… о событиях в Кондопоге и проблемах национальной политики в России
Конфликт между россиянами
Пропасть непонимания необходимо преодолевать
События в Кондопоге представляют собой массовый выход части населения из правового пространства в форме так называемых беспорядков, бунтов или волнений. Стихийные беспорядки подобного рода, которые почти всегда обретают характер межрасовых, межэтнических или межрелигиозных столкновений, случаются и в странах, где государственная машина работает даже эффективнее, чем в России (например, во Франции, США, Китае, Индии).
Кто виноват?
Суть происходящего в том, что за счет активной миграции этнический состав населения в городах очень изменился. Приезжающие часто разговаривают не на русском языке, придерживаются других обычаев и норм поведения, исповедуют иную религию. В принципе приезжие и коренные жители адаптируются друг к другу достаточно успешно, ибо они граждане одной страны или были когда-то гражданами одной страны, а сейчас живут в разных странах. Но почти везде возникают типичные конфликтные проблемы.
Главная - это проблема жесткой конкуренции за ресурсы, участие в бизнесе и торговле. Как правило, приезжие люди в этом больше преуспевают, ибо изначально нацелены на предпринимательство. Только часть новожителей стремятся остаться в новых местах и "жить, как все". Многие просто хотят заработать деньги, причем самыми разными путями. Получая хорошие доходы, порою не очень образованные пришельцы начинают утверждаться за счет демонстрации своих возможностей (в Кондопоге даже купили злополучный "Мерседес", правда, неизвестно, какого года производства!). Юноши могут вести себя вызывающе, вступая в схватки с местными "качками" и авторитетами, которые не хотят уступать роль хозяев. Конфликты и драки возникают по поводу бизнеса, мест проживания, женщин и даже как своего рода форма нетрезвого досуга (называется "разобраться" с чеченцами, калмыками или русскими).
Вместо того чтобы налаживать отношения с местным населением, новожители предпочитают подкупать местную бюрократию - кого-то из МВД, прокуратуры, вплоть до глав администраций или мэров городов. Получают своего рода индульгенцию и пребывают в уверенности, что на них законы не распространяются. В Кондопоге давно зрело недовольство тем, что местные начальники милиции были коррумпированы выходцами с Кавказа. Хотя за словом "коррупция" в данном случае могут скрываться элементарный непрофессионализм или ложные чувства солидарности. Иногда милиция намеренно оставляет местный и приезжий криминал разбираться друг с другом, чтобы самим иметь меньше хлопот.
Опасность эскалации напряженности и насилия существует еще и потому, что такие конфликты используются в политических играх. Существуют партии и общественные организации, пропагандирующие мысль о том, что основные социальные проблемы - преступность, высокие цены, наркомания - от незаконных мигрантов. И нужно от них "очиститься", даже если это российские граждане, у которых есть конституционное право свободного выбора места проживания на территории страны. Так, в Кондопоге митинг был организован с участием лидеров ДПНИ, которые приехали в Карелию из Москвы и, как они говорят, "помогли местному населению выразить их требования". Пропаганда против мигрантов в России достигла беспрецедентных масштабов, хотя граждане продолжают пользоваться услугами приезжих торговцев и оптовых рынков как раз по причине приемлемых цен, и без этого их жизнь серьезно осложнится. Тогда, видимо, врагами станут французские и итальянские бутики и товары. В этом противоречии скрывается проблема противодействия разрушительной пропаганде политических экстремистов, которые за сами беспорядки как бы и не в ответе.
Что делать? Кондопога преподнесла несколько важных уроков. Во-первых, необходимо усилить правовую охрану общественного порядка. За спокойствие, жизнь и сохранность имущества граждан от внешних посягательств отвечает государственная власть, которой делегированы народом все необходимые полномочия и собираемые с граждан налоговые средства. Полагаю, что наши сотрудники МВД должны проходить специальную подготовку на предмет предотвращения или ликвидации массовых волнений. Драка в Кондопоге длилась несколько часов, а милиция даже не вмешивалась. Это привело к гибели двух молодых мужчин и ранениям многих участников столкновения. ГАИ и милицейский патруль беспрепятственно пропустили в город машинный кортеж людей, вооруженных холодным оружием. Те и другие должны за это понести наказание. Наказания за убийства людей должны быть неотвратимыми, ибо жизнь человека - это главная ценность, охраняемая государством.
Необходимо также повысить уровень ответственности должностных лиц. За попустительство насилию должны отвечать не рядовые милиционеры, а лица в ранге не ниже полковника. Возможно, на местах надо также создавать специальные отряды, группы, которые могли бы быстро - если не успевает спецназ или ОМОН-реагировать на коллективные драки и другие разборки или вовсе не допускать столкновений, располагая оперативной информацией.
Естественно, что убийцы жителей Кондопоги должны быть найдены и осуждены. Но нельзя оставлять без наказания других зачинщиков и участников массовых беспорядков. В их отношении также должны последовать правовые санкции. Иначе всякое вознаграждение насилия будет вызывать новое насилие.
Нужно работать и в других направлениях. У многих этнических общин есть свои организации, культурные центры, которые часто только "сохраняют свою культуру" и совсем не занимаются правовым и иным просвещением, не объясняют собственной молодежи, что нужно вести себя достойным образом, не нарушать правопорядок, устанавливать контакт с местным населением. По стране действуют замкнутые клубы, где собираются только армяне, азербайджанцы, грузины, чеченцы или ингуши. Они закрыты для местных жителей. Так формируются два мира - старожильческое население и пришлое. Между ними существует пропасть непонимания, которую нужно преодолевать. Потому этнические общины, национально-культурные автономии, ассоциации в регионах или на федеральном уровне должны проводить работу по регулированию правового и социального поведения как не менее важную, чем сохранение малой культуры или совместное времяпрепровождение. Задача содействия интеграции с местным населением во избежание конфликтов должна быть прописана в законе о национально-культурной автономии, если ее там нет. Этнические клубы и ассоциации не должны превращаться в "крышу" противоправной деятельности.
Наконец, и коренные жители могут многое сделать для мира и согласия. Зачастую их отношение к проблеме ограничивается пересудами, что "понаехали" люди из других регионов и ведут себя "не так". Но без общественных дискуссий и разъяснения не обойтись. Нужно объяснять, какую пользу приносят мигранты, привозя товары, открывая рынки, предприятия и рестораны, строя дома и офисные помещения. В конце концов, их услуги востребованы обществом. Во многих быстро развивающихся регионах именно приезжая рабочая сила помогла выйти из кризиса. И СМИ не должны нагнетать страсти, а должны давать конструктивную информацию, помогать разобраться в проблеме, находить общий язык. Если основная масса населения не готова к диалогу, то другая сторона попросту не будет услышана.
Здесь все может пойти на пользу - контакты между родителями, молодежные секции, спортивные кружки, в которые нужно привлекать молодых мужчин, больше всего склонных к насилию и совершению преступлений. Я считаю, что 90% проблем должны решаться на уровне региональных и местных властей. Кстати, взрывоопасная ситуация существует не во всех регионах с высокой долей приезжего населения. Там, где власть работает в этом направлении умело и повседневно (например, ряд субъектов Приволжского федерального округа), ксенофобия и экстремизм распространены гораздо слабее, а внешние провокаторы туда не особенно лезут.
Должны быть использованы ресурсы и на федеральном уровне. В Минрегионразвития полезно усилить департаменты межнациональных отношений, мониторинга и прогнозирования. Если же все пустить на самотек, то данная коллизия, существующая в российском обществе, может стать очень серьезной.
Валерий ТИШКОВ. «Московские новости», 15 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)