Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о нацпроектах в демполитике
«Smart Money» о повышении рождаемости, конкуренции за деньги и возможном недоборе роста ВВП
«Независимая газета» о попытках влиять на рождаемость в бывшей ГДР
«Известия» о домашних детских садах
«Новые известия» и «Известия» о попытке запрета частных детских приютов, патронатных и приемных семей
«Молодежь Эстонии» о положении многодетных семей в Эстонии
«Новая газета» и «Огонек» о новом приказе об ограничении абортов
«Независимая газета» об абортах и контрацепции
«Медицинская газета» о круглом столе по проблеме профилактики абортов
«Невское время» о новых предложениях по изменению российской Конституции
«Новые известия» о нехватке педиатров и проблемах педиатрии
«Новые известия» о грядущем переходе России на международные стандарты в области перинатальной медицины
«Коммерсантъ-Деньги» о бесплодии, ЭКО и суррогатном материнстве
«Frankfurter Rundschau» о влиянии экологии на врожденные патологии в Китае
«El Pais» о причинах нехватки женщин в Азии
«Итоги» о традиционном и гражданском браках в Европе
«Smart Money» о старении и «инфляции возраста»
«Российская газета» о российской миграционной политике глазами директора ФМС России

«Независимая газета» о статье Лужкова «Москва – не проходной двор»
«РБК» о проблемах миграции и интеграции в Москве
«Коммерсантъ» и «Россiя» о готовящемся пересмотре льготного режима пребывания граждан Украины в России и возможном ответе Украины
«Известия» об экономике нелегальной миграции в России
«Эхо» о легальной и нелегальной миграции в Азербайджане
«Независимая газета» о теме нелегальных иммигрантов в предвыборной борьбе в США
«La Repubblica» о волне нетерпимости к иммигрантам в Европе
«Le Monde» о расширении Шенгенской зоны
«Время новостей» о паспортах «с чипом»
«Бизнес-журнал» о банковских переводах мигрантов
«Российская газета» о переселении соотечественников в Россию
«Российская газета» о школе для мигрантов
«Ведомости» о дефиците и цене труда
«Метро» о тех, кто перебирается из Москвы в провинцию
«Коммерсантъ» о влиянии повышения МРОТ на доходы разных домохозяйств
«Московские новости» о пенсионной системе России
«Газета» о наследовании пенсионных накоплений
«Коммерсантъ» о рейтинге гендерной дискриминации
«Daily Telegraph» и «The Guardian» о потеплении климата и грядущих климатический войнах
«Independent» о прорыве в клонировании
«Московские новости» о презентации фонда «Русский мир»

… о проблемах миграции и интеграции в Москве

Московское гетто

Чтобы российская столица не оказалась поделенной на чайна-тауны, московским властям придется поучиться на ошибках Парижа и успехах Нью-Йорка

Дефицит рабочих рук в Москве достиг критического уровня, констатировали в сентябре столичные власти. По данным городского департамента образования, 80% вакансий в экономике Москвы приходится на рабочие профессии. А дефицит квалифицированных рабочих составляет 120-130 тысяч человек. Демографы отмечают, что на данный момент альтернативы притоку мигрантов в столицу не существует. Однако он порождает и новые для города проблемы: назревает национальная сегрегация по районам. Большинство мировых столиц прошли через эту стадию развития. Формирование этнических гетто доставило всем им без исключения немало хлопот. Однако есть и успешный опыт решения этой проблемы, в том числе и такой, который могла бы перенять Москва.

