Перспективы трудовой миграции - Средняя Азия и СНГ
"Хорошо там, где нас нет? Значит, хорошо станет там, где нас не будет". Автор
Уехать на время, навсегда…
Институт Гэллапа сообщил, что из населения в возрасте 16 лет и старше собирались выехать в 2009 г. из своих стран:
"Временно на заработки" - 30% в Казахстане; 22% в России, 24% в Узбекистане,
"На постоянное место жительства" - 15% в Казахстане, 11% в России, 6% в Узбекистане [1].
Эти данные вызвали вопросы и размышления - каковы перспективы и последствия миграции и, в частности, трудовой миграции из Средней Азии в СНГ? Эти размышления основаны на научных трудах таких известных экспертов как А. Вишневский, Ж. Зайончковская, Л. Дробижева, М. Колеров, С. Градировский и Н. Есипова и многих других, за что я им весьма признателен.
Очевидные вещи
Вспомним широко известные следующие высказывания о трудовой миграции.
"Миграция китайцев в Канаду привел к тому, что вторым языком по количеству населения в Канаде стал китайский язык";
"Миллионы турков работают в Германии";
"Университеты США – это место, где студентов-китайцев учат профессора из России";
"Вода идет туда - где глубже, рыба туда – где больше воды, а человек туда – где больше рыбы" и т.п.;
Если эти высказывания перевести на научный язык, то из них следует, что процесс трудовой миграции:
1. Это часть процесса бурно растущего мирового рынка труда как части глобализации в мире;
2. Этот процесс все более связан не столько с демографическим восполнением населения "стареющих", "вымирающих" стран из стран с "молодым" и с растущим населением, сколько различиями в уровне оплаты труда и в уровне качества жизни в тех или иных странах;
3. Глобальный рынок труда все более освобождается от политических ограничений на пересечения границ, на выбор страны для работы, как это было ограничено ранее в СССР, ГДР, или сейчас в Северной Корее. Правительства принимающих стран все более считается с мигрантами, формируя правила пересечения границ и пребывания в стране;
4. Стоимость рабочей силы все более зависит от ситуации на рынке спроса работодателей и предложения у рабочей силы. Работодатели все более считаются с мигрантами, повышая оплату труда мигрантов, что ведет к росту благосостояния и мигрантов и работодателей.
4. Процесс предоставляет принимающим странам более дешевую внешнюю рабочую силу, а так же и относительно дешевый вклад трудовых мигрантов в ВВП и в экономику принимающих стран, включая вклад в модернизацию экономик как принимающих, так и отдающих стран;
6. Процесс трудовой миграции тесно связан со стремлением молодежи получить профессию, образование в развитых странах мира и в них же реализовать потенциал этого образования или тот же потенциал, полученный в своих странах.
Вещи не столь очевидные Об Узбекистане и не только
В сравнении с прочими странами Средней Азии, наибольшее количество трудовых мигрантов поступает на рынок СНГ из Узбекистана (но наименьшее в пропорциональном отношении к своему населению). Причины миграции рабочей силы из Узбекистана, как страны с наиболее высоким потенциалом и уровнем миграции, мало чем отличаются от причин миграции из соседних стран. В Узбекистане, как в пр. странах региона Средней Азии, к 80-ым годам исторически и как данность сложился высокий уровень рождаемости и, соответственно, прирост населения (около 3% в год). Уровень прироста населения в регионе с тех пор упал, примерно, до 1% и продолжает падать, приближаясь в предстоящие 15-20 лет к демографическому переходу – к простому воспроизводству населения и далее к определенным перспективам депопуляции, т.е. к чему пришли большинство стран СНГ.
Миллионы детей, рожденных в Узбекистане и в Средней Азии в 80-е и в начале 90-х годов, ежегодно вступали в трудоспособный возраст с начала 2000 годов. Только в Узбекистане в прошедшие 15 лет прибывало на рынок труда, в среднем, ежегодно около 400 тысяч чел. Такое количество трудоспособных экономика страны принять могла только ценой низкой оплаты труда, следуя закону рынка "где больше товара - меньше цена". Если бы пришлось вовлечь в экономику ежегодно такое количество рабочей силы, то процессы модернизации промышленности и сельского хозяйства в Узбекистане столкнулись бы с отсутствием потребности в трудозамещающих технологиях и c туманными перспективами роста производительности труда – главного показателя развития экономики любой страны. В записках об Узбекистане некоторых международных организаций последних лет говорится - "Каждый процент прироста ВВП сопровождался приростом занятости в 0.37-0.40" Это очень неплохо – значит, растет производительность труда при ежегодном приросте ВВП, примерно, в 8%.
