О нем должно думать не только государство, но и он сам
В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, в составе населения увеличивается абсолютная и относительная численность лиц пожилого возраста. В соответствии с прогнозами эта тенденция в будущем не только сохранится, но и усилится. Если в 1939 году удельный вес лиц 60 лет и старше во всем населении России составлял 6,7%, то в 1959 году он возрос до 9%, а в 1970 году - до 11,9%. По данным всероссийской переписи населения в 2002 году доля людей этого возраста у нас составляла уже 18,9%. В результате возрастная структура населения России сильно деформировалась.
Их становится все больше
Основными факторами, повлиявшими на снижение доли лиц в младших
возрастных группах и увеличение удельного веса в старших, явились
уменьшение рождаемости и повышение смертности в трудоспособных возрастах
(? - Демоскоп). Так, с 1995
году на момент всероссийской переписи населения 2002 года оно в
России уменьшилось на 3139, 3 тысячи человек, или на 2,1%. За этот
период численность лиц 60 лет и старше возросла до 2586 тысяч человек,
или на 10,5%.
При изучении населения старших возрастных групп было выявлено абсолютное и относительное увеличение лиц старше 90 лет. Людей, достигших подобного возраста, в геронтологии принято называть долгожителями. За период 1959-2002 годов их численность в стране возросла со 109869 до 412000 человек или в 3,7 раза, а их доля изменилась с 0,2 до 0,3%. Увеличивается численность лиц и в возрасте 100 лет и старше: за период 1995-2002 годов с 7248 до 29619 человек.
С ростом числа лиц старших возрастных групп возрастают заболеваемость и инвалидность, так как пожилые страдают множественной хронической заболеваемостью с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления. Уровень заболеваемости у пожилых людей (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у молодых. Такое положение привело к тому, что люди пожилого возраста составляют значительную часть среди пациентов всех медицинских учреждений. Они, естественно, используют значительные ресурсы здравоохранения. Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у них в 2-4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Уровень госпитализации составляет около 165 случаев на 1000 населения.
Зачем пенсионеру работать
Все эти факторы приводят к тому, что необходимо увеличивать сеть и активизировать деятельность отделений социально-медицинского обслуживания пациентов на дому.
Многие пожилые люди, оформив пенсию, продолжают работать. Большое значение при этом имеет так называемая социальная активность пожилого человека. В новых социально-экономических условиях, по данным многих исследовании, около 60% пенсионеров по старости работают только по материальным причинам. В последние годы в связи со снижением качества жизни большинства населения страны материальная мотивация к труду стала доминирующей. Выявляется прямая зависимость между размером пенсии и мотивом продолжения труда. Тип ориентации пенсионеров к профессиональной деятельности зависит от тяжести, напряженности и характера выполняемой работы. Среди лиц умственного труда социально обусловленные мотивы продолжения профессиональной деятельности встречаются чаще, чем у тех, кто занят трудом умеренной напряженности. У людей напряженного умственного труда на первое место выступает привычное стремление к ответственности за выполняемую работу и сохранению престижа благодаря выполняемой работе или занимаемой должности. На продолжительность трудовой деятельности после вступления в пенсионный возраст оказывает влияние уровень образования: наиболее длительный срок отмечен у пенсионеров с самым высоким уровнем образования. Эти люди, как правило, к пенсионному возрасту успевают приобрести высокую квалификацию и занять прочные служебные позиции, поэтому в отличие от своих менее образованных сверстников они более конкурентоспособны по сравнению с молодыми.
Результаты геронтологических психологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что работники в возрасте от 45 до 65 лет при сравнении с молодыми отстают от них на 25% в скорости работы, но на 60% превосходят их с точки зрения точности, тщательности ее выполнения.
Побудительные социальные мотивы к трудовой деятельности наиболее распространены среди пожилых людей, не имеющих существенных жалоб на состояние своего здоровья. В общей массе желающих продолжать профессиональную деятельность обнаруживается сочетание мотивов к труду материального и социального характера, изолированно они встречаются редко. Пенсионеры, продолжающие свою профессиональную деятельность, в среднем работают около 5 лет после выхода на пенсию. Прекращение работы, обусловленное желанием их отдыхать, составляет 30%, ухудшением здоровья - 29%, семейными обстоятельствами - 14%, по инициативе администрации - 27%.
