В минувшую пятницу Госдума в первом чтении приняла поправки в закон, который был внесен Министерством здравоохранения и социального развития. Закон регулирует выплату детских пособий: увеличивает их размер и расширяет круг тех, кто вправе на них рассчитывать. Новшество Минздравсоцразвития было поддержано всеми депутатами, но некоторые сомневались, не приведет ли увеличение пособий к росту беспризорности и сиротства.
В майском ежегодном послании президента Федеральному собранию демографический вопрос был признан приоритетным. Минздравсоцразвития начало работу над законопроектом о стимулировании рождаемости. Теперь на очереди второй законопроект такого рода - о так называемом "материнском капитале", то есть единовременной выплате 270 тысяч рублей на каждого родившегося младенца.
Но пока ведомство Михаила Зурабова представило проект закона о детских пособиях. Во времена СССР родившая женщина могла рассчитывать на ежемесячную помощь от государства в размере 5 рублей (5% от средней зарплаты). Сейчас - 700 рублей (9, 5%), и только в случае, если она до родов успела поработать или поучиться в вузе. Минздравсоцразвития предлагает увеличить минимальный размер ежемесячных пособий на первого ребенка до полутора тысяч рублей, а на второго - до трех тысяч. Если первенцу еще не исполнилось полтора года, а в семье снова прибавление, выплаты суммируются -и таким образом каждый месяц государство будет выделять маме уже четыре с половиной тысячи.
Как осчастливить семью, решат соцработники
"Но полторы тысячи - именно минимальный размер пособий, - подчеркнул Михаил Зурабов. - Есть и другой вариант: женщина может получать фиксированные 40% от предыдущей зарплаты". Однако какой вариант предпочтительнее, будет выбирать не мать, а соцработник.
"Если, по данным статистики, - заметил Зурабов, - средняя зарплата женщин в России 6625 рублей, то молодая мама сможет получать от 3,5 до 4 тысяч рублей". Сумма выплат, по словам министра, не может превышать 6 тысяч, даже если зарплата в период беременности была высокой. И наоборот: если доход был крошечным, женщина вправе рассчитывать на гарантированный минимум в полторы тысячи рублей.
Пособия будут складываться и в том случае, если в семье родится двойня или тройня. Тогда женщине будут перечислять 1,5 тысячи за одного ребенка и по 3 за каждого следующего. Кроме того, в этом случае можно рассчитывать и на 80% от зарплаты, но здесь все будет зависеть от социальных служб.
Главное нововведение, как утверждают разработчики законопроекта, заключается в механизме сложения детских пособий. Пока они начисляются независимо от количества детей. 700 рублей - и точка. Окончательные размеры пособий будут определяться с учетом региональных коэффициентов, которые зависят от среднего уровня цен и зарплат в регионе и могут колебаться от 1 до 20%, как это уже существует в северных регионах.
На малый бизнес денег не хватит
С принятием закона расширится список категорий граждан, имеющих право на получение детского пособия. Их могут получать не только работавшие до ухода в декретный отпуск матери, студентки очных отделений и военнослужащие-контрактницы, но и безработные, которым тоже причитается от 1,5 до 3 тыс. рублей. По данным Минздрава, уже в 2007 году на помощь от государства будут претендовать более 1,5 миллиона человек. Впрочем, признают в Госдуме, охватить заботой всех отечественных матерей все равно не удастся. В законопроекте не были учтены женщины, которые трудятся у индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ - предприниматели без образования юридического лица). "Если их уволят в период беременности или отпуска по беременности и родам, а фирма закроется, то женщина останется без пособия", - отметил зампред ГД Владимир Катренко.
Законопроект впервые устанавливает новый вид госпомощи - "единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью".
Получить его может один из усыновителей, опекунов или приемных родителей. Размер пособия - 8 тысяч рублей на каждого ребенка. В Росстате предполагают, что в следующем году более 77 тыс. семей решатся на усыновление. На выплату пособий в 2007 году закон предусматривает 53,55 млрд. рублей из федерального бюджета и 26,82 млрд. из Фонда социального страхования.
Полтора года господдержки
Хотя думцы голосовали единодушно, споры над усовершенствованием законопроекта растянулись на несколько часов. Представители почти всех фракций отмечали: поддержка родивших женщин в течение всего лишь полутора лет - слишком маленьких срок. "В России катастрофическая нехватка детских садов. Куда девать ребенка, когда он чуть-чуть подрастет?" - возмущался "родинец" Александр Чуев. У Зурабова нашелся аргумент: "Как правило, отсидев дома более двух лет, женщина долго не может восстановить свой профессиональный уровень". По логике министра, ей самой же выгоднее пораньше возвращаться к работе.
