Думцы не оставляют попыток увеличить население России за счет мигрантов
Госдума приняла во втором чтении поправки к закону о стимулировании переселения в Россию соотечественников из-за рубежа. Эксперты отмечают размытость самого понятия «соотечественник» и выражают недоумение – кого же именно хотят привлечь в нашу страну законодатели?
Программа содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, была принята еще в 2006 году. В ее первоначальной редакции переселенцам был положен ряд льгот, например разрешен беспошлинный ввоз имущества, предусмотрена компенсация затрат на проезд и провоз багажа, а также значительные «подъемные средства». Соотечественниками, получившими право на участие в программе, согласно федеральному закону, были признаны проживающие за границей граждане России, лица, имевшие гражданство СССР и их потомки, то есть подавляющее большинство жителей постсоветского пространства. Ожидалось, что закон обеспечит ежегодный прирост населения России на несколько сотен тысяч человек, однако фактически к концу прошлого года число переселенцев не превысило 120 тыс.
Текущие изменения, принятые Госдумой во втором чтении, предусматривают значительное упрощение получения российского гражданства для участников программы. В частности, теперь от них не требуется получать вид на жительство, проживать на территории нашей страны не менее пяти лет, подтверждать наличие законного источника средств к существованию и даже подтверждать знание русского языка. Родственники участников программы теперь смогут получить российское гражданство автоматически.
В то же время предлагается аннулировать участникам программы разрешение на временное проживание или вид на жительство в случае, если они имеют непогашенную судимость за совершенное в России преступление, подвергались принудительному административному выдворению за пределы нашей страны либо сообщили о себе заведомо ложные сведения.
По словам руководителя программы «Право на убежище» Института прав человека Елены Рябининой, изначально, когда эта программа задумывалась, под соотечественниками понимали в первую очередь носителей русской культуры и языка, независимо от национальности или гражданства. Но теперь, когда даже экзамен по русскому языку отменен, становится совершенно непонятно, кто и по каким параметрам будет определять, насколько человек действительно принадлежит русской культуре и сможет ли он безболезненно интегрироваться в наше общество.
Эксперт отмечает, что программа возвращения соотечественников с самого начала столкнулась с серьезными трудностями. «Как и любая бюрократическая процедура, она сильно буксовала из-за коррупции на местах. Отпущенные квоты не выбирались, переселившиеся не получали положенных преференций и сталкивались с многочисленными препонами со стороны местных властей. В результате программа привлекла значительно меньше людей, чем планировалось», – прокомментировала «НИ» сложившуюся ситуацию г-жа Рябинина. Она выразила надежду, что текущие изменения действительно облегчат процедуру переселения, но большого ажиотажа, по ее мнению, не предвидится.
Григорий ВОЛЬФ. «Новые известия», 20 июня 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)