Rambler's Top100

№ 191 - 192
21 февраля - 6 марта 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Gazeta.kz"о демографической ситуации в Казахстане
"Казахстанская правда" о демографических перспективах Казахстана
"Время новостей" о демографической ситуации в Гонконге
"Россiя" о половых диспропорциях в Китае
"Los Angeles Times" о демографической политике в маленьком городе Италии
"Gazeta.kz" о пенсионной системе в Узбекистане
"Yтро.Ru" о трудовых ресурсах России
"Газета" о зарплатах россиян
"Gazeta.kz" об образовании и рынке труда в Казахстане
"Учительская газета" о профессиональном образовании в России
"Известия" о дошкольном образовании в России
"Российская газета" о национальном плане действий в интересах детей

"Новое время" о миграционной политике в России
"Ведомости" о противоречивости российской миграционной политики
"Казахстанская правда" о миграционной политике в Казахстане
"The Times" о проверках здоровья иммигрантов в Великобритании
"RBC daily " о мужской сверхсмертности
"RBC daily" об информационной компании против СПИДа в России
"Новые известия" об "ураганном" СПИДе
"Новые известия" о генном противодействии СПИДу
"Медицинская газета" о проблемах и финансировании здравоохранения
"Молодежь Эстонии" о работе, потреблении и отдыхе в США и Европе
"Независимая газета" и "Известия" о борьбе с бедностью
"RBC daily" о кампании "За этническое понимание"
"Независимая Молдова" о взаимодействии Молдавии с UNFPA

… о проблемах и финансировании здравоохранения

Утром деньги - вечером реформа

Финансирование здравоохранения в России должно быть увеличено до 6% от ВВП

В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос: смогут ли они не только выздороветь, но и выжить? С каждым годом россиян умирает все больше и больше. В 2003 году смертность достигла рекордного значения - 2360 тысяч человек. По мнению бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, социальные показатели России говорят о том, что страна больна и в настоящее время, без преувеличения, умирает.
Все это происходит в России, которая в соответствии с Конституцией является социальным государством. Значит, его политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, право каждого на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь, а медицинская помощь должна оказываться гражданам бесплатно.
Однако анализ показателей здоровья населения России свидетельствует, что ухудшение здоровья нации прогрессирует и сопровождается постоянным снижением исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение.
Анализ состояния здоровья населения
После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшалось. Столь резкое ухудшение здоровья населения и демографической ситуации, какое произошло в стране за последнее десятилетие, немыслимо для мирного времени.

Рисунок 1. Уровень смертности от всех причин (на 100000 населения), в России, Германии, Италии, США и Канаде

Общая смертность населения РФ прогрессивно увеличивается. Ее первый пик наблюдался в 1995 году, с 1998 года страна находится на втором пике смертности. Смертность населения РФ в 2003 году была почти в 1,5 раза выше, чем в 1991 году.
Сравнение показателя смертности населения в РФ с данными Германии, Италии, США и Канады демонстрирует его резкий рост в России при снижении (Германия) или стабильности (Италия, США, Канада). К 2002 году смертность в РФ в 2,2 раза превышала смертность в Канаде и в 1,6 раза - смертность в Германии (в этих странах доля пожилого населения в 1,5 раза больше, чем в РФ), а в 1990 году смертность в РФ была даже ниже, чем в Германии.

Рисунок 2. Смертность по основным причинам смерти в России (на 100000 населения)

Смертность населения РФ по основным классам причин смерти прогрессивно увеличивается. Ведущими причинами смерти продолжают оставаться болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления, травмы и новообразования.
Возрастные коэффициенты смертности среди мужчин трудоспособного возраста прогрессивно увеличиваются, особенно резко с 35 лет. Мужчин (всех возрастных групп) сегодня умирает в 1,5-1,8 раза больше, чем в конце 80-х годов, а продолжительность жизни мужского населения составляет всего 59 лет.
Общая продолжительность жизни в РФ - 64,9 года. Это на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии, на 12, чем в США, и на 5,7 года меньше, чем в Китае. Именно об этом с горечью говорил Президент РФ в Послании к Федеральному Собранию.

