Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о нацпроектах в демполитике
«Smart Money» о повышении рождаемости, конкуренции за деньги и возможном недоборе роста ВВП
«Независимая газета» о попытках влиять на рождаемость в бывшей ГДР
«Известия» о домашних детских садах
«Новые известия» и «Известия» о попытке запрета частных детских приютов, патронатных и приемных семей
«Молодежь Эстонии» о положении многодетных семей в Эстонии
«Новая газета» и «Огонек» о новом приказе об ограничении абортов
«Независимая газета» об абортах и контрацепции
«Медицинская газета» о круглом столе по проблеме профилактики абортов
«Невское время» о новых предложениях по изменению российской Конституции
«Новые известия» о нехватке педиатров и проблемах педиатрии
«Новые известия» о грядущем переходе России на международные стандарты в области перинатальной медицины
«Коммерсантъ-Деньги» о бесплодии, ЭКО и суррогатном материнстве
«Frankfurter Rundschau» о влиянии экологии на врожденные патологии в Китае
«El Pais» о причинах нехватки женщин в Азии
«Итоги» о традиционном и гражданском браках в Европе
«Smart Money» о старении и «инфляции возраста»
«Российская газета» о российской миграционной политике глазами директора ФМС России

«Независимая газета» о статье Лужкова «Москва – не проходной двор»
«РБК» о проблемах миграции и интеграции в Москве
«Коммерсантъ» и «Россiя» о готовящемся пересмотре льготного режима пребывания граждан Украины в России и возможном ответе Украины
«Известия» об экономике нелегальной миграции в России
«Эхо» о легальной и нелегальной миграции в Азербайджане
«Независимая газета» о теме нелегальных иммигрантов в предвыборной борьбе в США
«La Repubblica» о волне нетерпимости к иммигрантам в Европе
«Le Monde» о расширении Шенгенской зоны
«Время новостей» о паспортах «с чипом»
«Бизнес-журнал» о банковских переводах мигрантов
«Российская газета» о переселении соотечественников в Россию
«Российская газета» о школе для мигрантов
«Ведомости» о дефиците и цене труда
«Метро» о тех, кто перебирается из Москвы в провинцию
«Коммерсантъ» о влиянии повышения МРОТ на доходы разных домохозяйств
«Московские новости» о пенсионной системе России
«Газета» о наследовании пенсионных накоплений
«Коммерсантъ» о рейтинге гендерной дискриминации
«Daily Telegraph» и «The Guardian» о потеплении климата и грядущих климатический войнах
«Independent» о прорыве в клонировании
«Московские новости» о презентации фонда «Русский мир»

… о традиционном и гражданском браках в Европе

Холостой выстрел

На Западе бушует кризис семьи. Европейские демографы прогнозируют, что уже в ближайшей перспективе эта "ячейка общества" исчезнет как социальный институт, уступив место гражданскому браку