Свято место...
Приток мигрантов наполняет российские крупные города неспроста: именно они испытали серьезный спад рождаемости и именно городское население наиболее быстро реагирует на демографические изменения. "В ближайшие годы чистая убыль трудового населения центральной конгломерации составит 6 млн. человек", - говорит в интервью журналу "РБК" директор Центра миграционных исследований Жанна Зайончковская. А по прогнозам Минэкономразвития, общая численность трудоспособных граждан страны к 2015-му уменьшится с нынешних 89,8 до 77,2 млн. человек. "При такой низкой средней продолжительности жизни и высоком уровне смертности внутренних резервов компенсации у нас практически нет", - констатирует генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин. Власти пытались поставить "фильтры" на пути иностранных работников, но безуспешно.
"Поддержка в решении демографических и трудовых проблем может исходить от русскоязычного населения стран СНГ", - считает депутат Государственной думы Константин Затулин. Однако масса мигрантов хлынула в Россию, не дождавшись призыва "старшего брата". И пока российские власти думают о том, как сделать этот процесс контролируемым и управляемым, мигранты компактно расселяются в городах. "Говорить о превентивных мерах уже поздно - мы не решили заранее проблему образования гетто, - говорит журналу "РБК" член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. - Поэтому надо готовиться к решению двух новых задач: нормализации жизни внутри каждого сообщества и выстраиванию общей мозаичной концепции городов". Наивно полагать, что мигранты как в плавильном котле сами собой растворятся в коренном населении, которое относится к ним довольно враждебно. "Надо быть реалистами: если у вас сотни тысяч людей компактно проживают, то ассимилироваться они не станут", - замечает г-н Петров.
Чтобы плавильный котел заработал на полную мощь, необходима поддержка властей. Чем чреваты противоречивая политика и бездействие последних, говорит опыт парижских окраин. "Мигранты первой и второй волны без всяких затруднений получали французское подданство, - сообщил журналу "РБК" генеральный инспектор по национальному образованию Министерства образования Франции Доминик Борне. - Но, к сожалению, даже через несколько поколений они являются французами только по паспорту, а во французском обществе так и не адаптированы". Незаинтересованность в этом общества вылилась в беспорядки двухгодичной давности. "Но в условиях России мы получим конфликты не между коренным населением и приезжими, а между различными группировками приезжих", - прогнозирует Николай Петров. Председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Мосгордумы (МГД) Игорь Елеференко, в прошлом журналист-международник, видел подобное своими глазами. "Я был свидетелем того, как в середине 1990-х в Буэнос-Айресе возникло напряжение между еврейскими и арабскими кварталами, - рассказывает он журналу "РБК". - Было ощущение, что город может взорваться, причем безотносительно взаимодействия этих общин с коренным населением".

Проблема и корни
Как и почему в Москве образуются районы компактного проживания национальных групп? В этом отношении российская столица мало чем отличается от любой западной. "Процесс начинает тот, кто первый сдает в наем или продает свою квартиру мигрантам", - говорит журналу "РБК" генеральный директор Глобального еврейского онлайн-центра Авраам Грозман. Вновь прибывающие предпочитают селиться ближе к представителям своих диаспор, а когда их масса превышает критическую отметку 25-30% от населения района, начинается исход коренных жителей. На их места продолжается приток иностранцев. "Гетто в Америке воспринимается не как отрицательное явление, а как естественный для приезжих процесс расселения. Они хотят жить среди своих в Гарлеме, Бруклине и других районах", - подчеркивает г-н Грозман.
Такой механизм образования гетто пережили Нью-Йорк и Париж, сейчас это происходит у нас. "Москве компактное проживание [по этническому признаку. - Прим. "РБК"] несвойственно. Это не наша традиция, чего не скажешь о других европейских столицах", - утверждает Игорь Елеференко. Однако эксперты придерживаются иного мнения. "В Москве пока нет гетто в классическом понимании, а только кварталы с многочисленным этническим населением. Но тенденция просматривается весьма отчетливо", - констатирует Эмиль Паин. Принято считать, что главный бич гетто - это безработица, которая превращает временный перевалочный пункт для мигранта в резервацию на много лет вперед. Безработицей обычно объясняется и высокий уровень преступности в районах гетто. Интересно, что Москва в этом смысле находится в гораздо более выгодном положении, чем большинство западных столиц. Ведь когда мигранты приезжают в Нью-Йорк, то они прежде всего попадают в страну, в которой хотят поселиться и жить. Однако в Москву люди едут не за идеологическими ценностями или абстрактной красивой жизнью, а на заработки. "Почти 60% приезжих в качестве основного мотива своего переезда в Россию называют желание получить работу, то есть значительная часть миграции у нас трудовая", - отмечает глава московского представительства Международной организации по миграции (ЮМ) Галина Витковская. Игорь Елеференко оценивает долю трудовой миграции в Москве еще выше - на уровне 90%.
Это значит, что, пока экономика Москвы растет быстро и спрос на рабочие руки стабильно высок, безработица мигрантам не грозит. Тем не менее, проблемы существуют, ведь многие из этих людей остаются "в тени", даже имея постоянный и неплохой заработок. "Процедуры регистрации и получения разрешений для проживания и работы должны стать бесплатными", - считает Жанна Зайончковская. По закону эти процедуры сейчас не затратны, но де-факто настолько осложнены, что честное их прохождение делается практически невозможным. "Все упирается в отсутствие инфраструктуры, которая составит конкуренцию, - говорит г-жа Витковская. - Надо создавать лицензированные Федеральной миграционной службой (ФМС) миграционные центры, которые будут обеспечивать решение всего комплекса проблем для мигрантов". Руководство ФМС должно осознавать себя не силовой структурой, а ведомством, решающим социально-экономические вопросы. "Тенденция к трансформации ФМС в гражданскую структуру видна, но очень много там появилось людей в милицейских погонах", - резюмирует Галина Витковская.

