Количество австрийских избирателей, голосующих за крайне правые партии, симпатии которых поделены между «Союзом за будущее Австрии» (СБА) и Австрийской партией свободы (АПС), постоянно – 15%. За них голосуют из-за «иностранцев». Перед нами стоит весомая и опасная проблема общественной политики и демократической культуры. Методы, которыми до сих пор обходились: Народная партия Австрии (НПА), а также Социал-демократическая партия Австрии (СДПА) – исключительно с позиции робкой обороны, говоря об «ужесточении миграционного законодательства», а крайне правые – исключительно с позиции травли – эти методы контрпродуктивны или, соответственно, преступны. Поэтому нам необходима аккуратная миграционная политика, то есть реалистичная, но эффективная и при этом не роняющая человеческое достоинство.
В чем состоит конкретная проблема, каковы ее цели и пути достижения? Проблема заключается в следующем. В Австрии сегодня имеется в общей сложности более миллиона жителей, родившихся за границей. Это более 12% населения. Таким образом доля иммигрантов в Австрия практически такая же, как и в США. Почти 400 тысяч из них – мусульмане.
«Столкновение культур»
Большая часть этих людей – это новый низший класс, не имеющий нормальных возможностей для роста, с очень низким уровнем образования, прозябающий в достаточно неприглядных жизненных условиях. Этот низший класс конкурирует фактически или в собственном воображении с австрийцами, имеющими низкий доход и минимальное образование, за все более дефицитные рабочие места – и социальные пособия. Одновременно большая часть этих иммигрантов, прежде всего мусульмане, ведут другой, причем явно отличающийся, образ жизни. Кроме того, у новичков много детей и они молоды; люди, давно живущие в Австрии, заметно старше. Из-за этого «столкновение культур» выглядит следующим образом: в регионах, населенных по преимуществу рабочими и мелкими предпринимателями, пенсионеры уже не отваживаются зайти в парк, так как тон там задают молодежные турецкие группировки с их нарочитыми манерами мачо.
Ассимиляция – интеграция
Какова цель? Ассимиляция – жесткое слово. Менее жесткое – интеграция. Пропасть между общественными прослойками должна быть уменьшена. Сначала в материальном плане. Австрия – богатая страна, и постоянное существование низшего класса, который не имеет никаких возможностей для роста, нетерпимо. Но также нельзя соглашаться с существованием параллельного общества. Постепенно становится известно, какие насильственные порядки повсеместно царят в этих общинах в плане идеологии и отношения к женщине. То же самое относится к недостаточному восприятию демократии и к ее совместимости с исламом. Каков путь? Ответом на материальное неравенство и чужеродность культуры является образование. Помощь в изучении немецкого языка будет здесь первым шагом. Затем профессиональное образование, но также и образование, которое мы называем общим. Это касается всех: без обучения мы будем топтаться на месте. Это требует значительных финансовых вливаний. Часть образовательного наступления, которое Гузенбауэр (лидер австрийских социал-демократов. – Прим. ред.), слава богу, признал необходимым для выживания, должна быть направлена на детей «иностранцев».
Строгое следование канонам ислама является для многих опорой во враждебной среде. Но если в этой среде возможен успех, если она не ощущается как угроза, роль веры постепенно перестает быть столь всеобъемлющей и жизнеопределяющей. Общество имеет перед «иностранцами» долг, долг имеют и «иностранцы» перед обществом. Ничегонеделание – это не выход ни для тех, ни для других.
«Der Standard», 3 октября 2006 года
Перевод с сайта: Inopressa.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)