Rambler's Top100

№ 525 - 526
1 - 14 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Экперт-Урал», «Opec.ru» о демографической политике и демографических проблемах России
RFI о демографической науке и демографических проблемах
«Казахстанская правда» о «программном наполнении» демполитики в Казахстане
«Izvestia.com.ua» о грядущем «беби-буме» в Украине
«Коммерсантъ-Украина» о махинациях с выплатами по беременности и родам на Украине
«Эхо» о рождаемости в Азербайджане и Армении
«Российская газета» о мальтузианской ловушке, «молодежном бугре» и арабских рволюциях
«Новые известия» об утечке российских умов
«Коммерсантъ» о миграции и рынке труда
«Новые известия» о «сильном» составе комиссии по российскому гражданству
«Российская газета» о депортации «нежелательно пребывающих»
«Независимая газета» о депортации мексиканских нелегалов в США в свете выборов
«Obozrevatel.com» о снятии административной ответственности за отсутствие регистрации в Украине
«Paruskg.info» о влиянии миграции в Россию на Таджикистан
«Белорусские новости» об оттоке работников из Белоруссии
«Аргументы и факты» о рождаемости мигранток в Москве
«Ведомости» о пробных результатах экзамена для мигрантов на знание русского языка
«Независимая газета» о культурном разнообразии
«Ведомости» о «российском» мультикультурализме
«Atlantico» о «расизме против белых»
«Зеркало недели» о дискриминации на Украине
«Московские новости» об иммигрантах из исламских стран во Франции
«Коммерсантъ» о еврейских беженцах
«Slate.fr» о беженцах в Иордании
«Утро.Ру» о старении

«Новые известия», «Коммерсантъ» и «Opec.ru» о пенсионной реформе
«БЕЛТА» о прогрессивной шкале расчета пенсий в Белоруссии
«FINANCE.UA» о пенсиях для «заробитчан»
«Ведомости» об экономии на пенсиях и завтраках для «неместных» москвичей
«Комсомольская правда» о социальных выплатах в Москве
«Известия» о наказаниях для нелегальных рантье
«Независимая газета» о социальном самочувствии восточных и западных немцев
«La Vanguardia» о связи продолжительности жизни с уровнем образования
«Российская газета» о неинфекционных заболеваниях как причине смертности
«Gazeta.ru» об Атласе здоровья России
«Телеграф» о послеоперационной смертности в Латвии
«Новые известия» о возможном увеличении возраста, допускающего покупку алкоголя
«РБК daily» о правилах торговли алкоголем
«Коммерсантъ» и «Известия» об ответственности за пьянство за рулем
«Взгляд» о Московской агломерации
«Казахстанская правда» о городских агломерациях в Казахстане
«Российская газета» о поправках к закону «О Всероссийской переписи населения»
«FINANCE.UA» о «политическом туризме» в Украине
«Новые известия» о проблемах с «медицинским» туризмом в Израиле
«Комсомольская правда» о лимите эмбрионов при ЭКО
«Эхо» о правах эмбрионов на жизнь в Азербайджане
«Независимая газета» о «безгражданстве» эмбрионов
«Комментарии» о мужской контрацепции
«Новая газета» о родительском насилии в отношении детей
«Коммерсантъ» о «бесполых» родителях во Франции
The New York Times» о «конце мужчин»

