… о попытке запрета частных детских приютов, патронатных и приемных семей
Ошибочка вышла
Депутаты чуть было не запретили частные приюты
Депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки к закону «Об опеке и попечительстве». Согласно законопроекту в России должны остаться только государственные детские приюты. Семейные и церковные, значит, придется закрыть. Это вызвало мгновенную реакцию общественности. Так, в Российском детском фонде заявили, что «такое решение увеличит расходы казны и ухудшит положение детей». Депутаты пошли на попятную и обещают пересмотреть проект уже ко второму чтению.
Под занавес своей работы депутаты Госдумы нынешнего состава вспомнили о сиротах. 7 ноября состоялось обсуждение законопроекта «Об опеке и попечительстве» и голосование в первом чтении. В соответствии с предложенной редакцией пункта 1 статьи 155 Семейного кодекса РФ (пункт 10 статьи 3 законопроекта) предусматривалась возможность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, только в государственные и муниципальные учреждения.
Такую инициативу властей понять можно. Во многих церковных и семейных приютах дети живут в, мягко говоря, некомфортных условиях. Так, в марте этого года из-за санитарных нарушений были закрыты несколько приютов при храмах в Подмосковье. В них была только одна туалетная комната на всех детей, грубо нарушались правила приготовления пищи, отсутствовали необходимые документы, сертификаты и справки об обязательных медицинских обследованиях.
Кроме санитарных норм, в частных приютах порой нарушаются и имущественные права детей. Были случаи, когда опекуны, живущие с ребятами, получали на них пособия, а детей сдавали в богадельни. По мнению депутатов, им жилось бы на порядок лучше в государственных приютах, где за ними следили бы профессиональные воспитатели.
Впрочем, эксперты в один голос говорят: у законопроекта есть и значительные недостатки. «Ликвидация частных учреждений только усугубит проблему бродяжничества в России, и с каждым годом у нас будет все больше беспризорников, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – По данным Генпрокуратуры РФ, сейчас в России около 800 тыс. детей-сирот. Порядка 80% из них находятся в государственных учреждениях, 20% – в частных». Это значит, что, закрыв семейные и церковные приюты, на улицах останутся более 150 тысяч детей до 18 лет. Быстро найти крышу над головой им будет сложно.
«Новая реформа перекроет кислород любым общественным инициативам, что в наших условиях крайне негуманно, – поделился с «НИ» президент благотворительного фонда «Приют детства» Сапар Кульянов. – Если у государства не хватает рук, чтобы решить проблему сиротства, то это не значит, что нужно мешать общественным организациям».
Последние забили во все колокола. «Я считаю, что, по сути, этими поправками предлагается отшить народ от проблемы сиротства, – заявил глава Российского детского фонда Альберт Лиханов. – Ребенка спасет не казна, не государство, а семья, которая принимает дитя под свой кров. Я осуждаю эту инициативу, предсказываю, что она принесет множество протестов и возражений». Его поддержали и представители РПЦ. Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков) считает, что система госприютов показала свою полную неэффективность. И посредством ликвидации частных учреждений государство просто хочет замаскировать свои ошибки.
Немаловажна, как отмечают эксперты, и сама атмосфера в частных детских приютах. Только в семейных и церковных учреждениях ребята могут почувствовать, что они любимы. А это, по мнению психологов, самое важное в подростковом возрасте. «В частных учреждениях детей воспитывают не для проформы и не для отчетности, – рассказала «НИ» президент фонда «Семья и детство» Светлана Руднева. – Там воспитатели по-настоящему болеют за судьбы детей. Ребята, в итоге, чувствуют свою уникальность и необходимость, у них появляется интерес к жизни, вера в будущее. А в государственных приютах такого отношения к детям, увы, нет».
Как выяснили «НИ», авторы законопроекта прислушались к мнению как экспертов, так и своих коллег депутатов. По нашим сведениям, злосчастные пункты документа будут откорректированы ко второму чтению, которое состоится в середине декабря. В Думе нас заверили, что частные детдома будут существовать и дальше.
Карина НАРАЕВСКАЯ, Дарья ОКУНЕВА. «Новые известия», 13 ноября 2007 года
Приемные родители, верните детей в приюты!