Рисунок 4. Численность лиц, впервые признанных инвалидами

Обращает на себя внимание, что около половины (46%) первично вышедших на инвалидность - люди трудоспособного возраста. Это говорит о низком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации.

Рисунок 5. Состояние здоровья беременных, рожениц, родильниц

С начала 90-х годов значительно увеличилась заболеваемость беременных (в 2-4 раза). Особенно резко увеличилось число больных с анемией, отеками, протеинурией и гипертензией и болезнями мочеполовой системы.
Показатель материнской смертности остается очень высоким: в 1,9 раза выше, чем в Эстонии, в 4,4 раза, чем во Франции, в 5,2 раза, чем в Чехии, в 8 раз, чем в Германии и Финляндии, в 11,5 раза выше, чем в Австрии.

Рисунок 6. Число детей, родившихся больными или заболевших (всего в тысяч человек и процентах родившихся)

С начала 90-х годов отмечается резкое увеличение числа детей, родившихся больными, и эта отрицательная динамика нарастает (см. график 5). В 2002 году больными были 40% родившихся детей (по данным Госкомстата), а по оценкам ВОЗ, в 2002 году указанный показатель в РФ доходил до 65%. Показатель перинатальной смертности остается одним из самых высоких в Европе - в 1,7 раза больше, чем во Франции, в 1,9 больше, чем в Германии, в 3 раза выше, чем в Чехии, Австрии и Финляндии. Показатель перинатальной смертности отражает качество работы системы здравоохранения.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня показатели здоровья населения России катастрофические и за последние 5 лет их резко отрицательная динамика не меняется. Такое состояние здоровья россиян связано не только с социально-экономическим кризисом, но и с неэффективной работой всей системы здравоохранения.
Финансирование здравоохранения
Катастрофическое ухудшение функционирования системы здравоохранения связано со значительным сокращением государственного финансирования отрасли, снижением качества управления, неэффективным использованием финансовых средств и отсутствием мотивации у медицинских работников к повышению качества труда.
Сегодня, кроме верности Клятве Гиппократа, у врача нет никакой мотивации к оказанию качественной медицинской помощи. Перефразируя тезис академика Л. Абалкина, можно сказать, что низкая оплата труда врача - главный тормоз повышения качества медицинской помощи населению.
До начала 90-х годов средняя начисленная заработная плата работников здравоохранения, промышленности и страхового дела различалась не более чем в 1,5 раза. Сегодня средняя зарплата медработников - 3700 рублей, это в 1,8 раза меньше, чем в промышленности, и в 4 раза меньше, чем в страховом бизнесе (по данным Госкомстата). В 2003 году фонд оплаты труда и начислений на заработную плату за счет государственных средств составил 197 млрд. рублей. Таким образом, после вычета единого социального и подоходного налога, медработники фактически получили 101 млрд. рублей, а с учетом стоимости платных медицинских услуг - 116 млрд. рублей. Ориентировочная доля фактически полученной заработной платы в общих затратах на здравоохранение составляла всего 21%.
Давайте сопоставим затраты на здравоохранение в разных странах.

Рисунок 7. Общие затраты на здравоохранение в США, ЕС, странах Восточной Европы и Балтии и государственные затраты РФ в процентах ВВП