Когда говорят о "шведской семье", первое, что приходит на ум, - это свобода нравов и избавление от каких-либо обязательств. Однако шведская молодежь сегодня охотно вступает в браки и весьма дорожит семейными ценностями.
Австрийский предприниматель Антон Бартц был известен в Вене тем, что устраивал ярмарки свадеб. Являясь служителем Гименея, он, как никто другой, понимал, насколько хрупкой вещью является современный брак. Слишком многие из его бывших клиентов через два-три года подавали на развод. И тогда Антона осенила идея: если есть ярмарка свадеб, то почему не быть ярмарке разводов? Все гениальное - просто! В мгновение ока скромный предприниматель из Вены стал знаменитым на весь мир. Судя по всему, Бартц уловил то, что давно витало в воздухе - кризис семейных ценностей, и превратил этот кризис в бизнес-идею.
Так как "Ярмарка разводов" несколько отличается от других мероприятий, то на первой странице глянцевого проспекта рядом с фотографией выглядящего слегка смущенным Антона Бартца было указано, что ее посещение "бесплатно, необязательно и анонимно". Само действие происходило в просторном холле венской гостиницы Marriott. Девиз этого необычного мероприятия звучал более чем оптимистично - "Начни жизнь сначала!" Начать новую жизнь предлагалось с посещения адвоката, психолога, сексолога и даже эксперта по исследованию ДНК. (Это на тот случай, если кто-то из родителей заподозрил в своем семейном гнезде кукушонка.) Все специалисты находились в одном месте, не нужно было разъезжать по разным концам города и ждать приема в очередях. В этом, собственно, и заключалась идея "Ярмарки разводов". Что характерно, здесь присутствовало немало пожилых пар. Неужели разводятся? Нет, это, оказывается, родители "заботятся" о своих детях, выясняют, как можно быстро и безболезненно развести любимое чадо с опостылевшим супругом. Похоже, тещи во всем мире одинаковы!
Хотя все это действие называлось ярмаркой, проходило оно достаточно рутинно и по-конторски тихо. Люди подходили к специалистам, о чем-то негромко с ними беседовали и старались побыстрее исчезнуть. Снимающая публика в виде фоторепортеров и телеоператоров была явно разочарована малоэффектной картинкой.
- А что они, собственно, ожидали увидеть? - пожимает плечами Антон Бартц. Зато сам он в беседе с "Итогами" выглядел именинником. - Все прошло великолепно. Мне уже звонили из Англии, Швейцарии, Америки и даже из Австралии! Хотят тоже провести "Ярмарку разводов". Вот только из России почему-то никакой реакции. Не знаете почему? У вас что, мало разводов?
- Хватает, - успокоил я собеседника.
- Замечательно, значит, следующей осенью будем в России! Ну а первым делом - в Германию!
И он мечтательно закатил глаза, из чего можно было сделать вывод, что соседняя страна является самой благодатной почвой на всем европейском пространстве для воплощения его бизнес-идеи. В этом предприимчивый Бартц прав, у немцев чуть ли не каждый второй брак завершается разводом. Единственное, чего не учел находчивый австриец, так это того, что ему придется столкнуться с достаточно жесткой конкуренцией.
В Германии уже давно действует целая бракоразводная индустрия. Мелкие фирмочки наперебой предлагают немцам найти самый быстрый и верный путь к расставанию. Может быть, они действуют не с таким размахом, как Бартц, но могу сказать точно - с не меньшей изобретательностью. Чтобы убедиться в этом, достаточно развернуть любую газету объявлений. Вот, например, приглашения на курсы - "Как развестись быстро и безболезненно"; "Реабилитация после развода"; "Вечеринка для тех, кто только развелся". Но, пожалуй, самую оригинальную услугу предлагает некто Берндт Дресслер, который готов за умеренную плату сообщить партнеру об отставке. Расценки в агентстве Дресслера умеренные. За уведомление по телефону - 30 евро, за личную беседу - 50. Отдельная такса предусмотрена за отказ в грубой форме (наверное, с учетом надбавки за риск). Вот это сервис!
Да что там предприниматели! Такое ощущение, что немецкие политики спят и видят, как дать возможность семейным согражданам разбежаться в разные стороны. Месяц назад известный в Германии политик Габриела Паули, между прочим, претендент на пост лидера одной из самых консервативных немецких партий - Христианско-социального союза, выступила с предложением ограничить срок брачного контракта... семью годами. После семи лет супружеской жизни брак автоматически аннулируется. (Заметим, что предложение касается лишь гражданских браков и не затрагивает людей, прошедших через церемонию венчания.) Если супруги готовы жить вместе, они снова должны сказать друг другу "да", ну а если опостылели, то могут навсегда расстаться. И никаких тебе дорогостоящих и утомительных процедур развода. "Многие люди, - говорит Габриела Паули, - сохраняют семью лишь потому, что брак якобы дает им чувство защищенности, обеспечивая "тыл". Но в расчет нужно принимать только любовь". Сама Паули, к слову, побывала в браке дважды. Со своим вторым мужем она развелась в феврале прошлого года, как раз после семи лет совместной жизни.

Поколение одиноких
Итак, на Западе разразился самый настоящий кризис семьи. Многие европейские демографы считают, что в ближайшей исторической перспективе она как социальный институт либо исчезнет вообще, либо окончательно уступит позиции гражданскому браку (в разных странах такой вариант совместного проживания называют по-своему: то шведский брак, то гостевой, у нас в России не иначе, как сожительство). Демографам вторят феминистки, убежденные, что стимулов для вступления в юридически оформленный брак с каждым годом становится все меньше. Если раньше главной целью замужества для большинства женщин являлось рождение детей (или, точнее, нерождение внебрачных детей), то с либерализацией общественной морали брать на себя семейные обязательства стало совсем не обязательно. Результаты налицо: в среднем каждый третий ребенок в ЕС в прошлом году рождался вне брака. И Европа не стоит на месте. В Германии сегодня возобладала тенденция - жить и без детей, и без семьи. Сегодня 33 процента взрослого населения этой страны являются бездетными. По результатам опроса, проведенного Берлинским институтом демографии и развития, 26 процентов респонденток заявили о нежелании рожать детей из-за невозможности совмещать работу и их дальнейшее воспитание. Вместо ортодоксальной заповеди Kinder - Ku..che - Kirche ("Дети - Кухня - Церковь") женская половина немецкого общества наравне с мужчинами выбрала лозунг - Karriere ("Карьера"). В итоге Германия уже несколько лет удерживает мировой рекорд по "абсолютной нерождаемости". Здесь на каждую женщину приходится 1,3 ребенка. На практике это означает, что население Германии за последние годы сократилось на 5 миллионов человек. И это при огромном потоке иммигрантов, ежегодно прибывающем в ФРГ. И еще один печальный мировой рекорд: в крупных немецких городах число одиноких, то есть бессемейных людей достигает 63 процентов. Только вдумайтесь в эту цифру! Она означает, что современное поколение европейцев выбирает своим спутником жизни одиночество. Семейные ценности уходят в прошлое. Надолго ли?