Счет на миллионы
Но даже стопроцентная занятость может не уберечь этнические городские районы от межнациональных проблем. Для того чтобы эффективно с ними бороться, необходимо в первую очередь знать, приехавшие откуда и в каком количестве живут в городе. Однако данные о национальном составе населения Москвы, как, впрочем, и всей России, сильно варьируются в зависимости от источника, и их достоверность вызывает большие сомнения. Не лучше выглядит и миграционная статистика: по данным Росстата, за последние 10 лет в Россию въехали всего 2 млн. человек, из которых половина уже покинули территорию страны. Большие надежды возлагаются на новое миграционное законодательство и вводимую ФМС систему учета. Но сможет ли она работать эффективно, пока остается неясным. "Единая система - это положительный сдвиг в вопросе учета, но новое законодательство не привязывает постановку на учет к фактическому месту проживания мигранта", - замечает Галина Витковская. Функционирование такой системы сталкивается со специфическими российскими проблемами. "С большинством стран СНГ у нас безвизовый режим, к тому же в настоящее время только 12 регионов РФ готовы к ее реализации программно и технически", - констатирует она.
Как отслеживают число мигрантов в других странах? Во Франции контроль над въездом в страну не может быть жестким из-за ее членства в Евросоюзе и прозрачности границ - такая ситуация больше напоминает российскую. "Каждый получивший шенгенскую визу может свободно въехать на территорию республики, - говорит Доминик Борне, - но для аренды жилья и трудоустройства он должен предъявить разрешение на временное проживание". В США более жесткая система. "Сведения о каждом иностранце, въезжающем на территорию страны, при пересечении им границы автоматически попадают в единую базу данных, - сообщил журналу "РБК" представитель мэрии Нью-Йорка Стью Лоизер. - Сохраняются все его личные данные, в том числе фотографии и отпечатки пальцев". Одновременно с этим въезжающий получает на руки идентификационное свидетельство, которое он обязан использовать как официальный документ. "Мы отслеживаем все передвижения иностранцев по стране и ведем их общий статистический учет на территории США", - подчеркнул Стью Лоизер. Несмотря на это, в Америке, особенно в ее южных штатах, немало "неучтенных" нелегалов из Мексики и Кубы. Власти борются с этим, проводя регулярные миграционные амнистии, - таким образом люди могут заявить о себе и легализоваться.