В 2003 году государственные расходы на здравоохранение составили 2,9% ВВП. Государственное финансирование здравоохранения в 2003 году в сопоставимых ценах снизилось до 80% уровня 1991 года. Доля общих затрат на здравоохранение составила 4,2% ВВП, что в 3,3 раза меньше этой доли в США (14% ВВП), в 2,1 раза меньше, чем в странах ЕС, (около 9% ВВП) и в 1,4 раза меньше, чем в странах Восточной Европы и Балтии. При этом не надо забывать, что в 2003 году объем ВВП в России составил 475 млрд. долл., что в 23 раза меньше, чем в США (10880 млрд. долл.) и в ЕС (10970 млрд. долл.).
Россия - одна из немногих стран, где затраты на здравоохранение на душу населения в абсолютных цифрах постоянно падают. Общие затраты на здравоохранение на душу населения (по данным ВОЗ и независимых экспертов) в РФ в 7 раз меньше, чем в Чехии, в 4 раза, чем в Эстонии и Польше, в 2 раза, чем в Турции, а показатели развитых стран для нас просто недостижимы (см. график 7). Этот показатель в РФ продолжает снижаться, хотя в других европейских странах он увеличился в среднем в 1,5-2 раза по сравнению с 1991 годом. По данным ВОЗ, в 1991 году общие подушевые затраты на здравоохранение составляли в России около 350 долл., в 2000 году - 240 долл., а по данным независимых экспертов, в 2003 году - 140 долл. (с учетом паритета покупательной способности доллара).

Таблица 1. Оценка общих затрат на здравоохранение в 2003 году Министерством здравоохранения и социального развития и независимыми экспертами (в млрд. рублей).

 

Коллегия Минздрав-соцразвития

Парламентские слушания

Экспертное совещание

Независимые источники

26.11.2004

07.12.2004

18.12.2004

(Госкомстат, ФАРМЭКСПЕРТ)

Расходы государства на здравоохранение

336

336

392

392

Объем платных медицинских услуг населению

70

57

84

67

Расходы населения на лекарственные средства

177

125

141

107*

Всего

583

518

617

565

Итого: % ВВП

4,4

3,9

4,6

4,2

*- без учета стоимости биологически активных добавок (БАД) и средств личной гигиены

Общие затраты на здравоохранение складываются из консолидированного бюджета здравоохранения, средств ОМС, средств, полученных за платные медицинские услуги, и расходов населения на лекарства. Утверждается, что эта сумма составляет около 5% от ВВП, а нелегитимные платежи населения сопоставимы со стоимостью платных услуг.
Мы провели простые оценочные расчеты (см. таблицу 1). Во-первых, настораживает разброс данных по финансированию здравоохранения в 99 млрд. руб. (от 518 млрд. рублей до 617 млрд. рублей) с интервалом 2 недели. Во-вторых, общие затраты на здравоохранение не составляют 5% ВВП, а колеблются, по данным министерства, от 3,9% до 4,6% ВВП, а по независимым оценкам (Госкомстат, Фармэксперт), составляют 565 млрд. рублей - 4,2% ВВП (без учета стоимости биологически активных добавок и средств личной гигиены). В-третьих, оценка нелегитимных платежей существенно завышена. Если, по мнению Министерства здравоохранения и социального развития, они сопоставимы со стоимостью платных услуг и составляют 70 млрд. рублей (это недостающая сумма до 5% ВВП), то "в карман" каждому российскому врачу клинической специальности поступает около 20 тысяч рублей в месяц, что звучит как насмешка над всем врачебным сообществом РФ, особенно над педиатрами, сельскими и участковыми врачами. Врачи России могут подтвердить, что сумма "благодарности" в действительности не превышает 1-2 тысяч рублей в месяц в крупных городах (не более 3-4 млрд. рублей в год). В небольших городах и на селе нелегитимных денежных платежей вообще нет, поэтому их доля в общем финансировании здравоохранения незначительна. Таким образом, оценка Министерством здравоохранения и социального развития общих затрат на здравоохранение и платежеспособности населения значительно завышена.
Увеличить финансирование министерство планирует следующим образом.
1. Повысить собираемость взносов в систему ОМС на неработающее население в субъектах РФ. Однако даже до реформы ЖКХ и монетизации льгот субъекты РФ не могли собирать эти взносы в полном объеме. В 2003 году дефицит финансирования Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи составил 83 млрд. рублей.
2. Ввести минимальный размер страхового взноса, подлежащий уплате в ФОМС.
3. Оптимизировать систему управления отраслью. По экспертным оценкам, эта мера максимально дает 10% экономии средств, но в условиях недофинансирования позволит сэкономить гораздо меньше.
4. Переложить часть финансирования здравоохранения на плечи населения, увеличив объем платных медицинских услуг. Это возможно только для 15-20% населения, у которых доходы составляют не менее 500 долл. на одного члена семьи.
Как мы уже отмечали, завышенная оценка платежеспособности населения, особенно в условиях роста расходов в связи с реформой ЖКХ и монетизацией льгот, приводит к неправильному выводу о возможности снижения государственного финансирования и увеличению частных взносов на оплату медицинской помощи. При этом следует подчеркнуть, что с 2005 года ставка единого социального налога уменьшена до 26% с уменьшением отчислений в систему ОМС с 3,6% до 2,8%, что приведет к снижению финансирования здравоохранения еще на 35 млрд. рублей в год.
Насколько недофинансировано наше здравоохранение?
В странах Восточной Европы, Эстонии и Литве в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в течение 2-3 лет скачкообразно, с 3% до 6% ВВП, возросли расходы на здравоохранение. При этом в последующие 10 лет подушевое финансирование в абсолютных цифрах увеличилось в 2 раза. В результате показатели здоровья населения этих стран сохранились или улучшились.
В таблице 2 приведена структура финансирования здравоохранения России, за 2003 год - фактическое, а на 2005 год - планируемое.

