… о последствиях реализации соглашения о реадмиссии между Россией и ЕС, Украиной и ЕС
Перемещение лиц
В России откроются специальные центры для мигрантов, высылаемых из Евросоюза
В ближайшие месяцы в России будут созданы несколько специальных пересыльных центров для одновременного размещения в них более 360 нелегальных мигрантов, проникших в страны Евросоюза с территории России. По соглашению с ЕС наша страна обязана будет принимать этих нелегалов и отправлять их на родину.
Пока у нас есть только один такой центр в Пскове, рассчитанный на 82 человека. Защитники прав человека называют такие учреждения страшными словами "гетто" и даже "тюрьма", поскольку люди там находятся под охраной и их права строго ограничены. Однако представители ФМС, в ведении которых находятся эти учреждения, категорически против таких названий. Они утверждают, что центры делаются в соответствии с международными нормами и при участии международных организаций. Представитель Еврокомиссии Клайе Этьен подтверждает: это действительно так. Более того, в странах Евросоюза есть аналогичные центры, в которые нелегальные иностранцы попадают иногда по собственному желанию, иногда принудительно, но со всеми там "обращаются гуманно"
Такие планы российских властей связаны с тем, что с 1 июня 2010 года наша страна будет обязана принимать из Евросоюза незаконных мигрантов - граждан третьих стран или лиц без гражданства, попавших на территорию Евросоюза из России. На этой неделе в Москве встретились представители европейской и российской сторон, а также Международной организации по миграции (МОМ) обсудили в Москве механизмы реадмиссии.
Пока в нашей стране мало кто знает, что вообще такое - реадмиссия. Это согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, а также иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве, которые подлежат депортации из другого государства. Этот термин появился в российском законодательстве совсем недавно в связи с тем, что в июне 2007 года вступило в силу Соглашение между Россией и Евросоюзом о реадмиссии. На первом этапе речь шла только о возврате именно российских граждан, однако с 1 июня будущего года вступит в силу та часть соглашения, которая касается граждан третьих стран. В основном это будут граждане бывшего СССР, которые чаще всего перебираются в Европу именно через Россию.
О каком количестве нелегалов может идти речь? Ответа на этот вопрос пока нет. Европейская статистика и различные мониторинги очень противоречивы. Однако, по мнению представителя МОМ Марины Манке, о миллионах речь не идет, скорее всего это будет несколько сотен человек в год. Эту оценку можно назвать очень осторожной. Как сообщила замначальника управления по вопросам гражданства ФМС России Валентина Казакова, за два с половиной года действия соглашения между Россией и ЕС из стран Евросоюза поступило более 3 тысяч ходатайств о реадмиссии российских граждан. Из них удовлетворено российской стороной около полутора тысяч, и уже вернулись домой около 500 блудных сыновей и дочерей.
Кстати, страна - инициатор реадмиссии должна не просто заявить о том, что некий гражданин находится на его территории незаконно и потребовать его возвращения домой, она еще должна доказать, что этот человек прибыл (в данном случае) именно из России. По словам Клайе Этьена, доказать это бывает довольно сложно, поскольку многие мигранты всеми правдами и неправдами пытаются "замести следы", чтобы остаться в выбранной стране. Таким образом, сколько в итоге мы получим наших бывших сограждан, которых придется поселять в центрах реадмиссии, сколько таких центров понадобится, во что все это обойдется государству, станет ясно только после того, как программа заработает.
Пока известно только, что в соответствии с международными договоренностями содержание мигрантов-нарушителей в реадмиссионных центрах и отправка их на родину (или в страну-транзитер) осуществляется за счет страны - инициатора реадмиссии. Это, с одной стороны, облегчает участь России, с другой - усугубляет
Логичный вопрос: почему России приходится "отдуваться" за своих соседей по СНГ? Все просто: соглашение о реадмиссии - это не только инструмент борьбы с незаконной миграцией на европейском пространстве, это еще и обязательное условие, выдвинутое Евросоюзом, для продвижения диалога о введении безвизового режима между Россией и странами Европейского союза. Грубо говоря, это плата за свободное перемещение россиян по Европе.
