда пошли деньги по предыдущей программе и представить его общественности».
Травин считает, что добиться коренного перелома, несмотря на заявленное снижение смертности на дорогах, в России пока не смогли. «Мне такая статистика кажется эквилибристикой. Снижение, может быть, и пошло, но за счет чего, совершенно непонятно – если спросить на улицах водителей о переменах, то никто не ответит, что изменилось. Да, есть плакаты какие-то, но это же не 50 млрд. Все как было, так и осталось, - считает он. – Снижение есть потому, что обновляется автопарк, к нам приходят более безопасные иномарки. В этом основная причина».
Тем не менее эксперт признал, что в стране худо-бедно происходит ремонт основных магистралей, что также положительно сказывается на статистике смертности.
Травин считает, что, прежде всего, необходимо выяснять причины и условия, способствующие нарушениям и авариям. «У нас этого не делает никто. Нужно устранять причины, чтобы не было соблазна и возможности нарушать. Но если так сделать, то будет меньше протоколов, будут меньше поступления в бюджет, и тогда на следующую ФЦП уже никто не выделит 100 млрд рублей», - считает он.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)