Таджикские гастарбайтеры везут из России не только деньги, но и…
Трудовая миграция меняет мышление и поведение жителей Таджикистана, отмечают эксперты. По их мнению, гастарбайтеры возвращаются из России домой не только с деньгами, но и с другими жизненными ценностями.
Россия по-прежнему оказывает культурное влияние на Таджикистан – теперь через трудовых мигрантов, которые возвращаются домой с другими ценностями. Такой вывод следует из исследования «Влияние трудовой миграции на образ жизни и поведение таджикистанцев», проведенного в июле-августе Центром стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана. Его результаты пока не обнародованы, но DW удалось ознакомиться с некоторыми подробностями доклада.
Изменение приоритетов
Эксперты Центра стратегических исследований опросили 1500 домохозяйств в разных регионах страны. Анализ полученных данных показал, что трудовая миграция серьезно влияет на образ и поведение таджикистанцев. «Люди отмечали, что стали более самостоятельными в принятии решений, терпимыми к окружающим и целеустремленными», – рассказывает сотрудник ЦСИ Фируз Саидов.
Он отмечает еще одну важную особенность. Если прежде жители Таджикистана чаще всего выезжали на заработки, чтобы прокормить семью и обзавестись в хозяйстве нужными вещами, то сейчас 70 процентов из них отправляются за рубеж, чтобы накопить деньги на образование для своих детей.
Опрошенные сообщили, что более 40 процентов доходов тратят на оплату учебы детей и родственников в школе или вузе. «Тут и дополнительные занятия по русскому языку, покупка компьютера и книг. Предметы роскоши уже не являются приоритетом», – подчеркивает Саидов.
По его словам, все это свидетельствует о том, что трудовые мигранты не хотят повторения детьми их участи. «Они считают, что если их сыновья в будущем отправятся работать за рубеж, то уже должны будут обладать необходимыми знаниями и профессиональной квалификацией, чтобы никак не отличаться от коренных россиян», – отметил эксперт ЦСИ.
Мигранты свободнее местных жителей
85 процентов опрошенных сообщили, что, находясь на заработках за границей, получили какую-либо специальность. «Две трети из них – молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Часть впервые поехала в Россию сразу после окончания школы. Там уже на месте они и освоили определенные профессии. Около 80 процентов выезжающих заняты в сфере строительства», – поясняет еще один эксперт ЦСИ, Бахтиер Каримов.
Наличие специальности, возможность выезда за границу делает таджикских трудовых мигрантов более свободными в общении. Люди, поработавшие в России, на родине куда менее скованны, чем соотечественники, они без опаски высказывают свое мнение.
«Трудовых мигрантов легко выделить среди таджикистанцев. Это люди с более западным мышлением. Они четко знают, чего хотят, более ясно выражаются, не боятся местных чиновников, зная, что имеют альтернативу», – указывает Фируз Саидов. По его словам, таджикское общество под влиянием трудовой миграции постепенно трансформируется. Так, растет деловая активность населения, уходят традиционные восточные стереотипы, приобретаются новые ценности.
При этом гастарбайтеры перенимают поведение и образ мысли россиян и переносят это в Таджикистан. «Тут и манера одеваться, вести себя в обществе, привычки. 90 процентов респондентов признались, что выезд за границу изменил их отношение к окружающей действительности», – говорит Саидов.
В Россию – с семьей
По данным исследования Международной организации по миграции, треть таджикистанских гастарбайтеров хотят получить российское гражданство и остаться жить в России. Более 20 процентов рассчитывают на длительное пребывание там. Опрос экспертов ЦСИ также показывает, что отношение к трудовой миграции у таджикистанцев в целом положительное.
«Несмотря на трудности, растет миграция целых семей. В ходе исследования выяснилось, что мужья все чаще забирают в Россию своих жен. Об этом заявили 16 респондентов. Особенно эта тенденция заметна на севере Таджикистана», – отмечает Фируз Саидов. На семейную миграцию, по его словам, решаются те гастарбайтеры, которые уже адаптировались в России: «Они владеют языком, приобщились к традициям. Как правило, это люди среднего возраста».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)