Эти поколения, когорты рожденных в Средней Азии в 80-е и 90-е годы вступают сейчас в браки и даже при 2-хдетной семье обеспечат прирост населения и работоспособных в своих странах на ближайшие 15-20 лет. Но не столько за счет количества детей в семьях, сколько за счет количества брачных пар, если только молодежь, прежде всего мужского пола, не предпочтет создавать эти пары в принимающих странах. Эта тенденция - убыль не только женихов, но и мужей в странах Средней Азии уже складывается и усиливается.
О ситуации в Российской Федерации
Россия приводится как пример крупнейшего потребителя избытка рабочей силы из Узбекистана и Средней Азии.
У России с 2007 года началось снижение количества работоспособного населения и ожидается с 2011 по 2018 год снижение количества не просто населения, а работоспособных до 1 миллиона чел. ежегодно по трем вариантам прогноза Росстата (11-17 млн. человек за весь период). К этой убыли и после 2010 г. следует добавить в той же перспективе намерения выехать из РФ на постоянное место жительства около 14% или около 17 миллионов чел. [2]. Конечно, вряд ли все 17 миллионов выедут, но то, что в эмиграцию вольются миллионы чел. весьма вероятно, особенно, после ожидаемого открытия шенгенской зоны для граждан РФ, Украины, Белоруссии в тот же прогнозный период. Иммигранты из государств европейской части СНГ, особенно молодые и образованные, будут более экономически выгодны и этнически приемлемы в Европе, чем работники из стран Африки, Ближнего, Южного Востока и Средней Азии.
Заинтересованность принимающих и отправляющих стран
Одна из главных причин трудовой миграции – это высокая заинтересованность в ней у всех, кто имеет к мигрантам отношение – от работодателей до милиции/полиции и до самих мигрантов. Вклад трудовых мигрантов в ВВП принимающих стран значительно выше, чем вывозимая трудовыми мигрантами сумма денег. По оценкам российских экономистов и только в РФ, вклад в ВВП, примерно, в 5 раз выше, чем вывозимая сумма денег. Помимо ВВП, мигранты весьма существенно пополняют доходы или и экономят бюджеты работодателей от невыплат или сокрытия реальных выплат мигрантам за работу, а так же доходы от взяток части представителей всевозможных контролирующих органов.
Низкая стоимость труда мигрантов, о которой часто пишут, определяется не только законом спроса и предложения, но и прочими законами, включая, налоговые законы, когда не гражданин РФ платит около 30% подоходного налога, а гражданин РФ – 13%. Отсюда случаи фиктивного найма гражданина РФ, работу которого выполняет мигрант. Работодателю просто невыгодно легализовать мигранта или мигранту легализоваться самому. Т.о. низкая оплата труда мигрантов основана не только на злонамеренности и работодателей и работников-мигрантов.
Вклад трудовых мигрантов от денежных переводов и вывозимых в свои страны деньги составляли в 2009 г. от, примерно, 10% ВВП в Узбекистане до 46% ВВП в Таджикистане [3]. В Кыргызстане – по разным данным – от 26 до 35% [4]. Вряд ли все эти переводы – это заработки мигрантов, т.к. помимо них идут и бизнес-переводы, а так же переводы как денежная помощь своим родственникам в Средней Азии от граждан и резидентов (но еще не граждан) принимающих мигрантов стран. Тем не менее, размер переводов трудовых мигрантов важен для отправляющих стран, даже, если объем переводов трудовых мигрантов несколько ниже, чем цифры выше.
Статистика, управление, перспективы и последствия миграции
Средняя Азия (здесь и далее имеется в виду – постсоветская Центральная Азия) в СНГ и Узбекистан, особенно, стали и будут крупнейшим экспортером рабочей силы в СНГ. Как масштабно, надолго и с какими последствиями?
Управлять демографией или миграцией
В условиях высокой и растущей мобильности трудоспособных, данные статистики об их регистрации по месту жительства и в переписях населения, данные листков убытия или прибытия далеки от реальности и, особенно, в измерении трудовой миграции. Впрочем, как и данные миграционных служб, которые учитывают количество пересечений границ, но без учета их пересечений одними и теми же лицами. Отсюда разнородные данные в учете наличного (проживающего более 6 месяцев в году) населения в странах, и, особенно, в учете трудовых мигрантов. А у экспертов разнородных данных и цифр больше, чем самих экспертов. Например, когда статистика или эксперты говорят о гражданах Узбекистана, проживающих в России более полугода в году, то их оценки колеблются от 0,3 млн. чел. до 5 млн. чел. или из Таджикистана и Кыргызстана от 0,1 тыс. до 1 млн. чел. в каждой стране.
