Rambler's Top100

№ 401 - 402
7 - 20 декабря 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эхо Москвы» об оценке В. Путиным демографической ситуации в России
«Время новостей» и «Российская газета» о новой концепции семейной политики в России
«Коммерсантъ» о новом руководителе Росстата
«Газета» о казусе с выплатой материнского капитала
«Зеркало» о добрачных отношениях в Азербайджане
«Беларусь сегодня» о пособии для впервые вступающих в брак в Белоруссии
«Время новостей» о «свадьбе с повинной» в Южной Корее
«Зеркало» о проблеме абортов по половому признаку в Азербайджане
«Россия» о демографических и алкогольных проблемах России
«Парламентская газета» об алкогольной проблеме в России
«Газета» и «Известия» о приоритетном нацпроекте «Здоровье»
«Медицинская газета» о медико-социальном исследовании по формированию системы мониторинга здоровья населения
«Экспресс-К» о реформе системы здравоохранения в Казахстане накануне создания Таможенного союза
«ИТАР-ТАСС» и «Газета» о проблеме СПИДа в России
«Би-Би-Си» о проблеме СПИДа в Казахстане
«Огонек» о влиянии эпидемий на развитие человеческой цивилизации
«Новые известия» о том, что курильщикам в Швеции может быть отказано в хирургической помощи
«Коммерсант» о новой продовольственной доктрине России
«Итоги» о полезной и вредной пище
«Огонек» об ужесточении миграционной политики в России
«Российская газета» о готовящихся изменениях в систему регистрации в России
«Огонек» о патентах на наём иностранцев для частных лиц
«РИА “Новости»» о перспективах отмены визового обмена между Россией и ЕС

«Российская газета» о нехватке трудовых мигрантов в Калининградской области как угрозе реализации инвестпроектов
«Новостной портал ГУ-ВШЭ» о детях мигрантов в российских школах
«Российская газета» и «Власть денег» о последствиях реализации соглашения о реадмиссии между Россией и ЕС, Украиной и ЕС
«Панорама» о положении мигрантов в Казахстане
«Вечерний Бишкек» о трудовой миграции из Киргизии
«Российская Бизнес-газета» о жилищной проблеме как барьере миграции в России
«Газета» и «Время новостей» о Всемирном конгрессе соотечественников
«Российская газета» о новой редакции программы по переселению соотечественников
«Обзор» о программе переселения соотечественников в Калининградскую область
«Коммерсант» о запрете на оформление загранпаспортов для подследственных
«Известия» о «договоре лояльности» для мигрантов в Германии
«Le Monde» о строительстве минаретов в Швейцарии глазами Саркози
«EUobserver.com» о дискриминации нацменьшинств в ЕС
«Время новостей» об ультранационалистах в 2009 году
«Секрет фирмы» о ситуации на российском рынке труда
«Ведомости» о действиях государства на рынке труда
«Коммерсантъ» о скором росте пенсионной нагрузки на фонд оплаты труда
«Новые известия» о готовящемся подъеме пенсионного возраста в ряде стран ЕЦА
«Труд-7» о сокращениях как способе решения демографических проблем России
«Московский комсомолец» о снижении конкурентных позиций России на мировом рынке образовательных услуг
«Новые известия» о планировании семьи и климатических изменениях
«The New York Times» о качестве воды в США
«Секрет фирмы» о жизни без старости

… о добрачных отношениях в Азербайджане

Привычка не жениться

В Азербайджане пока не готовы принять добрачные отношения

Тамилла встречалась с Ильясом на протяжении трех лет. Сначала их отношения носили чисто романтический характер: цветы, конфеты, поцелуи украдкой, все было замечательно, но Тамиллу настораживал тот факт, что Ильяс не хотел знакомить ее со своими родителями и разговоров о свадьбе упорно избегал.
Когда по прошествии некоторого времени девушка все же вызвала его на откровенный разговор, он сказал, что пока не хочет, так как считает, что жениться ему пока рано, мол, у него нет стабильной работы, приносящей хороший доход, да и квартиру ему приходится снимать, так как собственную он приобрести не в состоянии, какая уж тут семья. Он предложил девушке какое-то время пожить вместе, для того чтобы получше узнать друг друга и понять, смогут ли они долгое время жить под одной крышей. Ильяс пообещал Тамилле, что через пару лет они обязательно поженятся, хотя он и считает штамп в паспорте не более чем чистой формальностью.
Девушка, поразмыслив, решила, что главное - это их любовь, а пожениться они еще успеют, и, несмотря на протесты своих родителей, переехала жить к любимому. Поначалу все складывалось очень хорошо, но затем гражданский муж все позже стал возвращаться домой, от него несло выпивкой, а однажды она и вовсе обнаружила след от губной помады на его рубашке. Сначала Ильяс отнекивался, а потом просто взял и заявил Тамилле, что она никаких прав на него не имеет, так как она ему не жена вовсе, а самая обыкновенная любовница. Как оказалось, жениться он на ней не собирался, более того, несколько месяцев назад обручился с девушкой, которую ему нашли родители. А Тамиллу он обвинил еще и в том, что она, прекрасно зная, на что идет, согласилась на сожительство, добавив еще и то, что после этого ни один нормальный мужчина на ней не женится...

