… о равных правах граждан России и Белоруссии на получение услуг здравоохранения
Равные права
Медицинские услуги для белорусов и россиян должны быть одинаковыми
Законодательный марафон по обеспечению равных прав на получение медицинской помощи на территории Союзного государства выходит на финишную прямую. Позади - годы переговоров, юридических споров, дотошных согласований формулировок. Остался буквально один шаг - ратификация Россией соответствующего соглашения. Об интеграции в сфере здравоохранения разговоры ведутся с 1999 года, когда был принят Договор о создании Союзного государства. Впрочем, во многом благие пожелания уже подкреплены делом. Так, по мнению начальника управления организации медицинской помощи Минздрава Беларуси Александра Цыбина, давно нет никаких препонов в обмене высокими технологиями: "То, что служит медикам в России, с успехом применяется и в Беларуси. И наоборот. Несколько другой вопрос - само качество исполнения. Что-то получается лучше у наших соседей, что-то у нас. В качестве примера могу привести минский РНПЦ детской онкологии и гематологии. Таких центров в мире вообще единицы".
Один только факт: несколько месяцев назад белорусские онкологи приняли на лечение московского школьника Володю Боровских с редкой опухолью головного мозга. Сложнейшую операцию по пересадке костного мозга российские специалисты делать отказались: одни запросили неподъемную для семьи Боровских сумму в 50 тысяч долларов, другие просили подождать три-четыре года. С последней надеждой родители позвонили в Минск. "Конечно, приезжайте!" - сказали в РНПЦ детской онкологии и гематологии. Случай не единичный, и он сам по себе, с точки зрения медиков, - уже доказательство того, что равные права для пациентов могут соблюдаться не на словах, а на деле. К вехам на пути интеграции медицинские чиновники относят и тот факт, что врачи обоих государств объединяют свои усилия в рамках доказательной медицины, и то обстоятельство, что россияне заинтересовались демографической стратегией Беларуси, которая уже дает первые плоды: сегодня в стране впервые за много лет темпы рождаемости опережают темпы смертности. Известно, что эти темы уже обсуждали министр здравоохранения и социального развития России Михаил Зурабов и министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко.
Однако главный, для многих жизненно важный вопрос: когда в союзной медицине перестанут делить пациентов на своих и чужих? - по-прежнему остается открытым. Хотя ответа, прямо скажем, все мы заждались. В том числе и в белорусском Минздраве. Ведь здесь еще в 2003 году в одностороннем порядке было издано распоряжение оказывать медицинскую помощь гражданам России, постоянно проживающим на территории Беларуси, на равных с белорусами условиях. Это, конечно, дополнительная нагрузка на систему.
- У нас действует принцип подушевого финансирования: в бюджете здравоохранения на одного жителя выделяется 385 тысяч белорусских рублей, - говорит Александр Цыбин. - Если же к белорусам добавляются россияне, то надо все очень точно рассчитывать. В прошлом году около семи тысяч человек из разных стран СНГ получили у нас плановую помощь, 2,5 тысячи - экстренную. Это стоило бюджету пять миллиардов рублей, а компенсировали нам лишь около двух миллиардов. В нынешнем году, к счастью, отрицательное сальдо уменьшилось - до 940 миллионов рублей. Но нужно понимать, что это своеобразный аванс, который мы выдали другим странам, в первую очередь - России. Безусловно, какие-то суммы постепенно поступают из Министерства здравоохранения и социального развития РФ и из фондов социального страхования. И, безусловно, здравоохранение - не та сфера, где деньги можно требовать вперед, тем более в экстренных случаях. Медицина - дорогая отрасль. Чтобы равные права в области медицинского обеспечения соблюдались реально, должен быть прежде всего налажен механизм финансирования.
Вот это и есть основной камень преткновения, а не технологии и не объемы помощи, которую медики оказывают и готовы оказывать в будущем. Убрать такой "камень" с дороги непросто уже по той простой причине, что сами системы здравоохранения у нас финансируются по-разному: в Беларуси - из бюджета, в России принцип бюджетно-страховой. Так что нет ничего удивительного в том, что понадобилось несколько долгих лет, чтобы подготовить межправительственное соглашение о порядке оказания медицинской помощи. Оно рождалось очень трудно. Скажем, в июле 2005 года эксперты в течение двух дней за четыре заседания обсудили пять разных вариантов соглашения. И, как сетовал тогда начальник отдела Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Министерства здравоохранения и социального развития России Николай Дергунов, "если к концу одного заседания мы приходили к консенсусу, то уже назавтра появлялся новый проект". Оттачивали чуть ли не каждую фразу. А главным итогом этих жарких споров стала одна, зато принципиальная формулировка понятия - "равные права".
Эти юридические баталии давали скептикам основания думать, что процесс согласований затянется еще на пару лет. Тем не менее, 24 января 2006 года соглашение было подписано в Санкт-Петербурге премьер-министрами Беларуси и России. Однако прежде чем оно реально заработает, необходима внутригосударственная ратификация, о завершении которой стороны должны уведомить друг друга. Беларусь поставила точку в проблеме еще 19 июля, когда Президентом Беларуси был подписан соответствующий закон.
Россия пока документ не ратифицировала. По неофициальной информации, он уже прошел через МИД, МВД, а сейчас находится в Минфине России. Вопрос о сроках российской ратификации внесен в повестку дня заседания Совета Министров Союзного государства, которое состоится в Москве в конце сентября.
Хотя формально соглашение еще не принято, тем гражданам России и Беларуси, чьи интересы оно затрагивает, наверное, уже можно постепенно готовиться к новым порядкам. Во-первых, Героям Советского Союза и кавалерам ордена Славы трех степеней. У них особый статус: вне зависимости от того, постоянно или временно они находятся на территории другого государства, им гарантируется медицинская помощь, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Во-вторых, равными правами с коренными жителями наделяются граждане России и Беларуси, постоянно проживающие на территории страны-соседки.
В-третьих, должны решиться проблемы тех, кто уехал работать по трудовым договорам. Их право на медицинскую помощь тоже уравнивается с правами местных рабочих, однако ответственность здесь возлагается на работодателя, который в случае чего должен будет компенсировать медикам расходы на лечение. А вот тем, кто прибыл или проживает на территории другого государства временно, бесплатно положена только скорая медицинская помощь и помощь в случае возникновения заболевания, опасного для окружающих. Консультации у специалистов, анализы, обследования - за всю плановую помощь в этом случае придется платить. Правда, как предполагается, "с понижающим коэффициентом" - меньше, чем другим иностранцам.
- Мы отдаем себе отчет в том, что охвачены интересы не всех категорий лиц, - подчеркивает Светлана Бейнарович, первый секретарь управления России и Союзного государства МИДа Республики Беларусь. - Обеспечение равных прав - поэтапный процесс, одномоментно решить все накопившиеся проблемы нереально. Но по мере развития интеграции, думаю, сделать это удастся.
Людмила ГАБАСОВА. «Союз» (приложение к газете Российская газета), 21 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)