Россия тратит на поддержку семьи в 10 раз меньше, чем Европа
После президентского Послания Федеральному собранию в мае этого года вся страна взялась за обсуждение демографических проблем, окрестив их чуть ли не пятым национальным проектом. В Москве на минувшей неделе прошел семинар "Низкая рождаемость в России: вызовы и стратегические подходы". В обсуждении российской демографической проблемы приняли участие руководители Фонда ООН в области народонаселения, представители Минздравсоцразвития, Комитета по здравоохранению Государственной думы, экспертного управления президента.
Считается, что проблема демографии - это проблема отдельно взятого россиянина. Решение, продолжать ли себя в своих детях или не продолжать, может быть принято только им. В этом случае государство вряд ли может повлиять на репродуктивное поведение граждан. Но наше правительство настроено оптимистично. Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов не сомневается, что репродуктивные установки населения во многом зависимы от политики государства. В качестве примера министр назвал меры по увеличению рождаемости, проводимые еще Советским Союзом в конце 70-х - начале 80-х годов. К 1987 году коэффициент рождаемости (число рождений за год на 1000 человек) достиг максимального уровня, поднявшись до отметки 2,19, тогда как для воспроизводства населения достаточно цифры 2,14. К 1997 году этот показатель снизился до 1,17. Эти данные, считает министр, служат подтверждением тому, что рождаемость во многом зависит от воли государства. Поэтому решение проблем демографии, считает он, будет зависеть не только от роста уровня жизни населения, но и конкретных государственных программ, направленных на помощь семьям.
Тревожный звоночек
Решительные действия по выравниванию демографической ситуации откладывать нельзя, считает руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, профессор кафедры социальной политики и социальной работы Валерий Елизаров. На его взгляд, отсутствие целенаправленной демографической политики поставит под угрозу национальную безопасность. Во-первых, быстрое сокращение населения затруднит нормальное комплектование Вооруженных сил, во-вторых, снижение численности трудовых ресурсов в сочетании с высоким уровнем смертности в трудоспособных возрастах станет препятствием для экономического роста. Кроме того, старение населения приведет к неизбежному кризису состояния Пенсионного фонда и в целом пенсионной системы. Но министр здравоохранения и соцразвития оптимистичнее в своих прогнозах: "Количество населения в репродуктивном возрасте, в первую очередь женщин, будет расти приблизительно до 2012-2013 года".
Небольшой рост рождаемости в 2004-2005 годах нельзя объяснить целенаправленными усилиями государства, считает Валерий Елизаров. В этом всплеске "виновата" высокая рождаемость 80-х годов прошлого века, и рост числа молодых матерей способствовал росту родившихся. Плюс частичная реализация отложенных родов, связанных с экономическими трудностями девяностых. По мнению профессора Елизарова, этот фактор подъема рождаемости близок к исчерпанию, и волна сокращения рождаемости начнется уже после 2010 года.
Три кита
Директор департамента экспертной поддержки ЮНФПА для стран Европы и Центральной Азии Ален Муширу назвал главные составляющие успешной и продуктивной демографической политики: согласованная политика в социальной и демографической сфере, надежные субсидии, система детских садов и образовательных учреждений, а также соблюдение баланса между карьерой и материнством для женщин.
Кроме того, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы, доктор медицинских наук, профессор Николай Герасименко назвал одной из главных составляющих демографической политики снижение смертности. Он отметил, что в первую очередь следует уделить внимание профилактике смертности по причинам сердечно-сосудистых заболеваний, от которых ежегодно умирают около 1 миллиона 200 тысяч человек, плюс ежегодно гибнет на дорогах 40 тысяч человек. Профессор Герасименко считает, что надо беспокоиться не только о том, чтобы рожали, но также уделить внимание "качеству детей". То есть в проблему демографии предполагается включить также пропаганду здорового образа жизни.
Министр здравоохранения Михаил Зурабов считает, что в первую очередь нужно решить вопрос: кому помогать? Европейская точка зрения - помогать прежде всего работающим гражданам - поддерживается нашим правительством. Государство должно простимулировать женщину к тому, чтобы она приняла решение о рождении ребенка, а затем "быстро вернулась на работу". Но помимо тружениц государство впервые решило оказывать помощь и женщинам неработающим. На взгляд министра Минздравсоцразвития, это существенно повлияет на принцип формирования социальных пособий. "Во-первых, это освобождение от уплаты подоходного налога с зарплаты, во-вторых, рассматривался вопрос формирования размера пособия в зависимости от заработной платы", - рассказал министр. Однако перспективность такой политики вызывает у специалистов сомнения. Если женщина получает 10 тысяч рублей в месяц, то размер ее подоходного налога составляет 1300 рублей, а минимальное пособие неработающей женщине - 1500 рублей. Учитывая, что средняя зарплата по стране даже не 10 тысяч, а только 7, то все минусы данного варианта налицо. Вариант с заработной платой тоже не всем показался подходящим, "поэтому мы решили остановиться на адресной помощи каждой семье, хотя и считаем этот вариант ущербным", заявил министр.