Как и ожидала часть экспертов, меры, принимаемые в большей части стран СНГ, для улучшения демографической ситуации (повышения/снижения рождаемости или снижения смертности) радикально демографическую ситуацию не меняют. Сокращение детей в семье и депопуляция - это процесс, который вышел из-под управления в странах СНГ, несмотря на некоторые успехи тактического и регионального характера.
Эксперты ООН сообщают, что население стран СНГ к 2050 г. при действующих условиях сократится на 16% в целом. При этом в большинстве стран, в среднем, на 30%, за исключением Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, где ожидается прирост, в среднем, на 50% [5]. На мой взгляд, эти цифры говорят не столько о прогнозе количества населения в этих странах, сколько о трендах в динамике количества, а цифра в 50% явно завышена, так как прирост населения завершится, примерно, к 2030 г. (когда будет исчерпан потенциал рождаемости у брачных когорт 80-90х годов) и далее наступит этап простого воспроизводства населения с последующим демографическим переходом к депопуляции.
Демографические прогнозы, управление рождаемостью/смертностью, как для принимающих, так и для отправляющих стран теряют свою прежнюю значимость и все больший вес приобретает управление трудовой миграцией. Эта миграция уже оказывает и будет оказывать определяющее значение на перспективы развития не только экономик стран СНГ, но и на перспективы в политике, социальной и культурной сферы в странах Средней Азии. Уже сейчас, возвращаясь себе в страну, среднеазиатские мигранты в значительной мере меняются в сторону европейских моделей мышления и поведения, меняя и тех, кто не выезжал из страны.
Различные эксперты и журналисты достаточно полно описали феномен ксенофобии в принимающих странах и ее перспективы. Поэтому свои развернутые размышления по этому поводу я опущу. Тем не менее, опасения ксенофобов напрасны. Даже, если значительная часть мигрантов женятся в странах прибытия на гражданках этих стран, то их дети станут принадлежать к той культуре, национальности, к которой принадлежат их матери. В самом деле, национальность начинается с языка первых слов и колыбельных, которые слышат дети, а не с записи в документах. Поэтому следует только приветствовать браки мигрантов с гражданками принимающих стран, что будет способствовать как росту населения, так и вступлению в браки миллионов женщин. Кстати, только в РФ около 10 млн. женщин вне брака, а количество мигрантов из Средней Азии не превысит это количество до срока исчерпания миграционного потенциала из Средней Азии. Для России с населением более, чем в 100 млн. чел. в прогнозном периоде – даже 5 млн. брачных пар с мигрантами и очень мало и очень много. Мало, чтобы поправить демографическую ситуацию и нарушить этнический баланс, но много для роста ксенофобии.
О трудоспособных, но квалифицированных рабочих
В ближайшие годы следует ожидать падение количества трудоспособного населения в странах СНГ (включая страны Средней Азии) на уровне до 2 миллионов человек ежегодно, как вследствие депопуляции, так и по причинам миграции за пределы СНГ.
Уже сейчас главным и первым препятствием для развития промышленности всех стран СНГ стал недостаток или отсутствие рабочей силы и, особенно, квалифицированной, и этот недостаток все более превращается в отсутствие. Экономикам стран остро требуются квалифицированные рабочие, технологи, инженеры, и все менее требуются пользователи компьютеров с дипломами экономистов, юристов, менеджеров и пр. Т.о. недостаток рабочей силы в странах СНГ может и должен быть восполнен только когортами мигрантов без их высоких требований к содержанию труда, но с возможно высокой производительностью и оплатой труда и, прежде всего, в промышленности ив сфере услуг. Даже, если сократится спрос на работников в промышленности, как следствие модернизации и внедрения новых трудозамещающих технологий, спрос на работников будет расти в сфере услуг, которой нужны торговцы, водители автомобилей, парикмахеры, медсестры, врачи, учителя, преподаватели (особенно в профессиональные колледжи), и пр.
