… об оценке В. Путиным демографической ситуации в России
"Прямая линия" Владимира Путина с россиянами: демографические тенденции в России
Дневной «Разворот» 3 декабря 2009 года. В студии гость программы - Валерий Елизаров, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения Экономического факультета МГУ.
Н. АСАДОВА: Мы хотели с Вами поговорить по поводу демографических показателей, о которых говорил Владимир Владимирович Путин. Расскажите, насколько рождаемость в России увеличилась, о чём это говорит и какая смертность сейчас?
В. ЕЛИЗАРОВ: Ну, рождаемость, действительно, в последние три года растёт. Называть рост нынешнего года рекордным, наверное, не стоит. Поскольку самый большой рост рождения был в 2007 году, сразу после объявления новых мер демографической политики и после начала реализации мер в 2007 году. В 2007 году число рождения выросло на 8,8%. Это был рекордный рост за последние лет 20. В прошлом году рост тоже был, но он был немножко скромнее – 6,4%. Если взять 9 месяцев этого года, то рост составил менее 4%, примерно 3,7%. То есть, этот рост идёт потихоньку на спад. И боюсь, что ещё год-два, максимум, мы можем удержаться на этом росте, и дальше неизбежная стагнация показателя и дальше, конечно, нас ждёт снижение показателей числа рождений. Число рождений сильно зависит от возрастной структуры. Рост, который сейчас был, частично вызван тем, что очень много молодых матерей как раз подошло к возрасту вступления в брак и рождения первых и вторых детей. Поэтому мы этот рост получили. Плюс новые меры демографической политики. Действительно, они часть людей сподвигли к рождение второго или третьего ребёнка.
Л. ГУЛЬКО: А новые меры – это деньги, простите?
В. ЕЛИЗАРОВ: Новые меры – это всё что реализуется с 2007 года. Это, прежде всего, серьёзное увеличение оплаты отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет, было до 2007 года 700 рублей, в 2007 году это было 1500 рублей, сейчас эта сумма где-то под 1900 рублей при рождении первого ребёнка и в два раза больше при рождении второго ребёнка, почти 3750. Это после всех индексаций, которые были. Еще есть частичная компенсация расходов на детей в дошкольных учреждениях, но это не очень существенно.
Увеличено финансирование родовых сертификатов, они делают роды более безопасными и, наконец, обещанный материнский капитал. Обещанный, потому что вообще, в принципе, реализация должна начинаться со следующего года, но как антикризисная мера, было разрешено использовать её сейчас на погашение ссуд, которые были взяты. Часть людей, тысяч около 70, не более, этим правом воспользовались. Всего правообладателями сертификата материнского капитала за эти года, стали, наверное, больше чем 1,5 млн. Так что пока нужно ждать следующего года, и мы посмотрим, смогут ли семьи этим капиталом серьёзно распорядиться.
Н. АСАДОВА: А что касается детской смертности, она у нас растёт или сокращается?
В. ЕЛИЗАРОВ: Нет, не растет.
Н. АСАДОВА: Разные данные мы нашли.
В. ЕЛИЗАРОВ: Младенческая смертность… у нас более-менее всё хорошо…
Л. ГУЛЬКО: Со смертностью всё хорошо…
В. ЕЛИЗАРОВ: Младенческая смертность сокращается. Но она выше, чем во многих развитых странах Европы, Японии.
Н. АСАДОВА: А какая она, если не секрет, по Вашим данным?
В. ЕЛИЗАРОВ: По нашим данным, на этот год 8,1 промилле - на 1 тыс. родившихся - восемь. Это самый низкий показатель в нашей истории. Прошлый год 8,5, 2007 год – 9,4, 2006 год – 10,2. То есть, мы видим позитивную динамику. Несмотря на рост числа рождения, снижается младенческая смертность. Это говорит о том, что система родовспоможения достойно справилась с этим небольшим увеличением числа родившихся.
Н. АСАДОВА: А если в сравнении с европейскими странами?
В. ЕЛИЗАРОВ: Если сравнивать с европейскими, то сегодняшний показатель 8, это в 2-2,5 раза выше, чем хорошие показатели в европейских странах. И примерно в 3 выше, чем лучшие показатели в мире. То есть, резервы для снижения у нас ещё есть.
Л. ГУЛЬКО: То есть, премьер прав, когда он говорит, что рождаемость показывает, что Россия верит в позитив?
В. ЕЛИЗАРОВ: Я бы не сказал бы, что это вера в позитив. Это, скорее всего, реакция на очень конкретные меры, иногда даже не очень правильно понятые конкретные меры. Тот же самый материнский капитал. Поначалу объявленные 250 тысяч многим казались баснословной суммой. Реально это даже не 250, после индексации сегодня уже 312 тысяч, не 311, не 317, точную сумму премьер и не обязан помнить, именно поэтому 12 тысяч в этом году было разрешено использовать в качестве антикризисной меры для текущих нужд. Это очень правильная, на мой взгляд, мера. Только я бы расширил направление использования материнского капитала. И вопросы были на этот счёт.
Н. АСАДОВА: Да, да, да, как раз Владимир Владимирович сказал, что он считает, что можно предусмотреть расширение использования. Более того, он сказал, что материнский капитал индексируется и будет индексироваться, цитата – «сейчас он составляет 317, хотя раньше был 250».
В. ЕЛИЗАРОВ: Триста двенадцать тысяч.
Н. АСАДОВА: Премьер ошибся.
Л. ГУЛЬКО: Бывает.
В. ЕЛИЗАРОВ: Индексироваться он будет, я в этом не сомневаюсь. Но проблема в том, что очень и очень сложно потратить его на те три направления, о которых говорил премьер и которые законодательством предусмотрены.
