В последние месяцы бывшие страны Восточного блока одна за другой вступают в новую полосу разочарований. В Венгрии не происходит чего-то из ряда вон выходящего. Образно выражаясь, вся Восточная Европа сейчас - одна большая Венгрия.
ОБЩИЕ "БОЛЕЗНИ"
Конечно, до таких горячих столкновений, как в Будапеште, доходит нечасто. Но, с другой стороны, в Литве, например, относительно недавно доходило до импичмента президента. В Польше проходили массовые акции неповиновения, охватывавшие целые регионы. Все восточноевропейские страны однотипны и болеют примерно одними болезнями. И политические системы у всех выстроены примерно одинаково: посткоммунисты, выросшие из прежней советских времен "номенклатуры", противостоят правым националистам.
Еще в начале 1990-х гг. в Польше, Венгрии, Чехословакии и странах Прибалтики был открыт облегченный доступ на рынки Западной Европы, что позволило им в достаточной степени восполнить потери от утраты рынка России. Государства Центральной и Восточной Европы были приняты в ВТО, Всемирный банк, МВФ. Однако как только западные компании освоили новые рынки, они немедленно захватили все ведущие отрасли, вытеснив местных производителей на второй план. В итоге в новых странах-членах ЕС выросли цены на все, начиная от еды и одежды и кончая бензином и ценой номера в гостиницах любого количества звезд.
При этом все (без исключения) страны Восточной Европы потеряли почти всю крупную промышленность и, как следствие, получили очень высокий уровень безработицы, которая после вступления в ЕС "выливается" в массовую миграцию дешевой рабочей силы из Восточной Европы в "старую Европу". В некоторых случаях (как, например, в Литве и Эстонии) мигрировало уже свыше 10% населения. Практически вся восточноевропейская молодежь "сидит на чемоданах" в готовности занять в Париже и Лондоне вакансии сантехников и таксистов. Как следствие, во всех восточноевропейских странах авторитет национальных государств и особенно национальных элит потрясающе низок.
АНТИСИСТЕМНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Итак, восточноевропейские страны поражены глубоким моральным и системным кризисом. Налицо также и кризис европейских институтов власти, не способных подстраховать граждан стран - участниц ЕС от потери реальной управляемости. В результате в Восточной Европе всюду в той или в иной форме пытаются прорваться на поверхность "антисистемные" протестные настроения. Обычно политиков, которые их используют, именуют "популистами". Паксас и Успасских в Литве, Леппер и оба брата Качиньских (по крайней мере, до прихода к власти) - в Польше, нынешние националисты у власти в Словакии - всюду верх берут силы, играющие на недоверии народа по отношению к своим элитам и институтам власти вообще. Пока нет единой идеологии этого социального протеста. В одних странах этот протест приобретает форму левого популизма. В других - правого. Часто люди уходят в приватную жизнь и становятся принципиально аполитичными. Но в каждой стране уже есть и заметное электоральное поле, которое однотипно требует вести политику в интересах своих наций всерьез, а не в интересах абстрактных либеральных ценностей или каких-то корпоративных групп, которые почти всюду именуются одинаково - "мафия". Проблема, однако, в том, что, придя к власти, "популисты" очень быстро перенимают стиль руководства тех самых "прагматиков", которых они прежде столь рьяно критиковали и обвиняли в коррупции...
Есть еще один важный внутренний фактор для всех восточноевропейских стран: из них в старую Европу уехали наиболее динамичные, дома остались - или во всяком случае проявляют какую-то активность - в основном те, кто не смогли уехать. В каком-то смысле эти страны стали социально-культурными "отстойниками". Уровень политической культуры и осмысления своего места в мире в обществах этих стран реально очень упал. На волне нестабильности все громче слышны голоса ультраправых - по сути, откровенных неонацистов.
СТРАНЫ "ВТОРОГО СОРТА"
Что касается миграционной сферы, то тут видимых изменений вообще не произошло. Визы для граждан Чехословакии, Венгрии и Польши отменили еще в 1990 г., а для Прибалтики и Словении - годом позже, после признания их независимости. Главное, на что надеялись новые страны-члены в этой части, - свободный поиск работы в Западной Европе. Однако здесь ничего не произошло. Благодаря усилиям Германии и Австрии для желающих найти работу в Западной Европе сохранились полноценные рабочие визы, которые надо оформлять в консульствах. Конечно, поляку это сделать намного проще, чем россиянину, но все же. Не приняли их и в Шенгенское соглашение - пограничный контроль как на старой границе Евросоюза, так и между новыми странами сохранился, а кое-где, как на чешско-словацкой границе, даже усилился, ибо Чехии и Словакии велели разорвать таможенный союз, заключенный сразу же после распада единой Чехословакии. Эти половинчатые решения Евросоюза лишний раз доказывают, что большинство стран Восточной Европы в ЕС не готовы воспринимать как равных.
НЕПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ
Но кроме этого, восточное европейцев ждал еще один неприятный сюрприз - с 2006 г. они будут обязаны принять у себя часть беженцев из стран третьего мира, ранее находившихся в Западной Европе. Во всех случаях это будет по 2 % от общей численности населения страны. Больше всего арабов, афганцев, негров, индусов и китайцев достанется Польше - до 750 тысяч. Чехии и Венгрии - более 200 тысяч , Словакии - свыше 100 тысяч , Литве - 75 тысяч , Латвии - 55 тысяч, Словении - 40 тысяч, Эстонии - 35 тысяч. Учитывая и без того напряженные отношения с национальными меньшинствами в ряде из них, новые граждане станут для них настоящим "ушатом холодной воды".
Красноречивее всего здесь цифры. Так, по оценкам Еврокомиссии, 50-процентный рубеж среднего по ЕС уровня жизни превысили только 4 страны-новичка: Словения - 69%, Кипр - 63%, Чехия - 59% и Мальта - 53%. А вот показатели остальных бывших соцстран колеблются вокруг 40%. У Венгрии и Эстонии - чуть выше этой планки, у Польши и Литвы - чуть ниже. А Латвия и Словакия вообще имеют уровень доходов на душу населения в 30 и 28% от уровня среднего по Евросоюзу. Так что, расширившись, Евросоюз заметно обеднел, и оставшиеся на пути граждан стран "Новой Европы" препоны только подтверждают это.
ТЕНИ ПРОШЛОГО
Расширение Евросоюза вновь поставило на повестку дня в Восточной Европе "больные вопросы", вытекающие из прошлого. Так, Венгрия рассматривает возможность расширить свои границы за счет прилегающих территорий, населенных этническими венграми. Кроме 11 млн.. венгров в Венгрии, еще 2 млн.. живут в Румынии, более 600 тысяч в Словакии и более 400 тысяч в Сербии. В первых двух случаях они составляют до 10% и более населения этих стран. Если учесть, что известный своими националистическими высказываниями экс-премьер Виктор Орбан получает на каждых выборах более 40% голосов, несложно догадаться, что венгерский избиратель не против использовать вхождение в ЕС для расширения границ собственной страны.
Куда серьезнее выглядит то, что Евросоюз может стать инструментом для пересмотра итогов Второй мировой войны для Германии и Австрии. Еще на стадии переговоров обе они, особенно Австрия, требовали от Польши, Чехии, Словакии и Словении отменить постановления, согласно которым 60 лет назад с их территории как пособники нацистов были выселены миллионы этнических немцев. Вопрос о компенсациях утраченного ими имущества или даже их возвращении на родину предков является одним из главных пунктов программы не только радикальных австрийской партии свободы или германских национал-демократов, но и респектабельных германской ХДС/ХСС и австрийской народной партии. Последняя и так находится у власти, а возвращение к власти в Германии христианских демократов, скорее всего, произойдет уже в следующем году.
И вопрос о выселении немцев наверняка всплывет очень быстро, ибо после Ангелы Меркель главным претендентом на должность федерального канцлера станет глава правительства Баварии Эдмунд Штойбер - представитель земли, которая приняла наибольшее количество переселенцев. Именно баварские христианские социалисты, в числе которых и Штойбер, уже сейчас являются главными глашатаями пересмотра "восточной политики". И их союзником может стать не только Австрия, но и Италия, выдвигающая такие же требования к Словении. Получается, что вместо включения в единую европейскую семью Восточная Европа может получить новый "Дранг нах Остен - натиск на восток" с возможным пересмотром границ Польши, Чехии, Словакии, Литвы и Словении в - пользу Германии и Австрии. В целом же новые члены ЕС за год так и не стали субъектами в мировом политическом процессе, оставшись его объектом. США, с одной стороны, и Франция и Германия - с другой, спорили за включение их в свою сферу влияния. Вот здесь и кроется главная проблема ЕС - двойные и тройные стандарты, отсутствие четко установленной цели объединения Европы и ее будущих границ. Энергия без вектора практически всегда ведет к разрушению. Появится ли этот вектор - покажет только время.
Алексей СТРОГИН. «Российские вести», 27 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)