Справка "РГ"
Помимо ЕС вступили в силу договоры о реадмиссии России с Норвегией, Данией, Исландией, Вьетнамом, Узбекистаном и Украиной. Ведутся переговоры с Арменией, Киргизией, Таджикистаном, Молдавией, но пока без особого успеха. В стадии подготовки соглашения о реадмиссии со Шри-Ланкой, Пакистаном, Ливаном, КНДР, Монголией.
Татьяна СМОЛЬЯКОВА. «Российская газета», 26 ноября 2009 года
Разноцветная зона
Евросоюз хочет сделать из Украины «отстойник», который бы не мешал Старому Свету и… увеличил население нашей страны
С января следующего года у нашего государства появляется шанс опять сказать, что нас «пятьдесят два миллиона». Ведь с этого времени вступает в силу договор о реадмиссии с Евросоюзом, согласно которому в нашу страну будут возвращаться люди.
Правда, этими людьми будут не украинцы, более того, - не европейцы. «Улучшение» демографической картинки произойдет за счет уроженцев Карачи, Джакарты, Киншасы или Ханоя. Поскольку именно уроженцы стран третьего мира являются традиционными «понаехавшими» в наши края.
Справедливости ради стоит отметить, что индонезийцам и африканцам Украина для повышения собственного благосостояния вряд ли интересна. Скорее, внимание заморских «гостей» приковано к управляющим границей людям в погонах, способным воплотить их мечту в жизнь - пропустить в Европу за небольшую мзду.
В итоге, конечно, окажется, что мечты несбыточны, а вместо пропуска в ЕС продали билет в Провал. Согласно договору о реадмиссии, европейские пограничники должны отправить незваных пришельцев обратно.
Наивно полагать, что слово «обратно» подразумевает острова, покрытые пальмами, или пустыню Гоби, любовь к которым внушали мигрантам с младых ногтей. Если в карманах незваных гостей случайно будет обнаружен хотя бы обрывок кассового чека, по которому можно будет определить, что выдан он был в Украине, люди в европогонах сразу поймут: родина этих людей - Ukraine.
Здесь они будут жить в двух уже обустроенных «отстойниках» (на Волыни или в Черниговской области), пока официальные власти не изыщут средств, чтобы отправить нелегала на его историческую родину. Проблема состоит в том, что человека, пересекшего границу при помощи взятки и коррумпированного чиновника на нескольких таможенных переходах, в январе вернут из Гамбурга или Амстердама все на ту же Волынь или Черниговщину. Повод для доказательства того, что нелегал проник на территорию Евросоюза через Украину, всегда найдется.
Дальнейшее пребывание путешественника является проблемой исключительно стремящихся в Евросоюз украинцев. Делить родную «жилплощадь» украинцам придется примерно с пятью тысячами нелегалов, официально учтенными статистикой. Поскольку легенда гласит, что все подсчеты государственной машины надо разделить на 25 и умножить на 125, то можно предположить, что настоящих нелегальных нелегалов как минимум в два раза больше. А средств на поддержание мигрантских штанов предусмотрено… «аж» три млн. грн. И те из карманов украинских налогоплательщиков.
ТЮРЬМА ПОМОЖЕТ
украинцам стать более политкорректными. Накануне категорической прозрачности отечественных границ президент Виктор Ющенко подписал закон, усиливающий ответственность за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости.
Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины» (относительно ответственности за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости) предусматривает, что нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений, а также умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, унижение национальной чести и достоинства либо оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или непрямое ограничение прав, или установление прямых или непрямых привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных или других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковым или другим признакам караются штрафом от 200 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (3400-8500 грн.) либо ограничением свободы на срок до пяти лет.
Владимир ВИТЫК. «Власть денег», 4 декабря 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)