Почему миграция – развлечение для богатых и к чему это ведет
Отчего раньше стоимость эмиграции равнялась стоимости билета на пароход, и почему это хорошо? Сегодня считается почти самим собой разумеющимся, что эмигранты в среднем богаче тех, кто остается на родине. Причина – развитые и богатые страны, куда все стремятся попасть, возвели множество барьеров для мигрантов. Границы патрулируются, люди с истекшими визами выдворяются, при этом правительства стремятся трудоустраивать на низкооплачиваемые места отечественных бедняков, а разрешать въезд только высококвалифицированным, уникальным иностранным специалистам. Верно и обратное – чем богаче человек, тем лучше его образование, тем востребованнее он за рубежом, и тем выше вероятность, что он эмигрирует. Иногда гражданство более развитой страны можно просто купить.
Даже в российской «Стратегии-2020» отъезд обеспеченных людей называется одной из первоочередных проблем. Так что знаменитый поросенок Петр, который «сваливает из Рашки» на украденном тракторе, на самом деле далеко свалить не сможет – если только он вместе с трактором не украл пару нефтяных холдингов и гражданство в офшоре. Эмигрант сегодня – это обеспеченный человек.
Но так было не всегда, говорится в свежем докладе «Всегда ли вероятность миграции бедняков была меньше?» (Have the Poor Always Been Less Likely to Migrate? Evidence From Inheritance Practices During the Age of Mass Migration) экономистов Рэна Абрамицки, Лии Плат Бустан и Кэтрин Эрикссон. Они обработали статистику по 50 000 норвежских мужчин за период 1850-1913 гг. Это был золотой век миграции, когда границы США были открыты для переселенцев из Европы.
«Банды Нью-Йорка», «Американский хвост», «Далекая страна», «Титаник», где герой Ди Каприо уплывает из Европы в Америку к лучшей жизни, – это все снято про ту эпоху. От мигранта требовалось только оплатить место на пароходе и иметь запас денег, чтобы прожить пару недель в Штатах, пока не будет найдена работа. Миграцию облегчали национальные диаспоры в Америке, помогавшие «своим» переселенцам. Таким образом, переезд за океан в те годы не был осложнен никакими формальностями вроде грин-карт и был доступным по цене – около 1,7 месячных зарплат норвежского фермера. А стимул переезжать был огромным: в 1865 году подушевой ВВП в Норвегии составлял 2290 в долларах 2010 года, а в США – на 70% больше.
Чтобы понять масштабы миграции тех времен, авторы приводят цифры: в «золотой век миграции» за десятилетие из Норвегии в США уезжало 6,3% населения, а в 2000-е из Мексики в Америку, где кажется, что надо только границу перейти, – лишь 1,5%. Причем ряд исследований показывает, что вопреки стереотипам способствует отъезду из Мексики не крайняя бедность, а, наоборот, богатство.
И полтора века назад богатому все равно было проще эмигрировать, чем бедняку. Но, с другой стороны, бедняков не сдерживали квоты на мигрантов и прочие ограничения, которые без денег и дорогого образования не обойти. Какой из этих двух факторов сильнее? Оказалось, что все-таки в те времена – в отличие от нынешнего положения вещей – вероятность эмигрировать у бедняка была выше. Упомянутые 50000 норвежских мужчин экономисты поделили на две категории – 58% «богатых» (то есть в собственности их родителей были налогооблагаемые активы в виде земель, мастерских, магазинов, иного бизнеса) и 42% «бедных» (без таких активов). Вероятность миграции в Штаты у «богатых» составила 3,78%. А вот, например, вероятность миграции в Америку тех, кто был лишен активов – 7,28%, то есть примерно вдвое выше. Все вместе это приводило к тому, что, напомним, из Норвегии в «золотой век миграции» каждое десятилетие в США уезжало 6,3% населения.
Новые факты наводят на размышления. Получается, что главный барьер для миграции – это, скорее всего, не стоимость путешествия через океан и адаптации к новой жизни, и не их срок, а законодательные барьеры. Если раньше миграция способствовала тому, что бедные переезжали в богатые страны и богатели, то нынешняя миграционная политика развитых стран ведет к тому, что государства все больше разделяются на богатые и бедные. Что станет, например, с Россией, когда все богатые и образованные уедут в Америку и Европу? И что станет с Америкой и Европой, если критическая масса бедных попытается прорваться к счастью через кордоны?
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)