Новые несчастья сулит обездоленным детям законопроект "Об опеке и попечительстве", который прошел в Думе первое чтение
Три месяца назад мы взяли в семью двух близняшек. Я стал приемным папой, у нашей дочки появились братик и сестричка. Почему мы с женой приняли такое решение - говорить не стану. Я вообще не стал бы рассказывать о нем всему миру. Но депутаты Госдумы решили изменить законодательство. Они намерены не только ликвидировать все негосударственные приюты (в том числе и церковные), но и разрушить тысячи патронатных и приемных семей. А значит, и мою. Вот и приходится писать о своем личном деле. Хотя, может, оно все-таки не только мое?
Прежде всего расскажу вам, как создается приемная семья. Сначала сбор документов. Процесс это не быстрый. Одна только справка об отсутствии судимостей готовится месяц. Труднее всего оказалось получить справку о состоянии здоровья. Ее выдает только районная поликлиника, куда я уже многие годы не заглядывал. Пришлось отпрашиваться с работы, выстаивать длинные очереди. Почему этот документ нельзя получить не только в платных клиниках, но даже в прославленных государственных ведомственных медучреждениях, где я лечился на основании договора о добровольном медицинском страховании, понять невозможно. Кто и почему лишил лицензированные медучреждения такого права?!
Нашей семье, к счастью, повезло. Органы опеки Московской области не только не чинили лишних проблем, но, напротив, старались всячески помочь. И мы получили статус кандидатов в приемные родители. Потом началось самое трудное. Выбор детей. Компьютерный банк данных. Анкеты и "слепые фотографии". Истории болезней. Здоровых сирот не бывает. Есть только больные и очень больные. Очень — это СПИД, гепатит, детский церебральный паралич, умственные отклонения. Все это мелькает перед глазами. 10 минут, 20... 30... Тот, кто не прошел этой процедуры, едва ли поймет, сколь тяжела она. Трудно, знаете ли, быть богом. Скажешь "да" — и малыш получает шанс на нормальную жизнь. Скажешь "нет" — и лишишь его этого шанса. Вдруг он больше никому не понадобится? Пройдя все это, мы уже три месяца живем с нашими близнецами. Своим чередом идут обычные родительские заботы. Детки наши уже научились сами стоять, сделали первые шажки, они лепечут "па-па-па, ма-ма-ма". Пора делать прививки, приглашать массажистку...
Но тут объявляются депутаты со своими законопроектами "Об опеке и попечительстве" и поправками в Семейный и Гражданский кодексы. А они несут колоссальные изменения в ныне существующую процедуру. В результате органы опеки из муниципального ведения переходят в подчинение региональных властей. Кроме того, устанавливается новый порядок оформления приемной семьи. Все вместе это означает, что все ранее подписанные документы становятся недействительными. К такому выводу пришли юристы Правового управления Госдумы. Они обратили внимание законодателей: если не будет предусмотрен особый порядок вступления законов в силу, то дети, уже переданные в приемные семьи, находиться в них не смогут, поскольку исчезнет для того правовая основа.
Чем это грозит? Мы должны будем все начать заново? Ходить, собирать документы, стоять в очередях, упрашивать чиновников? А кто будет детьми заниматься? Или мы вообще должны будем их сдать в детдом, пока Дума не разъяснит, как жить по этому закону? И вот еще вопрос: дети прописаны у нас — их теперь лишат регистрации? И медицинских страховок, и гражданства российского, которое оформлялось на основании наших заявлений, тоже — раз договор о приемной семье потеряет силу и мы перестанем быть приемными родителями?
Я позвонил главе думского комитета по уголовному, гражданскому и арбитражному законодательству Павлу Крашенинникову и задал все эти вопросы. Он попытался меня успокоить, уверяя, что с 1 января 2008 года законы в силу, как это планировалось, не вступят. Но органы опеки на местах располагают другой информацией. И там уже вовсю готовятся к реорганизации, которая произойдет с нового года и, как предполагают чиновники, все-таки потребует переделывать все документы.
Еще Крашенинников обещает ко второму чтению внести некие поправки. Но пока об их сути ничего не известно, а кроме того, Дума принципиально не замечает критики этого законопроекта.
