… о дебатах по миграционной политике в Великобритании
Дебаты по иммиграции
В Великобритании пытаются определиться, что лучше: ужесточить законодательство в отношении въезжающих в страну в поисках работы иностранцев или, наоборот, продолжить процесс по привлечению новых трудовых мигрантов
В конце августа в Великобритании увидел свет очередной доклад, в котором анализируется состояние трудовой миграции в стране. Он фокусируется на трудовых мигрантах из стран бывшего соцлагеря. Над составлением отчета, который охватывает период с мая 2004 года (1 мая 2004 года к Евросоюзу присоединилось 10 новых членов, в том числе 8 восточноевропейских стран: Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) по июнь 2006-го, работало несколько правительственных организаций под общим надзором Министерства внутренних дел.
Великобритания была одной из трех стран ЕС вместе с Ирландией и Швецией, которые не вводили карантин для новых членов, а сразу давали им возможность приезжать и искать работу. Результатом такой политики стало то, что только за первый год в Британию в поисках работы приехало 130 тыс. человек. Эта цифра в 10 раз превысила прогнозы. Но страхи, что такой приток мигрантов ляжет непосильным бременем на социальную инфраструктуру Великобритании, не оправдались. В первый год за социальными пособиями различного назначения обратилось только 800 человек, из них получили пособия - 25. При этом, по данным британского МВД, во время первого года пребывания в Великобритании мигранты влили в экономику страны 240 млн. фунтов стерлингов (более 500 млн. долларов).
Итоги года второго
Анализ миграционных потоков позволил выделить следующие основные тенденции. За рассматриваемый период по рабочей регистрационной схеме было подано 447 тыс. заявлений на право работы в Британии. Разрешения получили более 420 тыс. человек. Сравнивая эти цифры с результатами прошлогоднего доклада, можно увидеть, что за второй год в страну в поисках работы въехало в два раза больше людей. Те, кто получил разрешение на работу, заполнят позиции, в которых рынок труда Великобритании испытывает наиболее острую нехватку рабочих рук. Это такие области, как администрирование и менеджмент (34%), туристический бизнес и медицина (21%), сельское хозяйство (12%), промышленное производство (7%), а также переработка продукции агроиндустрии и рыболовства (5%).
Мигранты из восточноевропейских стран часто находят работу тоже в социальной сфере Соединенного Королевства. Так, почти 6,5 тыс. человек устроились водителями автобусов общественного транспорта, около 13 тыс. человек - в сфере обслуживания престарелых и инвалидов, еще 1,5 тыс. выходцев из стран бывшего соцлагеря - преподавателями и помощниками преподавателей в высших и средних учебных заведениях. В клиниках Великобритании трудятся более 2 тыс. специалистов (врачей и медсестер) - мигрантов.
14% от всех трудовых мигрантов работают в Лондоне, 97% работали полный рабочий день (в Великобритании полный рабочий день - не менее 16 часов в неделю). 93% заявили, что на момент регистрации у них не было живущих с ними в Британии членов семей либо других материально зависимых от них лиц. Количество трудовых мигрантов из стран Восточной Европы, обратившихся за социальными пособиями различного назначения, остается очень низким. За рассматриваемый период в органы социального обеспечения обратилось 5943 человека, из них только 768 заявлений были приняты к рассмотрению. Несложно подсчитать, что за прошедший год количество заявлений на пособия увеличилось в 7,5 раза, а количество одобренных заявлений - в 30 раз. Если после первого года с открытием рынка мигрантам из стран - новых членов ЕС только 0,6% всех получивших разрешение на работу обратились за пособиями, то к лету 2006 года эта цифра увеличилась более чем в два раза и достигла 1,4%.
Подавляющее большинство мигрантов приехало из Польши - почти 265 тыс. человек, или 62% от общего количества. За ними следуют литовцы - 12%, или 50,5 тыс., и выходцы из Словакии - 10% (44,3 тыс.).
Неспокойная общественность: за и против
После выхода доклада британское общественное мнение предсказуемо разделилось на два лагеря. Одни приветствовали увеличившееся количество иммигрантов из европейских стран, видя в них залог экономического процветания Британии. Другие, указывая на то, что в 2007 году в Европейский союз вступят Болгария и Румыния, требуют закрыть дверь перед "неконтролируемым потоком иммигрантов".
