Жизненные ценности нового поколения отличаются от ценностей их родителей
Американские ученые провели исследование, которое показало, к чему стремятся современные молодые люди в возрасте до 30 лет. Оказалось, что большинство из них предпочитают материальные ценности духовным.
В ходе работы были проанализированы данные о 9 млн человек и их ориентированность на заботу об окружающей среде, выполнение гражданского долга и реализацию жизненных целей. Среди них оказались представители разных демографических поколений - "беби-бумеры" (1945-1965 годов рождения), поколение икс (1965-1980 годов рождения) и поколение миллениума, или поколение игрек (родившиеся после 1980 года).
"Мы ошибочно характеризовали поколение миллениума как более социально-ориентированное и политически ангажированное по сравнению с людьми старшего возраста", - рассказал автор исследования профессор психологии Жан Твенге из Государственного университета Сан-Диего.
Оказалось, что "миллениалы" реже ориентируются на сообщество, а концентрируются в основном на личных целях - имидже, деньгах и славе.
Хотя стремление сохранить окружающую среду всегда считалось областью, представляющей особый интерес для молодежи, результаты исследования, охватывающего 40-летний период, говорят о том, что количество "игреков", ни разу не предпринимавших усилия помочь окружающей среде, в три раза больше, чем количество "беби-бумеров" в том же возрасте.
Доля американских студентов, стремящихся к богатству, составляла для "беби-бумеров" 45%, для поколения икс70%, а для "игреков" - 75%. Кроме того, доля тех, кто предпочитает быть в курсе политических процессов, уменьшилась с 50% в период демографического взрыва до 35% в настоящий момент.
Ученые считают, что тенденция к уменьшению заботы об окружающей среде, равнодушию к политическим процессам и упор на материальные ценности могут существенно повлиять на развитие общества в ближайшем будущем.
Заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем МГУ профессор Агамали Мамедов считает, что накопительство стало трендом, который присущ не только Западу, но и России.
"Особенности развития современного общества привели к возникновению такого термина, как "кризис-матрешка" - мы переживаем один кризис, после чего сразу начинается второй и так далее. Одним из факторов, которые помогают человеку ориентироваться в это время, является материальное благополучие. Тот романтизм, который наблюдался еще 10-12 лет назад, сейчас улетучился. Люди хотят ясности, которая в первую очередь связана с их материальным состоянием. Тем более что "сверху" насаждается та же идеология. Когда перед человеком стоят только экономические задачи, он становится одномерным и легко управляемым", - считает г-н Мамедов.
Творческий директор рекламного агентства JWT Russia Иван Чимбуров не согласен с американскими учеными, хотя отмечает, что доля правды в их выводах есть.
"Современные молодые люди выросли в эпоху, когда появилась передача "15 минут славы" и когда шотландский блогер Пит Кэшмор продал личный сайт Mashable.com американскому медиагиганту CNN за 200 млн долл. Этот пример является иллюстрацией теории разумного эгоизма. С другой стороны, в России благополучная молодежь выходит на митинги и активно участвует в протестных акциях", - сказал г-н Чимбуров.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)