Где и как найти квалифицированную рабочую силу? Рост потребностей экономик всех стран СНГ в рабочей силе, включая вынужденный прием неквалифицированной силы из-за недостатка квалифицированной, привел и ведет к необходимости кардинальных изменений в системе профессиональной подготовки, как в принимающих, так и в отправляющих странах. Почему будут готовить принимающие страны – понятно – для своих потребностей и это уже происходит в РФ, например, не только на Калужском трансформаторном заводе, что весьма своевременно и перспективно. Но отправляющие страны тоже вынуждены будут готовить их, и не только для себя, но и на экспорт. Иначе их рабочая сила будет менее конкурентоспособна с последующим снижением не только поступлений валюты от трудовых мигрантов в страны их происхождения, но и потерей возможности продолжать модернизацию промышленности в своей стране, а так же из-за падения качества и не конкурентоспособности своей продукции.
Непреодолимая необходимость и потребности общего рынка труда в СНГ, инвестиции и экспорт производств в соседние страны, вынудят страны СНГ развить уже складывающуюся (хаотично) скоординированную систему "заказа", подготовки и поставок квалифицированной рабочей силы – будь то в своих странах или в странах отправления. Для этого потребуются не только кардинальные изменения в системе профессионального образования, но и усилия для роста имиджа, привлекательности и повышения оплаты не офисного труда, развитие учебных заведений/курсов при крупных предприятиях и частных обучающих курсов с полным циклом межстрановых маркетинговых стратегий для управления процессом обучения/"производства" и "сбыта" рабочей силы.
Миграция и модернизация
Сокращение предложений рабочей силы и повышение ее стоимости ведет к тому, что промышленные и сельские предприятия в СНГ стремятся к технологической модернизации и проводят ее, повсеместно приобретая трудозамещающие технологические линии и технику, что уже происходит в Узбекистане.
Недостаток рабочей силы вызовет и далее технологические рывки модернизации в промышленности и в сельском хозяйстве для замещения недостающей рабочей в странах СНГ. Но и эти рывки не снизят темпы роста потребностей в квалифицированной рабочей силе в секторе услуг, где так же, как в промышленности, меняются технологии, для которых требуется все более квалифицированная рабочая сила.
Масштабы трудовой миграции
Предложение рабочей силы из Средней Азии в перспективы уже ограничены. Например, в стране основного экспортера рабочей силы, в Узбекистане, ежегодный прирост рабочей силы за последние 20 лет сократился, с, примерно, 0,5 до 0,3 млн. чел. в год и продолжает сокращаться, что приведет в ближайшие 20 лет к сокращению/прекращению темпов роста рабочей силы внутри страны с последующим ростом спроса на нее и с ростом доли пенсионеров почти в два раза с соответствующей социальной нагрузкой на работающих. Аналогичные последствия ждут и другие страны Средней Азии.
Миграционный потенциал прочих странах Средней Азии (без Казахстана и Туркменистана), примерно, в 3 раза ниже потенциала Узбекистана, но и этот потенциал близок к исчерпанию в тот же период. Т. е., примерно, на тот срок, в который и ожидается сокращение ежегодно на 1 млн. трудоспособных в РФ. Эксперт из РФ, Л. Дробижева, утверждает, что приток мигрантов в РФ планировался на уровне 800 тыс. чел в год, реальный приток трудовых иммигрантов в год был около 227 тысяч. "Последние притоки в конце 2000-х годов – около 84 - 90 тысяч. А нам надо больше" [6]. Уже появились тревожные сообщения экспертов в Казахстане, Белоруссии, Украине, где отмечается острая потребность в квалифицированной рабочей силе и где вряд ли в ближайшие годы возможно как можно скорее переориентировать молодежь с кресла в офисе на место у станка.
Конкуренция за рабочую силу и политика принимающих стран
Конкуренция не столько за трудовых мигрантов, сколько за квалифицированную рабочую силу началась и кто не успеет ее привлечь и удержать – тот опоздает и навсегда.
Потребности в квалифицированной рабочей силе и близкий к исчерпанию прирост рабочей силы значительно обострили и обостряют конкуренцию не только между работодателями всех стран СНГ, но и конкуренцию с прочими странами. По слухам, в этом году убыли из Узбекистана в Окленд (Новая Зеландия) около 300 овцеводов и в октябре около 70 квалифицированных рабочих одного из автомобильных заводов для работы на автомобильном заводе в РФ. Цифры незначительные, но говорящие о значительной тенденции в расширении миграции за пределы СНГ. Кстати, даже Китай начал испытывать недостаток квалифицированной рабочей силы [7].
