Социальная политика должна учитывать интересы как мужчин, так и женщин. Только в этом случае можно улучшить качество жизни в России. Об этом - в беседе с корреспондентом "Трибуны" специалист по гендерным проблемам доцент МГУ Ирина КАЛАБИХИНА
- Ирина Евгеньевна, гендер - это социальные роли и черты характера, которые культура и общество присваивают мужчинам и женщинам. Но когда заговаривают о гендерных проблемах, речь чаще всего идет о женщинах. Почему?
- Потому что гендерные исследования выросли из феминистских. Но гендерная наука, на мой взгляд, намного шире, она более всесторонняя и системная. Любое явление по-разному отражается на женщинах и на мужчинах. Анализом этого отражения гендерная наука и занимается.
- Что нового говорит нам она о нас самих, какие проблемы помогает решить?
- Для меня лично гендер - это увеличение степеней свободы выбора для мужчин и женщин. Например, сидеть ли дома с собственным ребенком в какой-то период жизни, идти ли на работу или это комбинировать. Гендерные исследования направлены на разрушение социальных стереотипов. Общество стремительно меняется, а стереотипы живы. Например, стереотип мужчины-кормильца и женщины - хранительницы очага или другой стереотип - мужчина не имеет права плакать, женщина может плакать и должна, но драться - ни в коем случае. С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Девочка должна играть с куклами, а мальчик - с машинками, солдатиками, пистолетами. Никто не пытается предложить девочкам и мальчикам выбрать из разнообразных игрушек ту, которая нравится. Таким образом, их лишают возможности выбора. То же самое происходит и во взрослой жизни. Отсюда и помехи в выборе мужчинами и женщинами ролей, сфер деятельности, дискомфорт и низкое качество жизни.
- Сказывается ли это на демографической ситуации?
- Еще как! Например, в России разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин самый высокий в мире - 12-13 лет. Тогда как биологические особенности обуславливают максимальную разницу 3-5 лет. У нас только 50 процентов мужчин доживают до пенсионного возраста и почти 90 процентов женщин. Молодые мужчины и мужчины среднего возраста умирают в 3-4 раза чаще своих ровесниц.
- Чем это вызвано?
- Прежде всего велика роль так называемых внешних причин: самоубийства, несчастные случаи, убийства, отравление алкоголем... Многие потери связаны со сложившейся иерархией социальных ролей. Мужчины пытаются войти в образ, который им предписывает соблюдать общество, переживающее ренессанс традиционной семьи, и не могут ему соответствовать.
В традиционных старых обществах мужчина получал от работодателя деньги на себя и на членов своей семьи. В советской системе работник получал зарплату только на себя, существовали в основном двузарплатные семьи. В 90-е годы возникла иная экономическая ситуация: падение производства, безработица. В этих условиях общество в первую очередь предлагает женщинам уйти с рынка труда, в том числе увеличивая отпуск по уходу за ребенком. А наши СМИ, реклама начали демонстрировать позитивный образ патриархатной семьи: ухоженная женщина сидит дома, приходит мужчина с бумажником, набитым деньгами, готовый приступить к ужину и т.д. Но большая часть мужчин не смогла вписаться в этот образ, хотя многие и надрываются на двух-трех работах, так как зарплаты работника (или работницы) по-прежнему не предусматривают расходы на потребности членов семьи.
- Не кажется ли вам, что программа демографического оздоровления, изложенная в президентском Послании Федеральному собранию, не вполне учитывает интересы и цели представительниц "слабого пола"?