Из Нью-Йорка с заботой
Имея на руках более или менее достоверные данные как об общей численности приезжих, так и о каждом из них в отдельности, американские власти помогают им освоиться на новом месте. В мэрии Нью-Йорка давно поняли, что заинтересованы в этом обе стороны. "Если мигрант нигде не работает, он не может платить за жилье и содержать себя и свою семью, - констатирует Стью Лоизер. - А значит, вырастает возможность вовлечения его в преступную деятельность". Поэтому эти процедуры в США максимально упрощены. "Мне пришлось потратить два дня на получение разрешения на работу и оформление всех необходимых документов, при этом со стороны миграционных властей я встретил приветствие моей деятельности по трудоустройству", - рассказывает журналу "РБК" Алексей Леонтович, выходец из России, несколько лет назад переехавший в США. Город предложил ему работу в одной из социальных служб при условии знания английского языка. "Человек, получающий хоть и небольшой, но стабильный доход, стремится как можно скорее переехать из гетто в более цивилизованный район и никогда больше туда не возвращаться", - отмечает Стью Лоизер.
Поначалу Алексей Леонтович арендовал жилье в "черном" районе на Франклин-авеню, но со временем власти Нью-Йорка предложил ему социальную квартиру в типовом доме, в которой он мог жить все то время, пока продолжал работать на город. В Москве нормальное жилье мигрантам, как правило, не по карману. А муниципальные квартиры предусмотрены только для москвичей. "У нас недоразвита система аренды жилья: она частная, дорогая и нелегальная, - говорит Галина Витковская. - А дешевых доходных домов и общежитий просто нет". В результате приезжие с небольшими заработками вынуждены селиться очень кучно в старых, порой негодных для проживания домах на окраинах Москвы. При этом громадная часть столичных мигрантов задействована в муниципальных и социальных службах города. Предоставляя им социальное жилье, власти могли бы бороться с формированием этнических районов. "Они работают на город, и им надо предлагать квартиры в общежитиях и доходных домах в разных концах Москвы", - считает Жанна Зайончковская. Причем стоимость аренды такого жилья должна быть сопоставима с заработной платой.
Игорь Елеференко отмечает, что миграционная программа, принятая столичными властями летом этого года, предусматривает строительство общежитий для иностранных рабочих. "Но они группируются не по национальному, а скорее по профессиональному признаку", - уточняет он. Поскольку такие общежития временные, они могут располагаться вблизи объектов, например стройплощадок, на которых работают их жители. Впрочем, оговаривается депутат МГД, мэр Москвы Юрий Лужков уже критиковал разработчиков программы за то, что предполагаемое количество общежитий явно не соответствует потребностям столицы. Что же касается людей, приезжающих не на заработки, а на ПМЖ, это не дело города, полагает Игорь Елеференко. "Есть президентская программа содействия соотечественникам, которая сейчас, к сожалению, пробуксовывает", - замечает он. Кроме того, он считает полезным возродить практику предоставления служебного жилья не только дворникам и участковым, как сегодня, но и приезжим других профессий за счет нанимающей стороны - предприятий или вузов.
В отсутствие таких мер районы с дешевым жильем автоматически становятся кандидатами на превращение в гетто. "Массовое заселение мигрантами Измайлова объясняется тем, что это единственный район с относительно дешевым и доступным жильем для компактного проживания", - уверена Галина Витковская. В среднем по округам в Москве их доля составляет 15%. В отдельных районах она уже превышает треть населения, но город при составлении планов застройки это по-прежнему никак не учитывает. "Существуют конкурсы на застройку, а целенаправленной политики распределения нет, - говорит г-жа Витковская. - Дома [квартиры в которых будут сдаваться в аренду трудовым мигрантам. - Прим. РБК] должны быть включены в земельную и градостроительную концепцию, должны быть льготы для застройщиков". Наконец, иностранные работники должны иметь доступ к городской инфраструктуре. Пока им и их детям недоступны здравоохранение и образование, "геттизация" будет чревата для города вспышками болезней и экстремизма. "Должен быть приказ по Москве, позволяющий безо всяких помех принимать детей мигрантов в детские сады, школы и поликлиники вне зависимости от наличия регистрации и вида на жительство, должны быть созданы все условия для нормальной жизни", - говорит Жанна Зайончковская. "Чужих детей в Москве уже давно нет - все пользуются одинаковыми правами", - парирует Игорь Елеференко. Что же касается взрослых, отмечает он, то им для получения социальных гарантий нужно сначала легализоваться.