Для мужчин в возрасте 60-69 лет в подавляющем большинстве профессий характерен высокий и очень высокий показатель профессиональной сохранности. Эти показатели были обнаружены у работников, занятых в медицине и здравоохранении, в сфере культуры, а также у работников неквалифицированного труда.
Для женщин первого пенсионного пятилетия (55-59 лет) высокий уровень профессиональной сохранности обнаружен еще в более широком круге профессий, особенно в науке. Пожилых научных работников необходимо как можно дольше использовать по прежней специальности, вовлекать их в общественно полезный труд, так как у них большой накопленный научный и жизненный опыт, который они должны передать молодым специалистам. Они обладают стереотипными приемами научной работы, что играет решающую роль в их превосходстве над молодыми научными сотрудниками.
Ощущайте пульс жизни
Вопрос о возрасте выхода на пенсию наиболее спорный. До сих пор не решено, что принимать в качестве основного критерия: общую продолжительность жизни, демографические тенденции, социально-экономические факторы, общественное мнение или сочетание каких-то иных факторов. Однако предложение запретить работать пенсионерам является несвоевременным в силу вышеуказанных причин, а также в силу того, что в настоящее время пенсия не обеспечивает прожиточного минимума.
Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление, ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Однако, играя важную роль в уходе за пожилым человеком, семья не может справиться с этим самостоятельно, без помощи врача, медсестры и социального работника, поэтому эту проблему необходимо решать комплексно. Оставаясь в семье (пожилому человеку это более комфортно), он должен быть не только под опекой родных, но и под постоянным наблюдением медицинских и социальных работников.
Пожилые люди должны оставаться в социально активной среде. Им не следует прерывать связи с друзьями, соседями, по возможности, с коллегами по прежнему месту работы. Хорошо, когда они получают информацию из газет, слушают радио, смотрят телепередачи, бывают в курсе событий в мире. Ощущать вокруг себя пульс жизни, быть втянутыми в нее - вот основной стимул для продления их жизни.
Одним из основополагающих условий здоровья пожилого человека является комплекс всех составляющих: физического, психического, духовного здоровья и социального благополучия. В этой связи необходимо укрепление здоровья граждан всех возрастов.
В настоящее время в Российской Федерации потенциал здоровья всего населения не позволяет прогнозировать здоровое старение.
Профилактика его и предупреждение неблагоприятных последствий, связанных с неподготовленностью человека к старости, прежде всего, должны заключаться в целом ряде мер. Это создание специальных программ в области просвещения молодого и среднего поколения, направленных на предстоящее старение, формирование здорового образа жизни, фундаментом которого выступают традиционные для России духовно-нравственные ценности, профессиональная подготовка молодежи и лиц среднего возраста, позволяющая обеспечить самореализацию в старости. Не менее важно формировать умение распределять рабочее и свободное время и занятость в различных условиях трудового графика, адаптировать человека к работе, направленной на обеспечение готовности к возможным по мере старения переменам.
Пожилой человек должен знать, что забота о нем как о полноценном члене общества лежит не только на плечах государства. Забота о своем здоровье - это гражданская обязанность и его самого. Надо помнить, что процесс индивидуального старения ускоряется при резком снижении физической и социальной активности, которая зачастую сопровождается выходом на пенсию. Такое поведение может превратить пожилого и стареющего человека из активного члена общества в лицо, нуждающееся в постоянной опеке со стороны родных и социальной помощи со стороны государства.
Людмила СЕРОВА, Зинаида СИЛИНА. «Медицинская газета», 8 сентября 2006 года
Не получается расти до безбедной старости
Старшее поколение может радоваться: скоро у нас в стране снова воцарится социализм. Правда, исключительно в пенсионной сфере - "вспомоществование по старости" станет одинаковым для всех, независимо от размера трудового стажа и прочих коэффициентов.