* * *
В Европе к институту гражданского брака уже давно все привыкли. Он не только не осуждается, но и считается вполне нормальным. Некоторые европейцы решают вступить в законный брак, имея несколько детей, а то и внуков, а некоторые так и живут до конца своих дней в так называемом гражданском браке.
Отметим, что впервые гражданский брак появился в Нидерландах в XVI столетии. Реформаторское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. гражданский брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не только исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. гражданский брак был распространен на все Нидерланды. В Англии гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле, в 1653 г. он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Гражданский брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов гражданский брак как детище революции пал сам собою, без особого законодательного акта.
Тем не менее, церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Если в 1990 году в двадцати европейских странах 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком, то в 1999 году таких было уже 20%, и с каждым годом число сторонников нерегистрируемых отношений по всему миру растет. Мысль о том, что брак отжил свое, быстрее всего сформировалась в странах Скандинавского полуострова, Северной Ирландии, Бельгии, Франции, Люксембурге. Впоследствии - в Чехии, Венгрии, Испании и Португалии. Понятно, что данная мысль в большей степени присуща людям молодым, нежели пожилым, которые более консервативны во взглядах на брак.

* * *
У нас до понимания и принятия гражданского брака общество еще не доросло. Если в столице к этому явлению и относятся еще более или менее сносно, то в регионах такие отношения тут же заклеймят, и вся вина ляжет именно на женщину, а не на мужчину. Тем не менее, в нашей стране, особенно в регионах, гражданские браки все же существуют, и более того, их число с каждым годом все больше растет. Особенно это касается южных районов Азербайджана, где девушек выдают замуж чуть ли не со школьной скамьи, а так как наше законодательство не разрешает браки с несовершеннолетними, между девушкой и ее будущим супругом совершается кябин - религиозный брак. Это происходит несмотря на то, что в стране существует запрет на проведение кябина без предоставления справки об официальной регистрации брака. Кябин без официальной регистрации - это все тот же гражданский брак, так как религиозный брак в нашей стране не считается действительным, и официально такие супруги вовсе не муж и жена. "Для Европы совместное проживание мужчины и женщины до брака в порядке вещей", - заявила 1news.az руководитель Женского кризисного центра Мятанят Азизова.
"В понимании тамошних людей идеальная модель отношений - это когда вступаешь в союз с человеком, который подходит тебе как физиологически, так и психологически. Говоря об Азербайджане, мы пока не готовы понять истинное значение добрачных отношений. Гражданский брак - это подготовка партнеров к будущей совместной жизни, а не сожительство с каждым встречным, как у нас склонны считать. Я лично "за" гражданский брак. Может, тогда удалось бы избежать многих проблем, которые существуют сегодня в азербайджанских семьях", - подытожила М.Азизова.
По словам психолога Ламии Ахмедовой, физиологически люди созревают раньше, чем социально, а потому некоторым хочется понять, насколько они подходят друг другу до того, как отправиться в загс. В этом случае они и выбирают гражданский брак, который со временем нередко перерастает в "классический". "Сейчас в нашей стране наблюдается тенденция "взросления" возраста вступления в брак. Таким образом, мы медленно, но верно приближаемся к западной модели брака, согласно которой люди женятся и выходят замуж к 30-35 годам, когда ими уже достигнут определенный материальный уровень, а до этого зрелого возраста многие из них живут в гражданском браке.
Тем не менее, было бы ошибочным утверждать, что наше общество вполне готово к такого рода отношениям, ведь у нас до сих пор сильны стереотипы, и одним из них является то, что быть не замужем просто неприлично", - отметила психолог.
Психологи выделили некоторые плюсы и минусы, которые дает проживание в гражданском браке. Плюсы совместного проживания: вы узнаете те стороны характера партнера, которые познаются лишь при совместной жизни. Невозможно хорошо знать человека, если не живешь с ним вместе. Уже не получится утаить привычки, пристрастия, убеждения. Вы видите партнера в естественной среде - у себя дома. Вам легче понять, насколько вы совместимы. Человека можно любить и при этом не желать жить с ним под одной крышей. Вы сможете проверить, готов ли ваш партнер к браку. Лишь после того, как вы совместно принимаете важные решения касательно денежных дел, питания, распределения домашних обязанностей, покупок и т.д., сможете судить о том, получится ли из вас с партнером одна команда. Минусы совместного проживания: опасность состоит не только в том, что люди могут расстаться, но и в том, что они, даже поняв, что не подходят друг другу, могут продолжать жить вместе годами. Именно такая позиция никогда не приведет к заключению брака: с одной стороны, один из партнеров или оба поняли, что другой не их идеал, но они уже привыкли друг к другу, а привычки очень сложно менять. Многим известна английская пословица: "Зачем покупать корову, если есть бесплатное молоко". Также думают и мужчины, которые думают о том, зачем же жениться и связывать себя какими-то обязательствами, если рядом есть женщина, которая все равно никуда не денется.
Понятно, что каждый выбирает ту форму совместного проживания, которая подходит именно ему, но следует помнить о том, что штамп в паспорте сам по себе еще никого не сделал счастливее и разводы до сих пор составляют в нашей стране немалый процент.
Что касается мировой статистики, то, согласно ей, в наше время разводами заканчиваются 40% первых браков, 60% вторых браков и 74% третьих браков. Известна народная мудрость, гласящая: "До свадьбы смотри в оба, а после свадьбы закрывай глаза". Отсюда следует, что не стоит принимать поспешных решений, ведь так просто все разрушить, а построить заново весьма проблематично, и это в полной мере относится и к институту брака.

С. АЛИЕВА, Е. МАЛАХОВА. «Зеркало», 3 декабря 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.