… о влиянии повышения МРОТ на доходы разных домохозяйств
МРОТ не в пользу бедных
В РАН оценили социальную политику правительства
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) проанализировал меры социальной политики Белого дома в последние месяцы в контексте ее влияния на социальное расслоение. Основной вывод ИСЭПН: повышение МРОТ, пенсий, зарплат бюджетному сектору более выгодно обеспеченным слоям населения, чем беднейшим, и плохо совместимо с плоской шкалой подоходного налога.
Сотрудники ИСЭПН РАН во главе с руководителем института Алексеем Шевяковым в новом исследовании "Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства" проанализировали текущие меры, предпринимаемые правительством в рамках социальной политики: увеличение минимальной зарплаты, пенсий, повышение зарплаты бюджетникам. Доклад был представлен в начале ноября на президиуме РАН, в нем анализируется влияние роста соцвыплат на индикаторы расслоения по доходам домохозяйств - авторы находят его "не такими однозначными, как это кажется на первый взгляд".
Анализ влияния на доходы домохозяйств повышения МРОТ до 3000 руб. и минимальной пенсии до прожиточного минимума 3275 руб. позволяет авторам прямо заявлять: "Рушится миф о том, что от повышения МРОТ и пенсий выигрывают в основном малоимущие". По расчетам ИСЭПН, от него выигрывают богатые в большей степени, нежели бедные. "Как это ни парадоксально, но эффект этих мероприятий, несмотря на снижение коэффициента дифференциации доходов домашних хозяйств с 20 до 14, а уровня абсолютной бедности - до приемлемых 10%, значительно «смазывается», так как и пенсионеры, и работающие с зарплатой, близкой к МРОТ, присутствуют во всех группах домохозяйств, и увеличение доходов происходит во всех децилях, причем в абсолютном выражении прирост доходов самых богатых значительно (на 66%) больше, чем у самых бедных", - утверждается в докладе.
Несмотря на то что авторы считают все же эти меры "необходимыми", они констатируют, что их эффект носит кратковременный характер и уже через два-три года "будет практически сведен на нет действующими механизмами формирования и распределения доходов". Авторы доклада указывают на увеличение концентрации доходов богатых, которая "достигла такого уровня, что нарушает процесс снижения бедности". Сейчас коэффициент фондов (соотношение 10% самых бедных к 10% сверхбогатым) составляет, по расчетам ИСЭПН, 19,7 при оптимальном 7-9. Если механизмы распределения не изменятся, а реальные доходы населения будут расти на 8-10% в год, считают в ИСЭПН, "двукратного снижения численности бедных можно будет достичь в лучшем случае через семь лет".
Из выводов ИСЭПН следует, что плоский подоходный налог и ЕСН с его регрессивной шкалой (они называются в докладе "антисоциальными") малосовместимы с социальной политикой Белого дома в 2006-2007 годах. Авторы видят главный путь решения проблемы в корректировке распределительных механизмов в системе "налогообложение - социальные льготы". Если же в России, по их подсчетам, рост реальных доходов сверхбогатых ограничить 4% в год при средних темпах роста 8-9% в год, то одно это обеспечит возможность повышения реальных доходов 10% наименее обеспеченного населения на 38% в год, следующей децильной группы - на 23%. Двукратное снижение численности бедных, обещают в ИСЭПН, будет достигнуто за три года.
Ведущий экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Ирина Денисова соглашается, что перераспределительная система в России "слаба и плохо контролируема", а социальное неравенство, согласно данным мониторинга ЦЭФИР, в 2007 году "скакнуло". В тоже время она указывает, что с изменением налогов "надо быть очень осторожными - они и так достаточно высоки". "Увеличение подоходного налога проблему не решит - надо помнить о «серых» зарплатах. А вот о дифференцированной ставке налога на имущество подумать можно", - говорит она.
"Реструктурировать экономику нужно «вымыванием» плохих рабочих мест", - полагает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. Он отмечает, что решение проблемы бедности состоит в госполитике, ведущей к созданию новых рабочих мест с высокой производительностью труда. Уход же от плоской шкалы подоходного налога, который фактически предлагается ИСЭПН РАН, не даст эффекта, полагают в ЦМАКП. Эксперты отмечают - для усиления системы перераспределения необязательно реформировать систему налогов, нужно просто повысить их собираемость. "Недособираемость в основном за счет НДС и налога на прибыль по сравнению с европейскими странами составляет 1,5-2% ВВП. Эти деньги вполне могли бы пойти на компенсацию бедным слоям населения, например, удорожания продуктов. Тогда можно избежать заморозки цен", - говорит главный экономист Центра развития Валерий Миронов.
Гендиректор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко отмечает, что прямые денежные выплаты не усилят стимулы к трудовой деятельности маргинальной части общества, которое "уже выпало из социальной сетки". "Необходимо их ресоциализировать. Нужны сложные схемы поддержки, нужен механизм повышения активности и вертикальной мобильности. Нужно вернуть людям перспективы", - отмечает эксперт.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 12 ноября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)