Другой вопрос раздался из фракции "единороссов": не станут ли рожать только ради денег, бросая ребенка после полутора лет на произвол судьбы? Зурабов ответил, что "в министерстве об этом давно и серьезно думают".
Как всегда, депутатов изрядно повеселил главный либерал-демократ Владимир Жириновский, представивший свою демографическую программу: развитие культа семьи, урезание эфира криминальных телепрограмм, награждение орденами и медалями женщин, у которых более двух детей. Более того, лидер ЛДПР представил и новые виды материального поощрения: выделение каждой бездетной семье по 50 тысяч рублей на лечение от бесплодия.
***
Новые размеры пособий на ребенка адекватны?
Оксана Дмитриева / депутат Госдумы, член Партии развития предпринимательства: "Да, считаю, что это существенное продвижение. Но ко второму чтению надо будет вносить поправки, потому что для работающих женщин, получающих заработок хотя бы на уровне среднего, нет разницы между первым и вторым ребенком. И если государство хочет стимулировать рождение второго и последующих детей и давать за это большее пособие по уходу, это должно касаться прежде всего работающих женщин! Особенно по второму ребенку, поскольку когда женщина принимает решение его рожать, то она, как правило, уже работает, имеет стаж и нередко - приличную зарплату.
Да, можно согласиться на 40% от зарплаты в качестве пособия с ограничением потолка в 6 тысяч рублей, если рожают первого. Но на второго потолок должен быть выше, например 12 тысяч рублей.
В перспективе нужно будет поднимать этот барьер для работающих женщин. Потому что если это принцип социального страхования, то, конечно, тем женщинам, которые уже имеют стаж и заработок, будет особенно тяжело уходить с работы и терять его.
Есть еще пособие по беременности и родам, которое выплачивается сейчас "в размере среднего заработка, но не больше пятнадцати тысяч". Это два месяца до родов и два - после. Я считаю, что здесь тоже есть ограничения, несправедливые именно по отношению к среднему классу и достаточно высокооплачиваемым женщинам. Они теряют, поскольку 100% их заработка - это больше, чем 15 тысяч. Скажем, участковый врач после увеличения зарплаты получает около 25 тысяч рублей. И если она уйдет в декрет, то за счет этого ограничения потеряет 40 тысяч.
Надо сказать, что во всей этой концепции сделан крен в защиту молодых женщин, не имеющих стажа работы и заработка. А вот потребности работающих женщин, имеющих стаж и хороший заработок, наоборот, оцениваются недостаточно". Мария Гайдар / координатор молодежного движения "Да!":
"Я оцениваю это положительно. Но думаю, было бы правильнее, если бы эти меры распространялись не на всех в общем порядке, а скорее на определенные, наиболее нуждающиеся группы.
Если говорить о демографической политике, то есть очень много важных мер, которые нужно принимать. Но это не будут простые субсидии. Например, те, кто живет в Москве, знают, что устроить ребенка в детсад - большая проблема. Так же с роддомом или, поликлиникой. Эти вопросы решать необходимо, но они, возможно, более сложные и тонкие и менее популярные, чем повышение прямых пособий. Кроме того, есть моменты, которые очевидно противоречат друг другу. Да, увеличивают пособия матерям. Но отменяют отсрочки от службы в армии для отцов, у которых есть маленькие дети. Никакое пособие не заменит наличия в доме мужчины, зарабатывающего деньги!"
Александр Чуев / депутат Госдумы, фракция "Родина":
"Наконец-то мы стали реализовывать те положения, которые обозначил в своем послании президент. Замечу, что законопроект ко второму чтению нуждается в поправках, там есть неточности и опасность двойного толкования. Например, максимальный размер пособия для работающей женщины на одного ребенка не может превышать 6 тысяч рублей, когда речь идет о 40% от зарплаты. Но так было прописано в законе, и правоприменитель в субъекте Федерации это мог так истолковать - а распределять пособия будут именно субъекты Федерации, - что женщина вообще не сможет получать больше шести тысяч! Хотя, например, если у нее три ребенка, то она должна получать уже семь с половиной, а если четверо - десять с половиной тысяч. Я обозначил это в своем выступлении, а министр Зурабов согласился".
Опрос подготовил Александр САРГИН
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)