об ответственности за пьянство за рулем

Испить до дна

В России ужесточат ответственность за пьянство за рулем

Российских водителей в ближайшее время ждет радикальное ужесточение ответственности за вождение в пьяном виде. В Госдуме уже готовы повысить за это нарушение штраф до 100 тыс. руб., а за рецидив — лишать прав пожизненно и конфисковывать автомобиль. Инициативы поддержаны в Кремле и Белом доме. Таким образом власти отреагировали на резонансное ДТП, происшедшее в минувшую субботу в Москве: пьяный водитель насмерть сбил семь человек. В свете усиления наказания в Госдуме снова обсуждают возможность законодательно установить минимальный уровень алкоголя в крови: без этого от новых санкций могут пострадать и непьющие водители. Кроме того, эксперты считают, что даже самые жесткие санкции не подействуют на "водителей-беспредельщиков", которые садятся за руль пьяными, без прав и после многократных наказаний,— для них нужны "иные меры".
Тему аварий с участием пьяных водителей премьер Дмитрий Медведев поднял на совещании. "Наверное, стоит подумать о том, чтобы сделать более жесткой уголовную ответственность за это преступление,— заявил он.— В этом плане у нас картинка хуже, чем в любой другой стране,— ответственность достаточно умеренная, она должна быть более строгой. Надо проанализировать еще раз законодательство". 
Разговор об ужесточении санкций Дмитрий Медведев завел после резонансной аварии, происшедшей 22 сентября. Водитель Toyota Александр Максимов на скорости около 190 км/ч, двигаясь по Минской улице, не справился с управлением и врезался в автобусную остановку. В результате ДТП пострадали десять человек, погибли семь, включая пятерых подростков. Предварительное следствие показало, что в крови Александра Максимова содержалось 1,5 промилле алкоголя, позднее он признался, что "пил два дня". Возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК РФ ("Нарушение ПДД лицом, находившимся в состоянии опьянения"). 
По действующему законодательству за управление машиной в нетрезвом виде водитель лишается прав на срок от полутора до двух лет (ст. 12.8.1 КоАП РФ). Если выясняется, что он вообще не получал права или лишен их, ему грозит административный арест или штраф 5 тыс. руб. (ст. 12.8.3 КоАП РФ). Уголовную ответственность пьяный водитель несет в случае ДТП, происшедшего по его вине. Если здоровью потерпевшего был нанесен тяжкий вред, виновный может быть лишен свободы на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 264 УК РФ). Если в аварии погиб человек — до семи лет (ч. 4 ст. 264 УК РФ), если более двух человек — до девяти лет (ч. 6 ст. 264 УК РФ). Именно по последней статье и будут судить Александра Максимова. 
На заявление премьера незамедлительно отреагировали в Кремле. "События последних недель подтверждают необходимость обсуждения этого вопроса и принятия более жестких мер",— сообщил вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Госдума сразу выступила с набором рацпредложений. "Увеличение штрафов должно быть радикальным, ни о каких 5 тыс. руб. речи идти не может. Будет предлагаться штраф не менее 100 тыс. руб.",— заявил лидер фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Воробьев (вероятно, он имел в виду штраф за езду в пьяном виде без прав; связаться с господином Воробьевым вчера не удалось). По его словам, единороссы предложили лишать прав водителей пожизненно или запрещать им садиться за руль на "весьма длительный период". Депутат Шамсаил Саралиев, в свою очередь, предложил приговаривать водителей, устроивших ДТП с погибшими, к пожизненному заключению. 
Последняя инициатива вызвала внутрифракционные споры: глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников выступил против, поскольку считает, что "нужно учитывать содеянное и его последствия". Вице-спикер Совета федерации Светлана Орлова предложила провести широкое общественное обсуждение предлагаемых инициатив, назвав их "неоднозначными". Пока единороссы обсуждали инициативы, вчера вечером ЛДПР уже внесла законопроект в Госдуму: в нем предложено конфисковывать транспортное средство за управление машиной в нетрезвом виде и за передачу ее лицу, которое находится в состоянии алкогольного опьянения. 
По данным ГИБДД, последние два года количество пьяных водителей стабильно растет. За предыдущие восемь месяцев число ДТП, происшедших по вине нетрезвых автомобилистов, выросло на 3,5%. Лидер по количеству этих аварий — Красноярский край (433 ДТП). В Астраханской области прирост "пьяных ДТП" за год составил 130%, в Тверской области — 94%, в Мурманской области — 58%. В Москве за восемь месяцев произошло 152 такие аварии, в которых погибли 15 человек. 
Эксперты опасаются, что радикальное усиление ответственности за вождение в пьяном виде может привести к тому, что серьезное наказание понесут и непьющие. "Сначала нам необходимо вернуть критерий состояния опьянения — минимальный уровень содержания алкоголя в крови,— пояснил "Ъ" первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков ("Единая Россия".— "Ъ").— Мы планируем вносить это в Госдуму в пакете всех прозвучавших предложений". Речь идет о так называемом законе о промилле, который действовал с 2007 по 2010 год в РФ. Водитель считался пьяным в том случае, если в его крови содержалось более 0,5 г алкоголя, а в выдыхаемом воздухе — более 0,25 мг алкоголя. В мире такая норма введена для учета эндогенного алкоголя, который вырабатывается естественным образом в процессе жизнедеятельности человека (у людей он может достигать 0,2 мг). Однако господин Медведев посчитал, что водители восприняли эту норму как возможность выпить за рулем, и в 2010 году отменил ее. "О том, что промилле нужно вернуть, уже говорят в Минтрансе, Минздраве и МВД,— добавил господин Лысаков.— Сначала должен быть установлен объективный, научный и справедливый критерий. Тогда мы сможем отделить тех людей, которые вообще не пьют, но попадаются с минимальным содержанием алкоголя в крови, от тех, кто выпивает сознательно, перед тем как сесть за руль". 
При этом на тех, кто сознательно употребляет алкоголь перед вождением, новые меры наказания могут вообще не подействовать. В ГИБДД говорят, что водители, которые регулярно ездят пьяными, накапливая сроки лишения прав годами (виновник ДТП на Минской улице уже лишался прав за вождение в пьяном виде в 2010 году), санкции вообще игнорируют. Ранее об этой проблеме в интервью "Ъ" заявлял начальник ГИБДД РФ Виктор Нилов. По данным ведомства, за два последних года более 18 тыс. водителей неоднократно лишались прав за вождение в нетрезвом виде; среди них встречаются граждане, которых наказывали за это по 100 раз или подвергали административному аресту 16 раз (за езду без прав). "Закон даже в самой жесткой форме не действует на них,— отмечал господин Нилов.— Поэтому к этой категории людей, вероятно, должны быть применены совершенно иные меры. Есть много предложений, но каждое из них должно быть взвешенным. За рубежом, если человек не может удержать себя от выпивки, он находится под жестким контролем судебной власти и врачей". В конце июля 2012 года ГИБДД выступила с идеей приравнивать таких автомобилистов к больным, ставя их на учет в наркологическом диспансере, а также ввести коэффициент, повышающий стоимость полиса ОСАГО.
Иван БУРАНОВ