Баланс кнута и пряника
Властям важно найти золотую середину между необходимыми и достаточными социальными гарантиями для приезжих. Так, чрезмерные соцпакеты для выходцев из Африки во многом лишили жителей парижских окраин стимула к поиску работы и в итоге привели к кризису. Игорь Елеференко опасается, что жилье, подъемные и другие льготы и пособия могут стать поводом для возникновения зависти и напряженных отношений между мигрантами и малоимущим коренным населением, особенно в российской глубинке. По-иному поступили власти Нью-Йорка. Если смотреть на ситуацию шире, именно этому городу лучше других удалось найти баланс между мерами принуждения и стимулирования. "Процесс дегеттизации в Нью-Йорке начинался снизу, но и власти города решили сделать районы гетто человеческим местом, чтобы люди могли просто зайти туда не боясь", - рассказывает Авраам Грозман. Велась жесткая борьба с преступностью: даже за самые незначительные нарушения штрафы подняли до 200 долларов. Но эти меры шли параллельно с улучшением социального обеспечения: жители гетто, не имеющие страховок (а таких там большинство), получили возможность лечиться в медицинских учреждениях, их дети смогли ходить в школы. Были созданы все возможности для того, чтобы те, кто хотел из гетто вырваться, сумели это сделать. Такая политика дала свои плоды. "По крайней мере, сейчас в Нью-Йорке можно пойти в любое место и в любое время", - резюмирует г-н Грозман.
Выходит, что рецепт борьбы с проблемами гетто относительно прост. Сила нужна для решительного и жесткого противодействия настоящим преступлениям. Но она не имеет смысла без базовых социальных гарантий и стимулов к легализации, честному заработку. Российские власти до таких решений, судя по всему, пока не дозрели. Увлекаясь кнутом, они явно забывают о прянике. В августе сенатор Владимир Слуцкер предложил концепцию закона о натурализации и гражданстве. Документ предусматривал создание в стране балльной системы, которая дала бы возможность предоставлять вид на жительство экономически востребованным категориям приезжих. Кроме того, закон позволил бы мигрантам участвовать в выборах, по крайней мере в муниципальные собрания. Наконец, он должен был снизить подоходный налог для нерезидентов с нынешних 30 до 13%.
Эксперты оценили данные идеи позитивно. "Это необходимая, давно напрашивающаяся мера. Это позволит вывести из теневой экономики значительную часть доходов, получаемых мигрантами. Не говоря уже о правах человека", - говорит Галина Витковская. Однако руководство Совета Федерации не разделило этого мнения, и инициатива легла под сукно. "Существует неготовность государственного аппарата понять существование проблемы", - констатирует Константин Затулин. Политологи опасались, что на предстоящих выборах власти могут разыграть националистическую карту. Этим они пытались объяснить отказ законодателей от рассмотрения либеральных миграционных идей. Однако после назначения премьером Виктора Зубкова, ранее возглавлявшего Росфинмониторинг, бытует мнение, что коньком кампании станет борьба с коррупцией. Не исключено, что, если национальный вопрос в предвыборной повестке отойдет на второй план, шансы успешно решить проблемы гетто возрастут.

***
Москва не верит цифрам

Реалистичной статистики о численности этнических диаспор в России просто нет, а результаты переписи населения вызывают недоумение. По ее данным, в РФ проживает около 600 тысяч азербайджанцев. "Это просто смешно, мы знаем более чем о миллионе только в Москве и области", - отмечает исполнительный директор Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдар Кулиев. Аналогично выглядит ситуация и с другими этническими группами. По данным журнала "РБК", в Москве постоянно проживают более двух десятков крупных национальных диаспор, общая численность представителей которых может достигать нескольких миллионов человек. "Стандартная социология тут малоприменима, - констатирует президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. - В исследованиях мы можем опираться только на конкретную информацию, которой в данном случае ни у кого нет".

Евгений СИГАЛ. «РБК», 1 ноября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.