Кроме того, правительство планирует улучшить качество и доступность оказываемой медицинской помощи как для женщин в период беременности, так и для детей в возрасте до года или до двух лет. На будущий год существенно расширится программа родовых сертификатов и все женщины в период беременности будут получать бесплатные препараты. Кроме того, планируется включить в программу родовспоможения педиатрическую службу и предоставить матерям возможность выставлять счет государству за те услуги, которые будут оказаны ребенку. По словам министра, на все эти цели будет выделено порядка 250 миллионов долларов.
Сэкономить не получится
По мнению профессора Валерия Елизарова, демографическая программа должна быть рассчитана как минимум на 10 лет. Ален Муширу считает, что и того больше - на 10-20 лет. Причем оба эксперта сходятся во мнении, что сэкономить на демографии не получится. Европейские страны тратят на материнские и семейные пособия суммы, эквивалентные 2,5-3% ВВП, а некоторые страны - до 4%. Затраты на основные виды пособий в России составят менее 0,3%. То есть масштаб затрат на поддержку семьи у нас сегодня в 10 раз меньше, чем в развитых странах.
Встает естественный вопрос: откуда брать деньги? Одним из вариантов Николай Герасименко предложил ввести налог на бездетность для холостяков, раз они "не хотят выполнять свой долг перед Родиной". "Помощь бюджету для социальных расходов действительно нужна, и налог на бездетность как идея понятен, но тут есть своя специфика", - заметил Михаил Зурабов. Он также отметил, что не представляет, каким образом в случае принятия подобного закона поступать с теми, кто живет гражданским браком, а также с теми, кто не может иметь детей по состоянию здоровья. "Специфика" этого вопроса, учитывая размах коррупции в нашей стране, приведет к тому, что все холостяки обзаведутся медицинскими справками, подтверждающими их бездетность, и уйдут от налога. По словам министра, это только "дезориентирует тех, кто занимается демографической проблемой". Следует также ожидать, что данная мера будет непопулярна среди россиян. Современные молодые люди стремятся в первую очередь сделать карьеру, а не озадачиваются семьей. Западные демографы давно считают, что в настоящее время женщины имеют возможность добиться социального успеха вне материнства, поэтому государство должно взять на себя задачу превращения материнства в притягательную для женщин профессию. Ситуация изменится только тогда, когда функции матери будут одновременно весьма уважаемыми и щедро вознаграждаемыми. Но финансирование подобного подхода предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета.
Наталья НИКСДОРФ. «Россiя», 21 сентября 2006 года
Берегите семью!
Депутаты российского парламента еще в начале 90-х горячо обсуждали размеры детских пособий. Уже тогда некоторые предлагали выплачивать пособия в размере среднемесячной зарплаты женщины.
Для усиления материальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей с 1 января 2006 года были значительно повышены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей: единовременного пособия при рождении ребенка с 6 до 8 тысяч рублей и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 500 до 700 рублей. В 20 субъектах Российской Федерации в дополнение к федеральному установлены региональные единовременные пособия при рождении ребенка в размере от 300 до 10000 рублей. В 12 регионах установлены дополнительные выплаты при многоплодном рождении от 2 тысяч до 50 тысяч рублей.
Обращаясь к Федеральному Собранию РФ, Владимир Путин сделал акцент на демографической ситуации в стране. Сейчас у нас многие семьи хотят завести второго ребенка, но не решаются сделать это из-за финансовых трудностей. Если у них появится обещанное Президентом денежное подспорье, то и прибавление в их семьях обязательно состоится. Выплаты так называемого материнского капитала - 250 тысяч рублей - начнутся уже с 1 января 2007 года.
Уже в сентябре Госдума в первом чтении приняла первый из законопроектов, которые будут разработаны и поступят на рассмотрение во исполнение тех положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которые касаются демографической политики. Это законопроект об увеличении пособия по уходу за детьми до 1,5 лет. Вводится и новый вид пособия - единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью. Его размер составит 8 тысяч рублей, и им сможет воспользоваться один из усыновителей, опекунов или попечителей.