Таблица 2. Финансирование здравоохранения России, в млрд. руб.

Финансирование здравоохранения

2003 год

2005 год

фактические

планируемые

Государственное финансирование (федеральный и региональные бюджеты, средства ОМС)

392

442

Средства населения

Платные медицинские услуги

67

80

Лекарства

107

120

Нелегитимные платежи

4

4

Общие затраты на здравоохранение

570

646

6% ВВП

800

906

Дефицит средств 

230

260

В 2003 году в Российской Федерации общие затраты на здравоохранение составили около 570 млрд. рублей, или 4,2% ВВП.
Если принять финансирование здравоохранения сопоставимым с таковым в странах Восточной Европы и Балтии (не менее 6% ВВП), то в 2003 году недофинансирование отрасли составило 230 млрд. рублей (около 30% потребности), а в 2005 году этот показатель увеличится до 260 млрд. рублей (также около 30% потребности).
В условиях резко ограниченных финансовых возможностей субъектов РФ и населения увеличение финансирования отрасли возможно только за счет федерального бюджета. При этом в 2005 году его расходы на здравоохранение должны были бы составлять не 82 млрд. рублей, а 340 млрд. рублей. В таком случае зарплату в здравоохранении можно приблизить к уровню оплаты труда в промышленности.
Сегодня правительство, депутаты Федерального Собрания, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, медицинская общественность и население России должны осознать, что без такого объема финансирования здравоохранение будет продолжать деградировать, а здоровье нации катастрофически ухудшаться. Необходимо в течение 2-3 лет увеличить финансирование здравоохранения минимум до 6% от ВВП, как это сделали страны Восточной Европы и Балтии в начале 90-х годов. Учитывая, что в течение многих лет отрасль существенно недофинансировалась, необходимо предусмотреть в федеральном бюджете еще больший объем средств на здравоохранение. Только при условии достаточного финансирования отрасли реформа здравоохранения, включающая в себя реструктуризацию отрасли с внедрением рыночных механизмов, повышение эффективности управления и качества медицинской помощи, создание системы мотивации медицинских работников и многое другое, будет успешной. Одновременно надо поставить стратегическую цель - преодолеть отрицательную динамику показателей здоровья населения, а в течение последующих 5-7 лет достичь хотя бы показателей, которые были в России в конце 80-х годов прошлого века.

Гузель УЛУМБЕКОВА, Андрей ЛОМАКИН.
"Медицинская газета", 18 февраля 2005 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)