Rambler's Top100

№ 191 - 192
21 февраля - 6 марта 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Gazeta.kz"о демографической ситуации в Казахстане
"Казахстанская правда" о демографических перспективах Казахстана
"Время новостей" о демографической ситуации в Гонконге
"Россiя" о половых диспропорциях в Китае
"Los Angeles Times" о демографической политике в маленьком городе Италии
"Gazeta.kz" о пенсионной системе в Узбекистане
"Yтро.Ru" о трудовых ресурсах России
"Газета" о зарплатах россиян
"Gazeta.kz" об образовании и рынке труда в Казахстане
"Учительская газета" о профессиональном образовании в России
"Известия" о дошкольном образовании в России
"Российская газета" о национальном плане действий в интересах детей

"Новое время" о миграционной политике в России
"Ведомости" о противоречивости российской миграционной политики
"Казахстанская правда" о миграционной политике в Казахстане
"The Times" о проверках здоровья иммигрантов в Великобритании
"RBC daily " о мужской сверхсмертности
"RBC daily" об информационной компании против СПИДа в России
"Новые известия" об "ураганном" СПИДе
"Новые известия" о генном противодействии СПИДу
"Медицинская газета" о проблемах и финансировании здравоохранения
"Молодежь Эстонии" о работе, потреблении и отдыхе в США и Европе
"Независимая газета" и "Известия" о борьбе с бедностью
"RBC daily" о кампании "За этническое понимание"
"Независимая Молдова" о взаимодействии Молдавии с UNFPA

… о кампании "За этническое понимание"

Вражду народов прекратят попса и Голливуд

Звезды кино и шоу-бизнеса объединились в проекте фонда "За этническое понимание"

Одну из самых масштабных кампаний по воспитанию толерантности и улучшению "межкультурного диалога" начал нью-йоркский фонд "За этническое понимание". Несколько десятков звезд Голливуда и эстрады примут участие в съемках роликов, которые весной будут записаны MTV и начнут транслироваться одновременно в странах ЕС, США и Израиле. Впрочем, изюминка кампании, которую возглавляют раввин Марк Шнайер и деятель шоу-бизнеса Рассел Симмонс, не столько в масштабах, сколько в "принципе перевоплощения". Многие звезды, среди которых Леонардо Ди Каприо, Рикки Мартин, Бейонси Ноуолз и т. д. (список постоянно расширяется), должны публично объявить себя евреями. Хотя на деле таковыми не являются, причем организаторы кампании намеренно подчеркивают это обстоятельство, утверждая, что такой нестандартный ход "влезания в чужую шкуру" должен способствовать росту межэтнического понимания. Особое внимание уделяется привлечению в кампанию (названную "Я - еврей") людей, популярных среди чернокожих, а также азиатских и латиноамериканских общин США и Европы. И само собой, влиятельных среди "разноцветной" молодежи.
Креативность руководителей нью-йоркского фонда можно, наверное, только похвалить. Хотя выбор влиятельных среди молодежи персон и вызывал вопросы: песни рэппера Эминема (его также собираются привлечь к кампании), например, постоянно вызывают обвинения в аморализме, пропаганде насилия и т. д., так что какую "толерантность" может пробудить его выступление - вопрос дискуссионный. Сама идея "перевоплощения в жертву" (поскольку в данном случае предполагается, что евреи - потенциальные жертвы актов агрессии), конечно, не совсем нова. Во время натовских бомбардировок Югославии многие мирные сербы нацепили на грудь значки с надписью "Мишень" и соответствующим изображением, считая, что тем самым пробудят совесть у руководителей Североатлантического альянса. Кстати, не помогло. Сработает ли "воспитывающая толерантность" задумка на этот раз, будет зависеть от многих причин. В любом случае, по словам одного из авторов проекта Рассела Симмонса, "антисемитизм распространяется в мире очень быстро", и надо использовать любые способы, в том числе нестандартные, для борьбы с ним.
При всей специфике данного проекта он легко может быть "расширен", ведь в мире говорят не только о росте враждебности к евреям (в основном со стороны исламских общин). После сентября 2001 года представители мусульман США и Европы заговорили о всплеске исламофобии (политические успехи крайне правых в странах ЕС тому доказательство). Да и вообще, как говорят ежегодные доклады ООН и правозащитных организаций, публикуемые к Международному дню толерантности (16 ноября), отношения между национальными и религиозными группами не стали в последние годы заметно теплее. И глобализация, в рамках которой усиливается процесс перемещения рабочей силы между различными регионами планеты, здесь не помогает. Скорее наоборот - кризисные явления в экономике способствуют выплеску эмоций на пришлые этнические группы. Хотя как раз глобальные транснациональные компании тратят немало средств на воспитание политкорректности и толерантности как в своих структурах, так и среди потенциальных клиентов (типичный случай: кампания United Colors of Benetton под лозунгом "Интернационализм и разнообразие"). Кинокомпании, как голливудские, так и европейские, так же из кожи вон лезут, чтобы внести свой вклад в дружбу и взаимопонимание народов, и продюсеры сериала о Джеймсе Бонде, подумывающие заменить Пирса Броснана на темнокожего актера, как говорится, попали в струю.
В развитых странах подобная пропаганда пока работает, или, точнее, их обитатели вынуждены вести себя толерантно, исходя из собственных экономических потребностей: как бы не относились в этих странах к разного рода цветным, черным и белым иммигрантам (опросы показывают, что к ним относятся не блестяще), прожить без притока дешевых рабочих рук в рамках существующей модели экономики эти страны не могут. В бедных и перенаселенных странах воспитание терпимости проходит куда сложнее - во всяком случае, кошмарная "этническая" резня в Руанде и Бурунди случилась совсем недавно, и пока ничего не сделано, чтобы предотвратить подобные вспышки насилия в будущем. Тем более в Африке, которую мучают и бедность, и голод, и СПИД одновременно (а сил Иностранного легиона, который, собственно, и разнимал противоборствующих в Руанде, на все потенциальные горячие точки не хватит).
Для России, с трудом обошедшейся при распаде СССР без столь масштабных межэтнических драм, конечно, задача воспитания толерантности остается актуальной. Не только на фоне возрастающей активности скинхедов, но и опросов рядовых жителей крупных городов, которые выявляют, мягко говоря, сложное отношение людей к "чужакам" (кавказцам, азиатам и т.д.). На фоне демографического кризиса на большей части территории России и усиления притока мигрантов такие настроения как минимум не утихают. Однако сама по себе пропаганда толерантности, как говорят специалисты, мало что даст в нынешних условиях нашей стране. Как подчеркивалось на недавней конференции Института национальной стратегии, Россия сама еще не определила даже отправной точки собственного развития: модель государства-нации, характерная для европейских держав, в ней не работает. А раз так, то нет и четкого представления о том, что объединяет людей на данной территории. И пока этот краеугольный камень объединения не заложен, вряд ли воспитанию "дружбы и солидарности" в ней сильно помогут пропагандистские акции на манер указанной выше: "Я - еврей" (кавказец, бурят или еще кто-нибудь). Надо сначала определить, кто такой пресловутый "россиянин".

"RBC daily", 16 февраля 2005 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)