С проблемами демографии и поиском эффективных государственных мер по увеличению рождаемости рано или поздно сталкивается практически каждое государство. В преодолении таких явлений в мире уже накоплен богатый опыт.
Например, в США ежемесячные детские пособия получают только малообеспеченные семьи - от 160 до 700 долларов. Во Франции для малообеспеченных семей, доход которых составляет менее 5 тысяч евро в месяц на одного члена семьи, выплачивается сумма, равная 180 долларам, плюс 123 доллара на второго ребенка, 282 - на третьего, 443 - на четвертого, 600 - на пятого и последующих до их совершеннолетия детей.
Говоря о стимулировании рождаемости детей, политики часто приводят в качестве примера Италию, где в конце двадцатых годов прошлого века под руководством диктатора Бенито Муссолини осуществлялась так называемая "битва за рождение". Планировалось за двадцать лет увеличить количество населения страны почти в два раза - с 37 до 60 миллионов. С этой целью законодательно были запрещены аборты, продажа презервативов. Драконовские налоги применялись к холостякам. Больше того, они, по сути дела, были лишены даже права занимать высокие должности на государственной службе. Полностью освобождались от всех видов налогов многодетные семьи.
На первый взгляд все обстоит довольно просто: хочет государство, чтобы в нем было больше детей, оно должно платить женщинам пособия. Но встает вопрос: сколько и по какой схеме платить?
В Греции детские пособия для работников частного и общественного секторов отличаются. В Германии пособие может выплачиваться на ребенка, который не проживает в стране. В Бельгии, Германии, Люксембурге и Франции сумма пособия возрастает с рождением или каждого последующего ребенка, или начиная с третьего ребенка в семье. В Великобритании повышенный размер пособия выплачивается только на первого ребенка, на каждого последующего оно уменьшается наполовину.
За рубежом на размер пособия может влиять возраст ребенка. В Австрии и Германии - до 27 лет, если ребенок становится студентом и продолжает профессиональное обучение.
Во Франции пособие назначается на детей с 6 до 18 лет. Сегодня француженка на седьмом месяце беременности получает 841 евро плюс 168 евро в месяц до достижения ребенком трехлетнего возраста. Если она бросает работу за месяц до родов и в течение месяца после, то ей полагается компенсация в 1 тысячу 294 евро. Во Франции беременной женщине предоставляется бесплатное обязательное медицинское обслуживание, включая эхографию и определение тяжелых генетических аномалий плода. До шестилетнего возраста ребенка ей оказывается помощь по оплате ясель или няни. Если она решила заниматься ребенком сама, то ей выплачивается 541 евро, а если она работает на полставки, то доплата составляет 345 евро.
В США для поддержки семей с детьми активно используются налоговые кредиты как возмещаемые, так и невозмещаемые. Налоговое пособие на ребенка в Канаде зависит от дохода семьи и количества детей. Здесь каждая провинция самостоятельно определяет параметры дохода семьи, поэтому пособия на территории Канады сильно отличаются друг от друга. А вот пример решения демографических проблем у наших украинских соседей. Их недавний эксперимент заслуживает особого внимания. Существенно повысив единовременное пособие на рождение ребенка до 1,5 тысячи долларов, украинцы живут в ожидании непременного и долгожданного демографического взрыва.
Есть чему поучиться и у Беларуси. Государство взяло на себя обязательство предоставлять молодым семьям отдельную квартиру в течение трех лет после вступления в брак. При появлении второго ребенка 50 процентов стоимости квартиры оплачивается за счет государства, при рождении третьего - 70 процентов, а при появлении четвертого - уже стопроцентную стоимость квартиры оплачивает само государство.
Президент в своем Послании обратил особое внимание и на следующий момент: важнейший путь решения демографической проблемы - восстановление наших старинных ценностей, а именно бережного отношения к семье, к родному очагу. Пока многодетная семья не станет в России по-настоящему уважаемой в обществе, никакие предпринимаемые экономические меры не дадут нужного результата. Без изменения отношения общества к семье и ее ценностям невозможно решить проблему низкой рождаемости.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По информации Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины И. Гундарова, сегодня 10 процентов российских семей хотят иметь 4 детей, более 30 процентов -3 детей, 55 процентов - 2 детей, 3 процента настроены иметь одного ребенка, около 2 процентов не определились.
Подготовила Ольга ЗЕНЬКОВИЧ. «Парламентская газета», 21 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)