"Мы должны отходить от политической корректной установки, что всякий, кто осмеливается обсуждать проблемы иммиграции, является расистом", - заявили в Министерстве внутренних дел Великобритании и призвали к "здоровым и открытым" дебатам по проблемам, которые встают перед страной из-за внешней миграции. Представитель либерально-демократической партии Эдд Давей заявил, что, несмотря на некоторые трудности, мигранты привнесли в жизнь Британии много положительного: "Та работа, которая не делалась, теперь сделана; увеличилась производительность, заполнились профессиональные вакансии во многих отраслях". Его поддержал британский министр Тони МакНалти, по его словам, вся Европа движется по пути, проложенному Британией. Испания, Италия, Греция и Финляндия тоже начали шире открывать свои двери для трудовых мигрантов из бывших социалистических стран.
Проевропейская общественная группа Business for New Europe полагает, что Британия обгоняет другие европейские страны по темпам экономического роста, в первую очередь благодаря свободной миграции трудовых ресурсов. "Перспективы дальнейшей миграции из Восточной Европы - это повод смотреть в будущее с надеждой, а не с пессимизмом", - считают в BNE. Даже один из критиков современного уровня миграции, бывший министр социальной защиты Фрэнк Филд признает, что в настоящее время доказательства того, что миграция наносит ущерб британской экономике, носят "анекдотический", случайный характер. Но все же продолжает настаивать на том, что иммиграция отрицательно сказывается на перспективах трудоустройства "коренного" населения и не может быть поддержана на том уровне, на котором она находится сейчас. "Парадокс, но коренным британцам становится все труднее найти работу, в то время, когда количество рабочих мест в стране увеличивается", - считает Филд.
Против увеличения количества трудовых мигрантов выступила и британская Ассоциация органов местного самоуправления. По ее мнению, новоприбывшие оказывают все большее давление на коммунальное хозяйство на локальном уровне, например, когда в одной небольшой квартире живет до двух десятков человек. Кроме того, прибытие новых этнических групп в районы, где некоренное население уже составляет треть, создает дополнительную межэтническую напряженность.
Другие мигранты
Цифра в 430 тыс. человек отражает количество зарегистрированных трудовых мигрантов только из 8 стран. Каков же общий уровень иммиграции в Британию? По некоторым оценкам, с мая 2004 года право на жизнь и трудоустройство в Британии получило около 1,4 млн. иностранцев.
По данным Министерства внутренних дел, за этот период миграция в Соединенное Королевство из стран не ЕС достигла 318 тыс. человек. Наибольшее количество прибыло из Африки, около 95 тыс., за ними следуют государства Индийского субконтинента - порядка 53 тыс. и Ближний Восток - более 15 тыс.
Одной из самых весомых фигур в нынешних иммиграционных дебатах является сэр Эндрю Грин, основатель интеллектуальной неправительственной группы Migration Watch. В своем недавнем выступлении он заявил, что именно иммиграция из стран, не входящих в ЕС, должна вызывать наибольшую обеспокоенность британского правительства и общественности: "Наши главные проблемы не в Восточной Европе, а в долгосрочной иммиграции из других частей света". Представители Восточной Европы, приезжающие в Великобританию на заработки, рано или поздно вернутся домой. Например, по некоторым оценкам, Польше потребуется от 10 до 20 лет, чтобы достичь приемлемого уровня благосостояния. Благодаря этому, а также сокращающемуся уровню рождаемости, приток иммигрантов из этой страны заметно сократится. Это верно и для других восточноевропейских стран.
Ничего похожего не произойдет с мигрантами из стран третьего мира. Как указывает сэр Грин, уровень их экономического развития никогда не достигнет британского, в то же время численность их населения стремительно возрастает. Это ведет к тому, что миграционное давление из этих стран будет и в дальнейшем нарастать. К сожалению, отмечает британский аналитик, далеко не все они попадут в Британию как трудовые мигранты. Так, в 2003 году только один из пяти иммигрантов прибыл как трудовой мигрант. Около четверти составляли студенты. Остальные 55% приходились на их родственников и членов семей.
Но наиболее чувствительная сторона этого вопроса - способность иммигрантов неевропейского происхождения полноценно интегрироваться в британское общество. Как показал ряд исследований, многие этнические и культурные меньшинства живут параллельной коренной Британии жизнью. "Мы работаем вместе, но с работы идем в разные миры", - говорит Эндрю Грин.
Виктор ГЛУМСКОВ. «Эксперт-Казахстан», 11 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)