В Думе и Общественной палате придумали новую концепцию семейной политики
Немногочисленные представители женского пола в Госдуме заявили об ущемлении своих прав на беспрепятственное законотворчество. Как заявила вчера на встрече с журналистами председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, «в Думе сформировано неформальное лобби» против законодательных инициатив в области материнства, отцовства и детства. «Эта тема не корыстная, не приносит дивидендов», - сетует депутат на незаинтересованность коллег в работе над социальными законами. Представители думского комитета пытаются заранее привлечь внимание общественности к разрабатываемой ими сейчас совместно с комиссией Общественной палаты по социальной и демографической политике новой концепции государственной семейной политики до 2025 года.
Депутаты-женщины недовольны и отношением к детским проблемам правительства России. По словам г-жи Мизулиной, несмотря на то, что практически в каждом федеральном министерстве есть ведомство, занимающееся проблемами семьи и детей, «межведомственная разобщенность» не позволяет сдвинуть модернизацию государственной политики в области семейных отношений с мертвой точки. «Профильному комитету по здравоохранению достаточно договориться с Минздравсоцразвития, а нам надо идти во все восемь министерств», - посетовала г-жа Мизулина. Поэтому, по ее мнению, начинать реформирование семейной политики нужно с административных преобразований. Например, ввести отдельную должность министра по делам семьи и детей или специального представителя правительства. «Пусть он даже будет без портфеля», - настаивают депутаты и общественники. О том, что системе реализации семейной политики необходим высокопоставленный координатор, заявила и председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова.
Принятый еще в 1996 году Семейный кодекс, считает г-жа Мизулина, устарел настолько, что ведет к кризису семейных ценностей и семейным конфликтам, которые «даже суды не могут справедливо разрешить». В частности, по мнению депутата, именно Семейный кодекс РФ, уравнявший в правах родителей ребенка, даже если они не состоят в официальном браке, привел к многочисленным конфликтам расставшихся супругов и борьбе за опекунство над детьми. Елена Мизулина считает, что государство должно не поощрять гражданские браки, а способствовать узакониванию семейных отношений. По ее словам, это необходимо делать прежде всего в интересах детей, а также в интересах большинства женщин, которые крайне нестабильно чувствуют себя в гражданском браке, даже если не признаются в этом вслух. От этого, по словам депутата, зависит готовность женщин рожать детей, а следовательно, и демографическая политика в целом. Кроме того, существенных изменений требует законодательство в отношении детей-сирот и усыновителей, в том числе в отношении патронатной системы воспитания. Также, полагает депутат, следует пересмотреть и упоминаемый в нормативных актах «возраст» молодой семьи, поскольку в стране наблюдается естественное «старение материнства». Сегодня, по словам г-жи Мизулиной, рожать начинают не в 20-29 лет, а в 29-34 года.
Если Елена Мизулина все больше склонялась к эмоциональному описанию существующих проблем в семейных отношениях, то представитель Общественной палаты Александра Очирова рационально напоминала о необходимости введения неких социальных стандартов уровня жизни российских семей. «Наша семья неправильно рассчитывается», - говорит г-жа Очирова, подчеркивая, что прожиточный минимум «не та составляющая, на которую можно ориентироваться» в семейной политике, поскольку семьи в стране слишком разные.
При этом авторы концепции новой государственной семейной политики положительно оценивают попытки властей в течение последних нескольких лет исправить демографическую ситуацию. Так, по данным комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, материнский семейный капитал действительно способствует увеличению количества вторых детей - сейчас их уже около 40%. Однако эти меры, считают законодатели, «фрагментарны» и не дают гражданам уверенности в будущем. Семьи с тремя и более детьми, которые должны стать базовыми при решении демографических задач, по-прежнему немногочисленны и составляют лишь 6,6%. Разработчики новой концепции считают, что без продуманной политики в отношении семьи и детей, а также единого государственного координатора крупные вливания в эту сферу бюджетных средств приведут к их неэффективному использованию.
Юлия ХОМЧЕНКО. «Время новостей», 27 ноября 2009 года
Семейный стандарт
Депутаты подсчитают, хватает ли матерям "детских" пособий
В России разрабатывается концепция государственной семейной политики на 2010-2025 годы. Об этом сообщила на пресс-конференции председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.
Однако она отказалась раскрывать тайну, что конкретно будет в этой концепции и как изменится жизнь российских семей после ее принятия, заметив, что об этом расскажут после того, как документ будет готов. Мизулина лишь сообщила, что сопровождать концепцию будут семь законопроектов.
"Денег на семейную политику в нашей стране выделяется немало, за пару лет финансирование увеличилось вдвое и достигло 0,79 процента ВВП, но расходуются эти деньги неэффективно", - считает депутат. Хотя тут же и добавляет - в странах Европы на соцподдержку семей уходит три процента ВВП, это в 4 раза больше, чем в России. При этом у нас многие проблемы как были нерешенными, так и остались. Например, с одной стороны растет рождаемость, с другой - не увеличивается детское население. В 2000 году в России было 34 миллиона детей, сейчас 26,4 миллиона. "По прогнозам Минздравсоцразвития, население России должно увеличиться к 2020 году до 145 миллионов человек, а, по данным ООН, к 2050 году оно сократится на 50 миллионов", - констатирует депутат. А значит, надо более серьезно подходить к вопросам рождаемости и демографической политике, которую нельзя рассматривать отдельно от семейной.
Марина ГРИЦЮК. «Российская газета», 27 ноября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)