- Я бы сказала иначе. На мой взгляд, в той части Послания, где изложена демографическая программа (материнский капитал и прочие вещи), президент обращается только к женщине. А обращаться надо к родителям. Тут не учтены все аспекты ситуации - женщина хочет работать, делать карьеру, быть независимой, хочет воспитывать детей на хорошем уровне, будучи сама всесторонней личностью. Предлагаемые ей деньги - неравноценная замена, особенно предложение молодой женщине пополнить свой пенсионный вклад. К тому же предлагаемый капитал должен быть не материнским, а родительским, а лучше детским (на образование и воспитание детей). Это снимет страхи женщины в ситуации, когда она остается одна, когда ей нужно работать за двоих, чтобы кормить, лечить, одевать ребенка. И в то же время активизирует другой аспект политики - необходимость работать с мужчинами. Надо пропагандировать отцовство. У нас разрушен институт отцовства. Мы только в начале 90-х позволили мужчинам брать отпуск по уходу за ребенком, напоминая о роли отца, и вновь материнский капитал... И после развода наши мужчины не борются за ребенка, как это происходит в западных странах. Мужчина должен иметь право выбрать: "либо я плачу алименты, либо целевые взносы на лечение ребенка, на его образование. И таким образом, я уверен, что деньги пойдут не на бывшую жену, а на ребенка..." Нужно создать социальные механизмы, детские счета, с помощью которых отец сможет содержать своего ребенка, уйдя от своей жены. И, конечно, культивировать позитивные настроения в отношении отцовства как высокого статуса.
- Какой прирост рождаемости могли бы дать пропаганда отцовства и "родительский капитал" или "детский капитал"?
- Сейчас в среднем рождается 1,3 ребенка на женщину, или полтора миллиона детей в год. Если мерами политики, освобождая женские страхи о будущем детей, добиться повышения суммарного коэффициента рождаемости на несколько пунктов, как это сделано в европейских странах, где осуществляется гендерная политика (до 1,7-1,9), мы получим при нынешней возрастной структуре дополнительно полмиллиона рождений!
- Правда ли, что наша семейная культура строится на психологической схватке между супругами? Насколько часто у нас насилие в браке?
- Я бы не сказала, что в российской семье идет "война полов", скорее сотрудничество и конкуренция. А что касается домашнего насилия, то оно имеет в России колоссальный размах. Бытовые убийства женщин (а их немало: по моим оценкам, эта цифра достигает 5-7 тысяч в год) - только верхняя часть айсберга. Проблема глубже. Экономически зависимой женщине уйти от насильника довольно трудно. Некуда уйти, не на что жить.
- Что должно сделать в первую очередь государство для создания оптимальных гендерных отношений?
- Показывать в СМИ позитивный образ родительства и отцовства. Создавать возможности для страхования ребенка в случае, если родитель остается один. Кроме того, мы много говорим о стимулировании рождения второго и третьего ребенка, а с конца 90-х не знаем, сколько у нас вторых и третьих детей родилось, надо возобновить сбор такой информации о населении. Кроме того, необходимо создать сертифицированный институт нянь по уходу за детьми и престарелыми - то, что сейчас ложится на плечи женщин, развивать дошкольные учреждения разных форм.
Еще одно важное направление работы - программы для мужчин трудоспособного возраста, нацеленные на пропаганду здорового образа жизни, на профилактику заболеваний, которые вносят свой вклад в мужскую сверхсмертность.
- Словом, дело упирается в то, чтобы сломать сложившиеся гендерные стереотипы?
- Стереотипы менять очень сложно. Роль государственной политики, неправительственных организаций, ученых я вижу в том, чтобы менять стереотипы в лучшую сторону с точки зрения качества жизни, свободы выбора человека. Мудрость общества я вижу в том, чтобы увеличить свободу выбора для своих граждан в отношении социальных ролей. В том, чтобы гарантировать своим гражданам будущее их детей, нацеливать на рождение детей не одну лишь женщину, а родителей - маму и папу одновременно. И я от всей души нашему обществу этой мудрости желаю.
***
Ирина Евгеньевна КАЛАБИХИНА доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук. Сфера научных интересов - гендерные исследования, демография. Автор монографии "Гендерные вопросы в России в конце XX века" и других научных работ.
Беседовал Илья МЕДОВОЙ. «Трибуна», 29 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)