В России нет единого правового пространства; в зависимости от территории или ситуации могут действовать самые разные нормы, как писаные, так и неписаные. В то время как верховная власть строит бумажные стратегии национальной политики и рассуждает о проблемах западных концепций «плавильного котла» или мультикультурализма, свой, российский мультикультурализм действует по умолчанию.
В воскресенье в центре Москвы, недалеко от Кремля, полиция задержала
свадебный кортеж, участники которого, жители Дагестана, стреляли
в воздух из травматического оружия. Последовавший ажиотаж в интернете
и СМИ был вызван не столько самим фактом стрельбы, сколько ожидаемыми
затруднениями полиции.
Ожидания оправдались: задержанные были отпущены после составления административных протоколов за нарушение правил пользования звуковыми сигналами, использование тонировки и нарушение правил использования травматического оружия. В понедельник пресс-служба ГУВД добавила, что у одного из гостей свадьбы изъяли травматический пистолет, гостя оштрафовали на 2000 руб.
Любопытно здесь серьезное снижение градуса происшедшего. Стреляли
в воздух, а не в водителя троллейбуса, например. Это не была драка
с поножовщиной между русскими футбольными фанатами и кавказцами.
И уж тем более это не была ликвидация какого-нибудь врага одного
из кавказских народов (как чеченские ликвидации в Москве Мовлади
Байсарова и Сулима Ямадаева). Нет, просто постреляли в воздух —
это же принято на кавказских свадьбах; московские дагестанцы так
и говорили в газетах: мол, приехал родственник с гор, чего возьмешь.
То, что выглядит как хулиганство в Москве, является нормальным обычаем
на Кавказе.
Это, в сущности, культурно-бытовой конфликт, и именно отсюда ажиотаж.
Не случайны прозвучавшие сравнения с делом Pussy Riot. В России
в последнее время инициируются и принимаются законы, ограничивающие
и маркирующие в том числе культурно-бытовую сторону общественной
жизни: цензура СМИ и развлечений в целях защиты детей и предотвращения
клеветы, уголовное преследование за оскорбление чувств верующих.
Эти законы лоббируются соответствующими социальными группами или
властями с целью усиления идеологического контроля за обществом.
Примеры успешного экспорта культурных обычаев Кавказа в Москву показывают, что не обязательно лоббировать федеральные законы, чтобы защитить права своей социальной группы. Достаточно использовать слабость и коррумпированность правоохранительных органов и судов. Впрочем, стоит отметить, что в кавказских свадьбах идеологической угрозы для власти нет.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)