Рост конкуренции вынудит вводить и уже вводится все более благоприятный режим для иммиграции рабочей силы и, прежде всего, для мигрантов хотя бы с минимальной квалификацией и знанием языка принимающей страны. Режим уже смягчается от разрешительного к уведомительному порядку приема мигрантов, с последующей перспективой смягчения условий получения видов на жительство и, что важно для мигрантов и работодателей – это перспектива снижения давления налогового режима на доходы трудовых мигрантов. Если не создать благоприятный режим для трудовых мигрантов в СНГ, то надо будет вводить такой же режим для иммиграции из других стран с менее близкой культурой, уровнем образования и пр. не очень позитивными качествами и последствиями.
Рост стоимости рабочей силы и благосостояния
Поскольку благосостояние населения зависит в определяющей степени от стоимости рабочей силы, то это благосостояние выросло в странах Средней Азии не только за счет переводов денег в страны убытия трудовых мигрантов, но и за счет роста стоимости рабочей силы внутри стран.
Отток избытка рабочей силы, например, в Узбекистане повысил спрос на нее внутри страны, и ее стоимость с 2000 года выросла, примерно, в 10 раз в долларах США и, примерно, в 3 раза по покупательной способности тех же долларов. Если взять стоимость труда неквалифицированного поденного рабочего ("убрать, выкопать, поднести"), то в 2000 г. его работа стоила 1 доллар в день, а сейчас - не менее 10 долларов США, и этого рабочего надо еще найти. На "базаре" рабочей силы сейчас преобладают квалифицированные мастера со стоимостью труда в день от $20 до $50 США, но не с поденной оплатой, а по объему, видам и качеству работ.
Закон стремления к средней прибыли у поставщиков рабочей силы (работников) в принимающих и отправляющих странах способствует росту и выравниванию благосостояния населения в странах СНГ. Например, в РФ и Узбекистане структура и динамика изменений с 2001 г. по 2010 г. в благосостоянии населения уже достаточно и примерно сопоставимы:
Доля "бедных" (кому недостаточно доходов на продукты питания) – сократилась с 20% до 10%;
Доля "нуждающихся" (достаточно продуктов питания, но недостаток доходов на коммунальные услуги, одежду, обувь и пр.) – сократилась с 50% до 30%.
Доля "не бедных" (достаточно доходов на продукты питания, на коммунальные услуги, одежду, обувь и пр., но недостаточно на покупку товаров длительного пользования – холодильник, стиральная машина-автомат и пр.) – выросла с 25% до 50%;
Доля "зажиточных" (кому недостаточно доходов только на покупку дома или квартиры) выросла с 3-5% до 7-8%;
Доля "богатых" (кто может себе позволить даже купить дом, квартиру) осталась на уровне, примерно, в 2%.
Определения в кавычках условны, а цифры округлены до кратных 5. Данные приведены из ежегодного мониторинга самооценки благосостояния населения "Левада Центром" (РФ) и Центром "Эксперт фикри" (Узбекистан)
Помоги себе сам
Как уже отмечалось, конкуренция между работодателями стран СНГ уже вызывает рост оплаты труда, как мигрантов, так и внутренних работников в странах СНГ и, далее, рост уровня жизни как следствие необходимости платить за растущий спрос и сокращение предложения рабочей силы на рынке труда этих стран.
Не говоря о ВВП и пр. и обращаясь к личным интересам граждан, я искренне желаю достойно встретить соседям по СНГ и региону предстоящий рост уровня жизни и доходов и, прежде всего, для инвестиций в рождение, образование и воспитание детей. Детей следует рожать не менее 3 в семье как минимальное требование для простого воспроизводства населения. Там, где двое имеют еду и место для сна, – найдет еду и место 1 ребенок, там, где имеют еду и место для сна трое, найдется еда и место и для 2-го ребенка, и т.д. А затраты на детей и неудобства от них многократно окупятся счастьем видеть улыбки детей и улыбки внуков.
Если улыбки детей не стимул, тогда, если детей будет меньше 3-х – значит, работников в стране будет меньше; свое и их здоровье будет трудно поправить, образование для детей станет менее качественным (кто же будет вносить деньги в социальные фонды для поддержки учреждений здравоохранения и образования?). Еще хуже будет нам, стареющим родителям, наши пенсии будут меньше, возраст выхода на пенсию поднимется и после выхода на пенсию придется работать, для чего опять же потребуется поправлять здоровье …
"Заколдованная" цепь, которую следует разрывать нам самим, чтобы не звать на помощь соседей не по СНГ, которые сами уже в такой же заколдованной цепи или рядом с ней.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)