… о неинфекционных заболеваниях как причине смертности
Здоровье должно быть модным
Образ жизни - ключ к победе над неинфекционными заболеваниями
Неинфекционные хронические заболевания (НИЗ) являются основной причиной смертности и инвалидизации населения, приводят к катастрофическим социальным и экономическим последствиям как в развивающихся, так и в экономически развитых странах.
В структуре общей смертности и в Российской Федерации, в том числе, на эти болезни приходится более 90%. Наряду с наследственной предрасположенностью развитие НИЗ связано с влиянием различных факторов. Основными среди них являются особенности питания, качество воды и экологии, режим физической нагрузки, эмоциональное состояние, условия труда и отдыха, а также наличие вредных привычек - в первую очередь табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Совокупное влияние только поведенческих факторов риска на развитие НИЗ огромно: от 61% при сердечно-сосудистой патологии до 35% - при новообразованиях.
Здоровье человека определяется комплексом факторов: на здравоохранение приходится 10-15%, на генетические факторы - 15-20%, на факторы внешней среды и климатические условия - 20-25%; более чем наполовину (50-55%) здоровье населения зависит от его образа жизни. По расчетам ВОЗ, 9,1 млн человек ежегодно погибают от причин, которые могут быть предотвращены. При этом на долю стран с низким и средним уровнем доходов приходится до 90% смертей, которые могут быть предотвращены.
Именно поэтому проблема НИЗ должна рассматриваться в непрерывной связи с проблемой формирования здорового образа жизни как наиважнейшей профилактической платформы. В соответствии с этим в Законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" заявлено о приоритете профилактики в сфере охраны здоровья. В России создана концепция "единой межсекторальной профилактической среды", основными блоками которой являются:
- инфраструктурные, информационно-образовательные и нормативно-правовые условия, позволяющие вести здоровый образ жизни и реализовать популяционные стратегии профилактики;
- программы мотивирования населения к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких;
- организация системы управления здоровьем - на основе мониторирования здоровья каждого человека, и своевременного подключения индивидуализированных программ профилактики.
В формировании единой профилактической среды должны принимать участие все службы, министерства и ведомства, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. В компетенции минобразования - создание программ образования и воспитания по формированию здорового образа жизни, которые должны быть психологически выверенными для разного возраста. В задачи минсвязи, прессы, телевидения и радио входит разработка психологически выверенных программ для разных социальных групп населения, информационных и мотивационных роликов, реалити-шоу, интерактивных сессий, компьютерных "вирусов" на популярных сайтах - все, что формирует моду на физическое и духовное здоровье. Министерство сельского хозяйства обеспечивает безопасность и экологичность продуктов питания. Министерство природных ресурсов - чистой водой и здоровой экологией. Министерство регионального развития разрабатывает новые подходы к градостроению, планированию коммуникаций. Минтруд - обеспечивает здоровые производственные условия, безопасное рабочее место. Не обойтись без санэпидблагополучия. А в компетенции министерств экономики и финансов - формирование приоритетов финансовой поддержки всех этих программ.
Наряду с государственными структурами к формированию профилактической среды должно быть привлечено все гражданское общество, неправительственные организации, представители бизнеса и частных секторов, семья - как первичная ячейка общества.
Главным государственным координатором становления и развития "единой профилактической среды" должно стать министерство здравоохранения, отвечающее за соотнесение "здравоохранных секторов" каждой отрасли, каждого ведомства и гражданских сообществ между собой, организацию единого понимания приоритетов, выстраивание межведомственных и межсекторальных взаимоотношений в сфере охраны здоровья.
Очевидно, что для координированной и эффективной реализации всей межсекторальной профилактической системы необходима политическая воля. В связи с этим минздрав выступил с инициативой о создании правительственной комиссии по охране здоровья граждан, в состав которой вошли руководители профильных служб и ведомств, представители Государственной Думы и Совета Федерации, члены общественных организаций и конфессиональных объединений.
Внедрение здорового образа жизни невозможно без формирования ответственности каждого гражданина за свое здоровье и здоровье своих близких, особенно детей. Поэтому основным направлением по формированию здорового образа жизни должны стать образовательные программы, направленные на формирование: навыков контроля за своим эмоциональным состоянием; навыков стрессоустойчивости; адаптивных навыков социального взаимодействия; личной и общественной гигиены; развитие интеллектуальное и духовное для формирования социального вектора поведения, конструктивных целей и навыков их достижения.
В разных регионах мира лидирующими причинами смерти человека являются четыре основные группы НИЗ - сердечно-сосудистые, онкологические, хронические обструктивные болезни легких (ХОБЛ) и диабет. Но для всех этих заболеваний разработаны высокоэффективные методы профилактики, доступные для реализации в каждой стране уже в настоящее время.
Раннее выявление факторов риска НИЗ и их коррекция позволяют предупредить развитие или отсрочить их. Своевременное выявление таких заболеваний позволяет взять их под контроль с помощью экономически эффективных и экономически обоснованных методов лечения. А перспективные научные исследования в области биомедицины расширяют возможности долгосрочного прогнозирования развития НИЗ и создают основу для разработки и внедрения персонифицированных программ профилактики, начиная с ранних периодов жизни человека.
Профилактическая среда должна включать целый комплекс профилактических мероприятий с активным вовлечением в профилактическую деятельность всех врачей первичного звена, при этом на профилактические мероприятия должно приходиться не менее 30% их рабочего времени. Целью всех этих мероприятий должно быть не просто увеличение продолжительности жизни, а увеличение всех ее периодов равномерно, а не только за счет удлинения ее инволютивной части.
Эффективность межсекторального взаимодействия в области формирования здорового образа жизни и профилактики НИЗ зависит от координирующего взаимодействия на национальном, международном и глобальном уровне.
По инициативе России в 2009 году была проведена Первая Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, по итогам которой была принята Московская декларация. В ней отмечается, что профилактика и контроль НИЗ требуют регулирования на всех уровнях реализации многоуровневых и межсекторальных мер с целью создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни
Сторонами-участниками были приняты на себя следующие обязательства: внедрять национальные стратегии по продвижению здорового образа жизни; применять экономически эффективную политику, направленную на снижение общих факторов риска неинфекционных заболеваний; укреплять систему информирования о здоровье для мониторинга изменений бремени НИЗ и факторов риска
Конференция призвала ВОЗ и другие организации системы ООН, банки развития и прочие ключевые международные организации к участию в совместной работе.
Татьяна ЯКОВЛЕВА, заместитель министра здравоохранения России
«Российская газета», 27 сентября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)