Впрочем, страшно не то, что наши пенсионеры, возможно, будут уравнены в своих доходах. А то, что эти доходы окажутся... одинаково мизерными. Такой вывод делают очень многие российские эксперты, аналитики и ученые, единодушно утверждающие, что начавшаяся четыре года назад пенсионная реформа находится в состоянии кризиса. Все чаще и чаще говорится о дефиците бюджета Пенсионного фонда РФ. Кто же его породил?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить экскурс в недалекое прошлое.
Когда реформа вступила в свои права, из 28 процентов отчислений в фонд оплаты труда от 2 до 6 процентов начали переводить на накопительные счета будущих пенсионеров. Но не всех, а только тех, кому до выхода на заслуженный отдых оставалось 10 и более лет.
Дальше - больше. По инициативе Правительства страховые тарифы на пенсионное, социальное и медицинское страхование соединили вместе. Получился ЕСН - единый социальный налог. Тем самым чиновники, словно школьники-недоучки, поставили рядом два совершенно разных понятия - страховой взнос и налог.
Скоро выяснилось, что "конструкторы" ЕСН совершенно не знали бухгалтерской "кухни". Платежи все равно текли разрозненными потоками: один вливался в Пенсионный фонд, остальные - в другие социальные внебюджетные фонды. Так что оформительской работы у бухгалтеров не убавилось.
А вот бизнес сразу смекнул свою выгоду. Он стал жаловаться на то, что ставка ЕСН в 35 с лишним процентов непомерно высока, что она душит предпринимательскую инициативу и дает повод для поиска лазеек по сокрытию доходов.
Правительство пошло бизнесу навстречу: с 1 января 2005 года ЕСН был снижен до 25 процентов. Эта акция сопровождалась шумной агитацией. Говорилось, что теперь предпринимателям нет нужды прятать свои доходы, что они станут платить людям "белые" зарплаты, а раз так, то отчисления в казну, и прежде всего в Пенсионный фонд, вырастут, что позволит повысить и размер пенсий.
Ничего подобного, как известно, не произошло. Как работодатели скрывали свои доходы, так и продолжают скрывать. И реформаторы, по всей видимости, это предвидели. Иначе зачем, снижая ЕСН, они одновременно отрезали работников среднего возраста от участия в накопительной части пенсионной системы? Конечно, это дало Пенсионному фонду дополнительные деньги, но положения не спасло: вскоре в его бюджете вновь образовалась изрядная брешь. К счастью, федеральный бюджет оказался настолько профицитен, что безболезненно покрыл все пенсионные недостачи.
Между тем ситуация продолжает усугубляться. До 30 процентов средств Пенсионного фонда уже не носят страховой характер. Расчеты показывают, что через несколько лет эта цифра увеличится до 50 процентов. Это означает, что все пенсионные траты, как и в советское время, пойдут из госбюджета. Чиновники вновь станут раздавать "каждым сестрам - по серьгам", каждому работнику - одинаковое пособие по старости. Но разве для того затевалась реформа, чтобы все опять вернулось на круги своя?
Но это не единственная ошибка разработчиков: они не учли психологию наших людей. 90 процентов из них доверили свои деньги государственной управляющей компании, а именно Внешэкономбанку, который вправе вкладывать эти сотни миллиардов народных рублей только в государственные ценные бумаги, а они малодоходны. Так, за первую половину текущего года на накопительных пенсионных счетах наших граждан "наросло" всего 2,5 процента при официальной инфляции 6,5 процента.
Впрочем, недалеко ушли в своих успехах и частные управляющие компании, и НПФ. У них под рукой немало финансовых инструментов, способных увеличить пенсионные накопления россиян, с тем чтобы обеспечить им безбедную старость. Однако пользоваться ими они не в состоянии: очень уж неустойчив наш фондовый рынок. Не успеешь вложить деньги в доходное дело, глядь, а оно уже превратилось в убыточное.
Получается, куда ни кинь, всюду клин?
А как же в развитых странах?
В США порядка 90 процентов пенсионеров получают государственную пенсию. Она колеблется в пределах от 50 до 80 процентов от зарплаты и составляет в среднем 700 долларов в месяц.