Сам проект закона "Об опеке и попечительстве" Лаховой—Крашенинникова появился еще в мае 2005 года. Авторы предложили уничтожить патронатные семьи. Напомню, что это такое. Патронатные семьи — одна из форм устройства детей в семью, при которой за детским домом сохраняются обязанности защищать интересы ребенка и оказывать всевозможную помощь родителям-воспитателям — психологическую, педагогическую, медицинскую и т.п. Вы спросите: а почему, если патронатные родители так любят детей, они не готовы их усыновить? Из-за корысти? Сколько семей — столько причин. А корысть — это в Подмосковье 5250 рублей на ребенка. Плюс 8500 рублей зарплата его родителям (на содержание сироты в детдоме государство должно тратить 21000 рублей!). Но таким детям от государства положено право на бесплатное жилье (получить его практически невозможно) и бесплатное образование, а вот это уже реально. И почему надо отказывать в этом приемному ребенку, если ты действительно заботишься о его благе на годы вперед?
В 2005 году идея ликвидировать патронат вызвала шквал критики, и российское правительство официально отказалось поддержать проект закона. Прошло два года. И он неожиданно "всплыл" снова. Но в еще более жестком виде. Запрет на патронат сохранился, несмотря на протест Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, члена Общественной палаты Александры Очировой и телеведущей Светланы Сорокиной. В мае 2007 года все эти уважаемые люди собрали пресс-конференцию и призвали не допустить принятия закона.
Кроме того, Лахова и Крашенинников ввели в нынешний законопроект требование содержать сирот исключительно в государственных и муниципальных учреждениях. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в апреле написал письмо в Думу и от имени правительства указал на недопустимость ликвидации негосударственных приютов. Что же касается угрозы приемным семьям, то это вызвало "рекламацию" со стороны Правового управления Госдумы. Казалось бы, упомянутые замечания следует учесть. Но в итоге 7 ноября думцы единодушно приняли законопроект, не учтя ни одного замечания! Депутат Павел Крашенинников говорит, что таков порядок: закон в первом чтении принимается в таком виде, в каком он был внесен. Однако вносили его в 2005-м, а в октябре 2007-го "перевнесли" и рассматривали уже в новой редакции. Напомню, что свое письмо Дмитрий Медведев направил в апреле, Лукин и общественники выступали в мае. Так что исправить проект время было. Значит, по логике вещей, не было желания это сделать. И где гарантии, что оно появится позднее?
Общественность пытается остановить прущий, как танк, закон. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк решение Госдумы называет "странным и труднообъяснимым": "Добрые семена, которые начали прорастать, будут уничтожены. Это преступление против детей и народа России. Это страшный удар".
Правозащитный центр Всемирного русского народного собора (сам Собор возглавляет Святейший патриарх Алексий II) призвал депутатов снять законопроект с дальнейшего рассмотрения. Православные правозащитники считают, что "Единая Россия" должна дать оценку "инициативе Лаховой и Крашенинникова, подрывающей авторитет партии в глазах миллионов россиян", а правоохранительные органы — расследовать причины ее появления. Схожую позицию занимает и глава фонда "Право ребенка" Борис Альтшуллер. По его мнению, законопроект "взяткоемкий". "Варварским" считает его официальный представитель Федерации еврейских общин России Андрей Глотов.
Известный писатель, руководитель Детского фонда России Альберт Лиханов и директор московского детского дома № 19 Мария Терновская исповедуют разные подходы к борьбе с сиротством. Альберт Анатольевич выступает за семейные детские дома и с недоверием относится к патронатным семьям. Мария Феликсовна — горячая сторонница патроната, именно в нем видящая спасение. Но оба они практически одними и теми же словами говорят о недопустимости монополии органов опеки и попечительства в этой сфере. Альберт Лиханов напоминает, что президент не раз призывал передать часть государственных функций гражданскому обществу: "А на практике происходит наоборот". И Терновская, и Альтшуллер, и Лиханов считают сотрудников этих ведомств недостаточно компетентными. Лиханов говорит: "У меня немало примеров того, как из-за их ошибок происходили настоящие трагедии".
Неравнодушные люди разных взглядов и убеждений считают: надо остановить законопроект Лаховой и Крашенинникова. По данным Детского фонда, ежегодно российские дома "прирастают" 130000 воспитанников. К ним придется добавить еще несколько десятков тысяч сирот, которые вновь лишатся родителей, пусть даже приемных, если законопроект в его нынешнем виде станет законом.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)