Как наказывают выпивших водителей за рубежом

Мировая практика
Во всех штатах США незаконным является управление транспортным средством с содержанием алкоголя в крови более 0,8 промилле. В большинстве штатов установлен предел, превышение которого считается отягчающим обстоятельством,— от 1 до 2 промилле. Присутствие в машине несовершеннолетних или задержание в районе детских учреждений также считаются отягчающими обстоятельствами. Средний размер штрафов за вождение в нетрезвом виде составляет $750, средний срок заключения — от 30 дней до 6 месяцев. Ключевой санкцией является лишение водительских прав, срок которого увеличивается с каждым последующим нарушением. Например, в Вермонте первый случай приведет к лишению прав на 90 дней, второй — на полтора года, третий — пожизненно. В некоторых штатах повторные нарушения караются конфискацией автомобиля. Нарушителей также могут обязать пройти специальные курсы или лечение, а также установить блокиратор ключа зажигания, реагирующий на алкогольные пары. Наказания при наступлении тяжких последствий также разнятся. В Калифорнии пьяному водителю, виновному в ДТП со смертельным исходом, грозит обвинение в убийстве второй степени, санкция за которое предусматривает 15 лет лишения свободы и штраф $10 тыс. В Северной Дакоте можно получить пожизненное заключение, а в Оклахоме — максимально один год. 

В Великобритании предельная концентрация алкоголя в крови также составляет 0,8 промилле. Вождение в состоянии опьянения наказывается 6-месячным тюремным заключением, штрафом ?5 тыс. и обязательным лишением прав на срок от одного до трех лет. Кроме того, по существующей в стране системе начисляется от 3 до 11 штрафных баллов (после "накопления" 12 баллов нарушителей также на время лишают прав). В случае ДТП со смертельным исходом выпившему водителю грозит 14 лет тюрьмы. 

В Германии существуют разные пределы концентрации алкоголя в крови для привлечения к административной (0,5 промилле) или уголовной (1,1 промилле) ответственности. В пределах от 0,5 до 1,1 промилле первый случай вождения в состоянии опьянения карается штрафом €500, второй — €1 тыс., третий — €1,5 тыс. Превышение 1,1 промилле влечет лишение прав и может грозить пятью годами тюрьмы или штрафом в размере трехмесячного заработка. За гибель людей в ДТП пьяный водитель может получить до десяти лет тюрьмы. 

Пьяных на дорогах меньше станет?