Пенсия во Франции составляет 50 процентов от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6000 евро в год, максимальная - в два раза больше.
Пенсионные отчисления в Германии составляют 20,3 процента от заработка. Но из них работник выплачивает только половину. Вторую половину за него вносит работодатель, это продолжается до 65-летнего возраста, при достижении которого немцы уходят на пенсию.
В Великобритании пенсионный возраст для мужчин составляет 65 лет, для женщин - 60 лет. Взносы в пенсионный фонд со стороны работника - 10 процентов, но только с заработка, не превышающего 23660 фунтов в год. Соединенное Королевство гарантирует своим гражданам минимальную пенсию и не принуждает их вносить колоссальные взносы в пенсионный фонд. Это личное дело каждого.
Впрочем, возраст - не главный фактор благополучия зарубежных пенсионных систем. Во главе угла стоит демографическая ситуация. Именно под нее подстраиваются зарубежные пенсионные институты. По данным Международной организации труда, распределительная пенсионная система способна действовать, если соотношение числа работающего населения к неработающему составляет 3 к 1. В России этот показатель уже 1,7 к 1. То есть ситуация критическая и переломить ее только одним Посланием Президента РФ Федеральному Собранию невозможно. Надо что-то срочно предпринимать. Но это "что-то" вряд ли должно вылиться в повышение страховых взносов. Иначе экономика окончательно уйдет в тень.
Идей пенсионного обеспечения сегодня предлагается немало. Однако большинство из них чаще всего сводится к тому, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Такова, в частности, идея внедрения семейных пенсионных схем, когда 30-40-летние люди открывают именные счета для своих родителей в банках или НПФ. Роль Правительства страны в такой системе, очевидно, сведется исключительно к контролю за исполнением детьми своих денежных обязательств по отношению к престарелым родителям и взиманию за эту "услугу" определенной мзды. Легко, просто и необременительно. Кто знает, может быть, итог пенсионной реформы и задумывался чиновниками именно таким?
*** ОФИЦИАЛЬНО Какие изменения в пенсионном обеспечении ожидаются в 2006-2007 годах?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 N466 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2006 года страховой части трудовой пенсии" с 1 августа 2006 года будет проведено повышение размера страховой части трудовых пенсий. Исходя из роста потребительских цен за первое полугодие 2006 года указанным постановлением утверждено, что размер страховой части трудовой пенсии повышается на 6,2 процента. Средний размер трудовых пенсий при индексации страховой части трудовой пенсии повысится на 96 рублей, пенсии по старости - на 104 рубля.
С 1 апреля базовая часть трудовых пенсий повысится на 7,5 процента, а с 1 октября размер базовой пенсии по старости будет установлен в твердом размере - 1260 рублей. В указанные сроки будут увеличены все виды государственных пенсий (социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы и их семьям, пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам и родителям погибших военнослужащих срочной службы). В среднем абсолютное увеличение трудовой пенсии за 2007 год составит 451 рубль. Как предполагается, реальный рост трудовых пенсий в 2007 году будет опережать уровень инфляции на 7 процентных пунктов. Проект бюджета одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 17 августа 2006 года.
***
МНЕНИЕ ДЕПУТАТА
АНДРЕЙ ИСАЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Импульсы проводимой пенсионной реформы замедляются, но она не переживает краха. Пенсионная реформа была в целом правильной, однако произошло отступление от ее идеологии - создание страховой системы. Сейчас реформа нуждается в мозговом штурме, требует корректировки, и мы находимся в поисках таких решений. ОКСАНА ДМИТРИЕВА, ЧЛЕН КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ
Пенсионная реформа в нашей стране - совершенно провальная финансовая афера. Нынешняя реформа пенсионного обеспечения пытается решить проблему текущих выплат за счет выплат пенсий в будущем. В конце концов, объем выплат сравняется с объемом взносов и вся система обрушится. Этот просчет не может быть исправлен кроме как изменением всей системы.
Татьяна ВАРЕНИЧЕВА. «Парламентская газета», 7 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)