Как реформируют пенсионные системы в разных странах
Мировой финансовый кризис резко обострил проблемы существующих пенсионных систем и сделал вопрос их реформирования одной из самых актуальных задач для национальных правительств.
В наиболее распространенных в мире распределительных пенсионных системах возможные меры реформирования сводятся к изменению конкретных параметров (например, возраста выхода на пенсию или ставки взносов) или структурному переходу к более устойчивой модели.
Болгария пошла по первому пути, приступив к реформе в 2010 году, когда дефицит государственного пенсионного фонда превысил €1 млрд. С 1 января 2011 года в стране повышены социальные взносы для работников с 8,9% до 10% от заработной платы и для работодателей — с 7,1% до 7,8% от прибыли. К 2020 году необходимый для получения пенсии трудовой стаж должен вырасти с 34 до 37 лет для женщин и с 37 до 40 лет для мужчин (планируется увеличение на 4 месяца ежегодно). В 2021 году возраст выхода на пенсию составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин. Будет предусмотрена возможность выхода на пенсию без необходимого трудового стажа, но при понижающем коэффициенте размера пенсии. Соответственно, тем, кто будет работать после наступления пенсионного возраста, положена надбавка, но только после полного прекращения трудовой деятельности.
Дания предпочла структурные перемены. С 1 января 2012 года началось сворачивание государственной добровольной программы раннего выхода на пенсию, действовавшей с 1979 года. Основной целью программы была борьба с безработицей среди молодежи. Ее участники "давали дорогу молодым", выходя на пенсию досрочно, начиная с 60 лет. За это они получали денежные выплаты от государства до достижения пенсионного возраста в 65 лет (с этого момента им уже начислялась официальная пенсия в соответствии с выбранной заранее накопительной программой). Ожидается, что возраст выхода на пенсию для участников программы с 2014 по 2023 год постепенно увеличится с 60 до 64 лет. А срок, когда по программе будут производиться выплаты, наоборот, сократится — с 5 до 3 лет с 2018 по 2023 год. При этом к 2027 году пенсионный возраст в Дании должен составить 67 лет. Все лица в возрасте до 60 лет, которые внесли средства в программу, получат возможность вернуть их себе и перенаправить в частные пенсионные фонды. Ожидается, что в результате датское правительство сможет экономить до €2,8 млрд в год.
Китай, лишенный пенсионный системы, которая бы охватывала все население, в последнее десятилетие активно внедрял различные элементы пенсионного страхования. В начале 2012 года Пекин принял пилотную программу по расширению возможностей для инвестирования частных средств накопительных систем, действующую в настоящее время в 13 провинциях страны. Правительство планирует разрешить таким фондам, под управлением которых находится $57 млрд (20% от всех находящихся под управлением китайских активов), вкладывать деньги в акции китайских эмитентов и другие высокорисковые инструменты. В настоящее время существующие частные пенсионные фонды могут инвестировать только в низкодоходные государственные бумаги и открывать депозиты в банках, что обеспечивало среднегодовую доходность всего лишь на уровне 2% за период последних 10 лет.
Перу вместо сокращения социальных расходов в посткризисный период запустило дополнительную программу пенсионного обеспечения, известную под названием Pension 65. Программа стартовала в ноябре 2011 года в пяти беднейших регионах и к 2013 году должна охватить всю страну целиком. Pension 65 предусматривает выплату примерно $90 в месяц гражданам старше 65 лет, находящимся за чертой бедности и не получающим никаких пособий. Полноценные механизмы пенсионного обеспечения в стране заработали лишь в начале 1990-х годов, поэтому к началу реформы менее 20% граждан старше 60 лет получали пенсии. Pension 65 должна стать компромиссом между требованиями левых политических сил передать частные пенсионные накопления объемом $29,5 млрд в государственную распределительную систему и введением дорогостоящей всеобщей системы социального страхования по возрасту, которой были бы охвачены жители, занятые в неформальной экономике (примерно 40% ВВП Перу).
Эфиопия в 2011 году начала реформу, которая должна включить в систему пенсионного обеспечения не только госслужащих, но и работников, занятых в частном секторе. В будущем правительство планирует распространить пенсионную систему и на неформальный сектор. Предполагается, что к 2013 году взносы работников вырастут с 5% до 7%, а взносы работодателей к 2015 году — с 7% до 11%. Для выхода на пенсию будет необходимо достичь возраста 60 лет и в течение как минимум 10 лет платить взносы. Размер трудовой пенсии составит 30% от среднемесячного заработка за последние три года перед пенсией и плюс 1,25% за каждый год работы свыше стажа в 10 лет. Максимальный уровень пенсии может составить 70% от среднемесячного заработка.
Вадим ЗАЙЦЕВ. «Коммерсантъ-Деньги», 19 марта 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)