Прямая речь

Анатолий Куликов, бывший глава МВД РФ: 
— Ужесточение наказания пьянство не искоренит. Но за такие преступления ужесточать наказание надо. Водитель два дня пил, потом сел за руль и убил семь человек — это преступление не по неосторожности, это умышленное убийство. После такого количества спиртного только убийца мог сесть за руль. И за такое надо давать от 15 лет до пожизненного. 

Александр Залдостанов (Хирург), президент мотоклуба "Ночные волки":
 
— Может быть. Но негативного косвенного эффекта от радикального ужесточения наказаний будет больше, чем прямого. Конечно, ответственность за ДТП с летальным исходом нужно увеличивать, люди будут бояться ездить в пьяном виде. Но большой вопрос, как этот закон будет работать в каждом отдельном случае. Я твердо знаю одно — это приведет к огромным поборам в ситуациях, которые того не стоят. 

Леонид Каневский, заслуженный артист РСФСР, телеведущий:
 
— Станет меньше, но только тогда, когда наказание узаконят и кого-то реально накажут. Если водителя поймают пьяным за рулем без аварии, то штрафовать его надо минимум на 100 тысяч рублей. А если по его вине произошла авария и есть человеческие жертвы, то наказание должно быть адекватным — от 15 лет заключения до пожизненного. 

Владимир Федоров, член Совета федерации, бывший глава ГИБДД РФ:
 
— Ужесточение ответственности за пьяное вождение уже сократило число ДТП по пьянке. Если в 90-х годах каждый четвертый совершал правонарушения в состоянии опьянения, то сегодня — каждый десятый. Кроме того, в закон надо вводить отягощающую составляющую. Сейчас человек, погубивший семь жизней, может получить максимум девять лет тюрьмы, а если будет введен отягощающий состав, тогда для водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, наказание будет не девять, а все двадцать лет тюрьмы. 

Александр Раппопорт, управляющий партнер адвокатской конторы "Раппопорт и партнеры": 

— Ужесточение наказания, как показывает столетняя практика, приводит не к уменьшению преступлений, а к обратным результатам. Введение полного запрета на алкоголь за рулем, на мой взгляд, только увеличило количество людей, которые стали думать, что если они чуть выпили, то терять им уже нечего. А представить, что человека может остановить перспектива получить пятнадцать лет вместо девяти, просто наивно. Требование ввести пожизненное заключение настолько абсурдно, что не подлежит обсуждению. С таким же успехом можно сразу ввести смертную казнь. Надо же понимать, что преступление по неосторожности — это преступление без прямого умысла, что, конечно, не делает его менее тяжелым. 

Сергей Канаев, координатор Федерации автовладельцев России (ФАР):
 
— Без неотвратимости наказания и равенства всех перед законом мало что изменится. Другая проблема в том, что у сотрудников ГИБДД нет никакой ответственности, кроме как за статистику ДТП. Надо повысить ответственность инспекторов за злоупотребления при медосвидетельствовании водителей. И для кого депутаты хотят ужесточить наказание? Они частный случай переносят на 36 миллионов автовладельцев. Нужно ввести градацию. Иначе пожизненное заключение будет светить и парню, который выпил кваса, и тому, кто пил два дня. 

Шамсаил Саралиев, депутат Госдумы ("Единая Россия"):
 
— Уверен, что да. Я бы пожизненно лишал прав всех, кто попался пьяным за рулем. Ну а если из-за такой дурости погиб человек, я бы ввел наказание от 15 лет до пожизненного. Пьяный за рулем — потенциальный убийца. А ссылки на негуманность не обоснованны, ведь давить людей тоже негуманно.

