В британском сериале «Шерлок», наделавшем немало шума в России, был примечательный момент. Когда два джентльмена — блогер Ватсон и частный детектив Холмс — находят пристанище на Бейкер-стрит, им категорически воспрещается курить в своей новой квартире табак. Так что для того, чтобы раскрыть особо сложное преступление, бедняге Холмсу приходится обклеивать себя никотиновыми пластырями. Действие сериала, напомню, происходит в современном Лондоне XXI века. Неясно, являются ли создатели «Шерлока» этакими криптоанархистами, но их месседж читается ясно: в эпоху высоких технологий мы лишены личных свобод, которые еще 100 лет назад казались неотъемлемыми и естественными.
В сущности, именно поэтому вопрос о запрете курения стоит столь остро. Курильщиков справедливо раздражает не только то, что государство видит в них малых детей, которым нужны постоянные «пугающие» напоминания на табачных упаковках, унизительная и навязчивая опека. Государство идет дальше и претендует на вмешательство в их личное пространство и в их телесные привычки. Дисциплина, накладываемая сегодня на курильщиков, является одной из самых суровых в истории. Примечательно в этом смысле, что в российских тюрьмах курить можно, а вот в общественных местах для «свободных людей» — нет.
С другой стороны, лоббистов антитабачных законов тоже можно понять. На чисто бытовом уровне (тут я намеренно опускаю разнообразные экономические и медицинские аргументы). Вот вы идете по улице, а навстречу бежит женщина, размахивающая перед лицом горящим окурком. Зрелище сомнительных эстетических достоинств. А тут еще дым летит прямо вам в ноздри. Согласитесь, неприятно. Или вы пришли в кафе с детьми, а там не оказалось некурящего зала или, как сейчас часто бывает в Москве, такой зал существует лишь номинально. Вам закономерно приходится искать другое место для семейного ужина, как будто вы человек второго сорта.
В этом случае спасает лишь злорадство по поводу того, что дни курильщиков уже сочтены. Титанические усилия государств по борьбе с людьми с дымящимися палочками во рту приносят свои плоды. В Европе курение уже сейчас четко ассоциируется с бедностью и отсутствием образования. Россию, вероятно, ждет та же судьба: скоро курить открыто станут только гастарбайтеры и люмпены.
Как спасти курильщика от унижений и статуса неудачника, защитив при этом права некурящих на чистый воздух? У меня есть ответ на этот вопрос. Нужно сплотиться против общего врага: сигареты, этого поистине дьявольского феномена, доставшегося нам в наследство от XX века, наряду с атомной бомбой и операционной системой Windows.
Сигарета — продукт всеобщего помешательства на эффективности (максимум никотина в минимум времени). Сигарета курится в спешке несвободными людьми. На ходу, во время минутного перекура, без всякого удовольствия. Курение сигарет поэтому практика поистине варварская в изначальном смысле слова, т.е. находящаяся за пределами всякой культуры. Курение сигарет развивает в человеке такие качества, как конформизм, суетливость, боязнь начальника, нервозность и постоянное желание побираться (сигареткой не угостите?). «Между делом» сигареты притупляют вкус и ведут к потере обоняния. Ну а с точки зрения эстетики курить сигареты — все равно, что пить водку в подъезде. В общем тотальное поражение по всем фронтам.
Индейцы курили табак в ритуальных целях. Христианство осталось к табаку в целом равнодушным, зато в Старом Свете возникла культура табакокурения. Вспомним, что до эпохи массового сигаретного производства образованные европейцы предпочитали сигары и трубки. После обеда, например, джентльмены удалялись в специальную комнату для курения, где обсуждались действительно важные вопросы. А куда удаляются нынешние курильщики сигарет? Можно ли что-то важное обсудить в столь поверхностном месте, как «курилка»?
Еще в начале XX века широко бытовали курительные клубы. С социальной точки зрения главное отличие сигары состоит в том, что она требует свободного времени. Сигара — это хороший способ никуда не торопиться. Она хорошо сочетается с неспешной дружеской беседой и изысканной музыкой. И нет в мире ничего хуже, чем сигара, выкуренная в спешке. Продолжая свою алкогастрономическую аналогию, скажу так: торопиться с сигарой все равно, что пить лучший шотландский виски из горла бутылки. Глупо и некрасиво.
А еще сигары дороги, а это значит, что никому не придет в голову заподозрить курильщика в социальной деградации. Курильщики сигар (для этих благородных донов есть специальный термин — афисьонадо) вряд ли будут дымить на вас дымом на автобусных остановках или в кафе, куда вы ходите с детьми. Слишком суетно и никакого удовольствия.
Социологи давно заметили: то, что веком раньше считалось роскошью, доступной лишь аристократом, сегодня — скорее повседневная практика. Этот исторический момент наступил и в отношении аристократических традиций курения. Курение должно выродиться в качестве закрепощающей людей повседневой привычки и вернуться к своим европейским корням, снова став культурной, эстетической и гурманской практикой.
Кирилл МАРТЫНОВ. «Московские новости», 21 марта 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)