Развод - дело техники
Главными законодателями моды на изменение семейного стиля всегда считались шведы. Конечно, сразу вспоминается такое понятие, как "шведская семья", коммуны, ведущие совместную хозяйственную, а иногда и половую жизнь. Но все это осталось в далеком прошлом сексуальной революции. Сегодня под давлением феминистского лобби моральные устои в Швеции поднялись так высоко, что иногда ставят иностранцев в тупик. Это единственная страна в мире, где мужчина, воспользовавшийся услугами проститутки, получит тюремный срок.
И еще. Недавно шведские социологи провели исследование, которое со всей очевидностью доказывает - вероятность развода пар, которые до официального брака находились в сожительстве, гораздо выше, чем у тех, которые "не репетировали" семейную жизнь. Кроме того, я, например, с удивлением обнаружил, что в Швеции далеко не все разведенные пары на самом деле таковыми являются. То есть официально "штамп в паспорте" о разводе стоит, но это не значит, что он и она на самом деле живут порознь. Ларчик отрывается просто - шведское государство оказывает щедрую социальную поддержку матерям-одиночкам. Так почему бы часть материальных забот не переложить на его могучие плечи путем "технического развода". Есть у меня в Стокгольме знакомая пара, он свободный журналист, она домохозяйка, у них двое детей, семейный бюджет - средний, точнее сказать, средненький. Развелись, он снял крохотную квартиру неподалеку. Ходить в гости друг к другу бывшим супругам не возбраняется, а при наличии общих детей такое общение даже считается полезным - отец занимается воспитанием своих чад. Проследить, живут ли разведенные вместе или раздельно, крайне сложно. Зато государство выделило щедрые социальные пособия новоиспеченной "матери-одиночке".
Многие в Европе считают, что состояние влюбленности можно поддерживать, только находясь в гражданском браке, но никак не в семейном союзе. Это, говорят социологи, сможет привести к краху института семьи
Нельзя сказать, что "технических разводов" стало слишком много, но все больше молодых семей пытаются столь нехитрым способом поправить свое материальное положение. Дошло до того, что государство было вынуждено принять ответные меры. Попавшие под подозрение "технические разведенцы" могут быть неожиданно вызваны на собеседование, где им предстоит объяснить, где и как они провели минувшую ночь. Правда, до конкретных проверок дело пока еще не дошло, но власти обозначили проблему.

Ячейка будущего общества
Так какой же будет семья будущего? Лет пятнадцать назад у меня состоялся разговор с одной симпатичной шведкой по имени Шерстин. Она была радикальной феминисткой и, естественно, лесбиянкой. Именно Шерстин впервые нарисовала мне социальный портрет семьи будущего. Семьи как института не будет уже в ближайшем будущем, говорила она. Останутся такие понятия, как привязанность, любовь, но пары в подавляющем большинстве будут однополые. По словам Шерстин, психологи уже давно доказали, что женщины и мужчины слишком разные существа и в гетеросексуальном браке им приходится очень много времени и нервов тратить, чтобы доказать свою правоту. А потому женщине с женщиной жить гораздо комфортнее. Как и мужчине с мужчиной. Ну а дети будут рождаться с помощью искусственного оплодотворения или иным, еще не известным науке способом.
Не скрою, тогда мне все это показалось футуристическим бредом агрессивной феминистки. Но прошло не так много времени, а дети из пробирки уже вполне рядовое явление. На подходе клонирование (тогда еще не известное науке). Шведские геи и лесбиянки могут не только зарегистрировать свой брак, но и обвенчаться в церкви. Футуристические предсказания начинают приобретать конкретные очертания?
Недавно в кругу знакомых журналистов снова встречаю Шерстин. Она была со своей то ли третьей, то ли четвертой женой (оказывается, браки у лесбиянок, как правило, недолговечны). Да и со своей новой подругой жизни Шерстин явно не ладила. Между женщинами что-то искрило, и говорили они на повышенных тонах, что среди шведов не принято. Взглядов своих Шерстин не изменила, но и, похоже, счастливой особенно не стала. Сейчас эта пара борется за право удочерить ребенка.
Я смотрел на этих двух хмурых, сварливых дам и думал: неужели это и есть та самая ячейка общества будущего?

Сергей ПАНКРАТОВ, при участии Виты МАЧ. «Итоги», 13 ноября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.