«Коммерсантъ», 25 сентября 2012 года

Пьяных убийц за рулем хотят сажать пожизненно

Парламентарии нижней палаты возьмут на контроль расследование произошедшего в минувшую субботу в Москве очередного громкого дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погибли семь человек и еще трое пострадали. Пьяный водитель на ул. Минской наехал на автобусную остановку, на которой в ожидании общественного транспорта находилось множество людей.
Похожая трагедия произошла всего несколько месяцев назад в Подмосковье. Тогда женщина-водитель также на остановке сбила группу людей - пятеро погибли на месте, в том числе ребенок.
По данным "Известий", депутаты Госдумы хотят положить конец трагедиям на дорогах путем ужесточения наказания. Народные избранники намерены изучить все возможности для снижения смертности по вине пьяных водителей. Предложения звучат самые разные - вплоть до пожизненного заключения для тех, кто в нетрезвом состоянии сел за руль и, совершив ДТП, лишил человека жизни.
По словам законодателей, статистика только этого года доказывает, что ситуация со смертностью на дорогах ухудшается.
Так, автор идеи введения законопроекта, ужесточающего наказание для пьяных убийц, единоросс Шамсаил Саралиев уверяет, что проблема с нетрезвыми водителями сейчас в стране гораздо более острая, чем проблема с терроризмом.
- У нас в стране за прошлый год из-за пьяных водителей погибли 2103 человека. Это колоссальное количество. А в этом году, по данным на сентябрь, трагедии на дорогах унесли жизни 2300 человек, - говорит Саралиев.
При этом, по словам парламентария, от террористических акций в 2011 году погибли 57 человек. В связи с этим единороссы выбрали путь ужесточения наказания, чтобы заставить потенциальных пьяных преступников задуматься и не садиться за руль после приема алкоголя.
Предложение ответственное и довольно жесткое - фактически приравнять нетрезвых водителей, по вине которых погибают люди, к террористам.
- Террористы убивают умышленно. Но и человек в состоянии алкогольного опьянения все же должен понимать, что он может поставить под угрозу жизнь совершенно невинных людей. Сейчас у нас максимальное наказание за это преступление не соответствует причиненному вреду, - говорит Саралиев.
- Но мы хотим прописать в Уголовный кодекс в качестве ответственности за подобного рода преступления пожизненный срок, - продолжает Саралиев, - Возможно, это заставит людей задуматься, что они могут совершить преступление и на всю оставшуюся жизнь очутиться в заключении.
По мнению Шамсаила Саралиева, перед разработкой данного законопроекта пройдут широкие общественные обсуждения с привлечением экспертов, юристов и представителей правоохранительных органов. Планируется изучить общественное мнение, в том числе через различные опросы и голосования в соцсетях.
Как рассказал депутат, один из опросов, проведенных на днях в интернете, буквально за день собрал голоса почти двух тысяч жителей России, из них 81% респондентов поддержали предложенную меру для пьяных водителей.
Все свои инициативы единоросс намерен вынести в дальнейшем на обсуждение в комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Инициативу ужесточения ответственности пьяных водителей поддерживают коллеги по партии, однако говорят, что пожизненное наказание - это слишком уж радикальная мера. Депутат от фракции "Единая Россия" Вячеслав Лысаков, являясь одновременно главой народного движения автомобилистов "Свобода выбора", предлагает пересмотреть ответственность для нетрезвых водителей, совершивших убийство.
- Пожизненный срок, по-моему, это уже слишком радикально. Конечно, сегодняшняя ответственность крайне низкая, и трактуется данное преступление как непредумышленное. Я действительно предлагаю приравнять это к умышленному убийству, так как человек знает, в каком он состоянии, и все равно садится за руль и ставит жизни других под угрозу, - считает Лысаков, - Поэтому, безусловно, сроки необходимо подымать. Но пожизненное заключение, еще раз повторюсь, это слишком жесткая мера. Если в Думе пройдет предложение Лысаков а, то максимальное наказание для пьяных водителей, чья езда привела к смерти одного и более людей, увеличится до 15 лет. Сегодня водителю, насмерть сбившему семь человек, грозит не более девяти лет лишения свободы.
Напомним, ранее с инициативой приравнять пьяных водителей, по вине которых погибли люди, к убийцам выступил глава Чечни Рамзан Кадыров.
По мнению президента Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, необходимо более взвешенно подходить к данной проблеме.
- Пожизненный срок это, конечно, что-то нереальное. Нужно к каждому случаю подходить индивидуально. Неправильно вводить пожизненный срок для любого водителя, сколько бы у него в крови ни было промилле, - говорит Канаев, - У нас всегда принято считать, что в подобных ситуациях виноват водитель. И судом принимаются решения исходя из этой аксиомы: вина за происшествие лежит исключительно на водителе. Необходимо в первую очередь выстроить справедливую работу следователей, а потом уже предлагать какие-то новые решения.

Светлана СУББОТИНА, Дмитрий РУНКЕВИЧ. «Известия», 24 сентября 2012 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.