Развитые страны на 2% в год увеличивают миграционные перетоки населения после кризиса 2008-2009 годов. Вчера ОЭСР отчиталась по возвращению мобильности населения стран организации на фоне восстановления экономического роста, но констатировала: безработица среди иностранцев существенно выше того же показателя среди местного населения. В ОЭСР настаивают: занятость в среде иностранных рабочих важна как для производства, так и для налоговых поступлений. Но для РФ с ее 11,2 млн мигрантов эффекта таких мер ОЭСР не оценивает.
Существенная безработица в мигрантской среде угрожает восстановлению обеспеченного притоком рабочей силы роста, говорится в отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оценки, сделанные на основании последних национальных данных, близки к прогнозам — число мигрантов в 2012 году выросло на 2%, до 4 млн человек (в 2011 году — также 2%).
Аналитики объясняют рост миграционных потоков выходом мировой экономики из кризиса. В пределах ЕС число покидающих свои страны граждан выросло на 15% после сокращения на 40% в 2009 году. Перетоки из наиболее затронутых кризисом стран в 2011 году в сравнении с 2009-м увеличились на 45%. Число греков и испанцев, переехавших в другие страны ЕС, почти удвоилось с 2007 года (39 тыс. и 72 тыс. человек соответственно). Германия зафиксировала рост числа мигрантов из Греции (на 73% в 2012 году), Испании, Португалии (на 50%) и Италии (35%). Поток же переехавших в Италию упал на 11% в 2012 году, а к 2007 году — на 44%.
При этом проблемой миграции становится застойная безработица. По данным ОЭСР, в 2008 году доля мигрантов, ищущих работу более года, составляла 31% — и 44% в 2012 году. Безработица в среде иностранцев в среднем в ОЭСР существенно превышает тот же показатель для местного населения. Так, в Бельгии уровень безработицы для местных и приезжих работников составляет 7% и 17%, во Франции —10% и 16%, в Германии — 5% и 8,7%, и лишь в США работодатели не видят разницы между американцами и приезжими (8,1%). Отчет констатирует важность борьбы с этим явлением для налоговых поступлений — особенно в странах с высокой долей иностранных работников, как в Бельгии, Франции и Швеции. При этом сейчас во Франции без учета пенсий налоговый вклад мигрантов равен 0,3% и отрицателен с учетом социальных выплат (минус 0,5%), в Бельгии оба значения уже положительные (1% и 0,8% соответственно). Данные же по РФ не выглядят типичными для ОЭСР — при крупном годовом притоке (413 тыс. человек, больше только в США — 1,1 млн человек) его отношение к численности населения оценивается в 0,29% (0,34% — в США и 1,6% — в Швейцарии). По числу проживающих мигрантов РФ вторая в ОЭСР (11,2 млн человек, лидер — США с 40,4 млн). Но разницу в уровнях безработицы и вклад мигрантов в налоговые поступления ОЭСР оценивать даже не пытается.
Олег САПОЖКОВ. «Коммерсантъ», 14 июня 2013 года
Мигранты не вредят странам ОЭСР
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценила фискальный эффект от мигрантов для 34 стран, входящих в клуб развитых экономик. Мигранты составляют в среднем около 13% от общей численности населения этих стран. Усиливаются страхи, что они становятся дополнительным бременем для бюджетов, расходы которых и так приходится сокращать, признает ОЭСР: ведь приезжие наравне с остальным населением претендуют на социальные гарантии.
Национальные системы социальной поддержки мигрантов существенно различаются, но в среднем уровень социального обеспечения мигрантов ниже, чем у остального населения. В большинстве стран ОЭСР мигранты полностью окупают затраты казны на их содержание, выяснила ОЭСР. Исключение — Польша и Чехия, где доля мигрантов выше из-за более низкой численности населения, а также Франция и Германия, где больше мигрантов, уже получивших пенсионные права.
Если глава семьи зарегистрирован как мигрант, то в среднем такие домохозяйства перечисляют за год в бюджет на 5000 евро больше, чем получают от государства в виде социальных выплат. Самый большой вклад в бюджет своей страны вносят мигранты Швейцарии — они платят в казну на 15 000 евро больше, чем получают.
В России мигранты составляют около 8% населения. России следует обратить внимание на уроки развитых стран, отмечает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. Там миграция все чаще носит не трудовой, а социальный характер, указывает она: приезжие претендуют не просто на трудоустройство, но и на доступ к социальному пакету, который обходится государству все дороже. В России же мигранты не имеют таких прав, но государство заинтересовано во внедрении образовательных программ и создании системы здравоохранения для приезжих, указывает Малева: это позволит нарастить и экономическую отдачу от миграции. Однако социальные гарантии для мигрантов все равно должны быть ниже, чем для граждан страны, подчеркивает она.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)