На строительство жилья, понятно, что на 300 тысяч серьёзного жилья, особенно в крупном городе, не купить. Ну, 3 метра жилья вы купите. Вложение в образование детей. Как правило, речь идёт о семьях с маленькими детьми, им пока рано думать о высшем образовании, которое может быть достаточно затратно. Да и бесплатного образования у нас тоже никто не отменял, тысяч 600 ежегодно на бюджетные места способных людей может поступать.
Третье направление – помочь матери немножко обезопасить себя на будущее и вложить их в накопительную часть пенсии. Но это дело отдалённого будущего, у нас нет надёжных инструментов, которые позволили бы вложить деньги и знать, что через 30 лет вы их получите, да ещё не уменьшенным за счёт инфляции. Мы предлагали и три года назад, и два года назад, и в этом году продолжаем предлагать расширение направлений использования материнского капитала, чтобы предоставить семьям большую свободу в оперировании этими деньгами.
Первый положительный звоночек прозвучал, что разрешили хотя бы 12 тысяч использовать на текущие нужды. Это уже гораздо больше, чем ежемесячное пособие на детей, которое в любом регионе выплачивается. В Москве самое большое – 700, а есть регионы, где 100 или чуть больше 100 это пособие ежемесячное. А тут сразу 12 тысяч, если вы сможете это правильно оформить, вы их получите на текущие нужды, это очень правильно. Мы предлагаем и дальше разрешить использовать на текущие нужды.
И вот то, о чём спрашивали люди, можно ли их использовать на лечение детей. Я бы разрешил использовать в тех случаях, если есть к тому объективная необходимость, если есть соответствующие медицинские рекомендации, если нельзя долго стоять в очереди на операцию, откладывать ее, что может сказаться на здоровье и на долечивании ребёнка. В экстренных случаях я бы разрешил использовать.
Н. АСАДОВА: Но это, вы знаете, у нас же такая бюрократическая машина сложная. Например, заболел, не дай бог, ребёнок, пока ты пройдёшь эти согласования, пока тебе скажут, что да, ты можешь, все эти справки, это же очень длительный процесс, ребёнку за это время может стать хуже.
В. ЕЛИЗАРОВ: Да, если мы бы это изначально разрешили, как некое направление, то законодательно все было бы оформлено, бюрократических процедур удалось бы избежать, потому что порядок к этому моменту был бы прописан. Может быть, этим воспользовались бы 100 или 200 тысяч семей. Но они бы имели право эти деньги использовать. И ещё. Образование детей – это хорошо. Но очень многие родители нуждаются сегодня в дополнительных средствах для повышения своей квалификации, для повышения своего образования, тем более, если они прервали образование, не получили образования, когда у них родились дети.
Если они повысят своё образование, вложат эти же деньги материнского капитала, у них будет больше шансов иметь более высокую зарплату и будут менее зависимы от поддержки государства. Они будут более самостоятельны. Поэтому предлагаем и в это вкладывать деньги. И наконец, если бы эти деньги лежали не абстрактно в Пенсионном фонде, а у вас в руках был бы только сертификат на право их использования, а если бы это были некие персонифицированные вклады, вы бы точно знали, что это за вклады, где они, какой процент по этим вкладам, можно было бы разрешить использовать текущий процент в течение года на неотложные нужды, мне кажется, это тоже немножко повысило бы ценность этого материнского капитала.
А так ждать каких-то мифических возможностей его использовать… ну, посмотрим, следующий год, когда в массовом порядке все бросятся искать возможность для улучшения жилищных условий с использованием материнского капитала. Вот посмотрим, сработает он или нет. Пока изменение демографического климата, как ощущение, что государство стало сильно помогать семье - вот этот фактор сработал. Это не то, что люди поверили в абсолютный позитив, в улучшение жизни, они поверили в конкретные меры.
Н. АСАДОВА: Если продолжать тему демографии, демографических показателей, я хотела спросить. Ведь до сих пор в России происходит сокращение населения, какова смертность у нас сейчас? И что с этим показателем сейчас происходит?
В. ЕЛИЗАРОВ: Смертность немножко снизилась, снижается последние три года. Но, конечно, не так масштабно, как в 2006 году, 2007 и 2008 годы очень скромные дали результаты, 2009 год – немножко лучше, чем в прошлом году. Но все равно убыль сохраняется…
Н. АСАДОВА: Ну, цифры какие-нибудь назовите!
В. ЕЛИЗАРОВ: Порядка 230 тысяч в этом году у нас будет превышение смертности над рождаемостью. Хотя в целом август был уникальный месяц, когда число рождений на 1 тысячу превысило число смертей. Даже не число рождений превысило, а число зарегистрированных рождений превысило зарегистрированное число смертей. Я бы не делал скоропалительный вывод о том, что всё худшее позади. Нет. Нас, к сожалению, ещё ждёт достаточно масштабная убыль населения и в эти годы, и, к сожалению, увеличение этой убыли в последующие годы. Несмотря на активизацию демографической политики. Чем активнее будет политика, тем меньше будет убыль.
Л. ГУЛЬКО: Последний вопрос, такой же, мы, может быть, повторимся, но мы задали его голосованием нашим слушателям. Последний вопрос для вас, как и им. Верите ли вы в позитивное развитие страны? Да или нет?
В. ЕЛИЗАРОВ: … Иначе жить очень сложно, если не верить. Я продолжаю верить, как верил и 10, и 20 лет назад. Но оснований для такой веры у меня не так уж много, хотелось бы видеть их больше, чем сегодня я их вижу.
Далее ведущие сообщили данные опроса: верят в позитивное развитие страны 7,8% ответивших.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)