Rambler's Top100

№ 519 - 520
20 августа - 2 сентября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о московской агломерации
«Коммерсантъ» о стратегии развития Москвы
«Власть» о моногородах
«The National Interest» о демографической политике Китая
«Эхо» о медсправке для брака
«Труд» о плане по родам в Пензенской области
«Huffington Post» о «биологическом позыве»
«Ведомости» о 100 миллионах «пи» в США
«РБК daily» о проблемах московского здравоохранения
«Независимая газета» об алкогольной смертности
«Коммерсантъ» о российской социальной политике
«Российская газета» о мировой пенсионной проблеме
«The New Times» и «Новые известия» о спорах по пенсионной реформе
«Новые известия» о пенсионной компенсации
«Зеркало недели» о пенсионной проблеме Украины
«CAFMI» о пенсионной проблеме Кыргызстана
«Christian Science Monitor» о старении на Кубе
«Vz.ru» и «Gazeta.ru» о миграционной политике России
«Независимая газета» о казачьих патрулях на Ставрополье
«РИА Новости» и «Коммерсантъ» о плане по реализации Концепции миграционной политики
«Новые известия» о российском гражданстве по принципу крови
«Известия» о миграционных поправках в жилищный кодекс

«Новые известия» об амнистии для нелегалов в США
«Комсомольская правда» о рождаемости у мигрантов в России
«Известия» о базе состояния здоровья мигрантов
«Новые известия» о праве на РВП для инфицированных ВИЧ иностранцев
«Centrasia.ru» о проблемах миграции из стран Средней Азии
«The Washington Post» о возвращении черкесов в Россию из Сирии
«Известия» об омбудсмене по делам национальностей
«Los Angeles Times» о спровоцированной миграции в Индии
«Obozrevatel.com» об эмиграции из Украины в Канаду
«День» о введении двойного гражданства в Польше и последствиях этого для Украины
«Slon.ru» о бизнес-эмиграции из Китая
«Slon.ru» о вероятности эмиграции богачей и бедняков
«Еженедельник 2000» о казусе новой украинской языковой политики
«ЦентрАзия» о межэтнических и внутриполитических проблемах в Туркмении
«Новые известия» о работе по специальности и нет
«Новые известия» о женских городах в Саудовской Аравии
«Huffington Post» о пользе и вреде сожительств
«The Guardian» об экономике одиночества
«Christian Science Monitor» о распространении религиозности и атеизма
«Deutsche Welle» об эвтаназии в Германии
«The Washington Post» о географии ожирения в США
«Tdh.gov.tm» о подготовке к переписи населения Туркмении

… о плане по реализации Концепции миграционной политики

Чтобы миграционная политика не осталась лишь на бумаге

О необходимости создания концепции миграционной политики Российской Федерации говорилось давно. Предлагались проекты. Но подход к решению проблемы был разный. Одни считали, что концепция должна стать своеобразной конституцией для решения миграционных проблем, другие настаивали на создании концепции в виде перспективного плана на определенный период.
Компромиссным решением стала «Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года», которую в июне этого года утвердил президент России Владимир Путин. В соответствии с ней стратегической задачей становится привлечение квалифицированных специалистов разного профиля, а также предпринимателей на долгосрочной основе.

Не временно, а постоянно
В самом начале концепции  утверждается положительная роль миграции в становлении демографического баланса страны и дальнейшем развитии экономики. За последние 20 лет миграционный прирост в РФ компенсировал более половины естественной убыли населения. Без притока граждан бывшего СССР численность населения РФ к 2011 году была бы на 7 млн. меньше (по данным последней переписи, сейчас в России 142,9 млн жителей). Согласно расчету Росстата, население России на начало 2025 года составит 142,8 – 145,6 млн человек. По прогнозу, без мигрантов численность населения РФ в трудоспособном возрасте уменьшится к этому времени почти на 10 млн человек (здесь учитывается также эмиграционный отток из страны).
Однако сегодня российское миграционное законодательство не в полной мере соответствует потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и общества в целом.
"Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов... Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов", - говорится в документе.
Вывод: необходимо совершенствовать систему привлечения временных трудовых мигрантов. При этом одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, особенно – на долгосрочной основе.
В задачи российской миграционной политики входит также содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением.
А основными направлениями государственной миграционной политики, кроме прочего, должно стать расширение возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство, обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам. Для соотечественников, проживающих за рубежом, предлагается создавать стимулы для переселения в Россию на постоянное место жительства.
Предлагается также создать балльную систему отбора мигрантов для получения ими вида на жительство, ввести ускоренный (упрощенный) порядок получения российского гражданства.
В общем, вся система управления миграционными процессами в Российской Федерации должна быть модернизирована.

Три этапа большого пути

Реализацию Концепции государственной миграционной политики предлагается провести в три этапа.
По результатам первого этапа, рассчитанного до конца 2015 года, предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс человек ежегодно за счет привлечения на ПМЖ в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных специалистов и молодежи; увеличить численность ежегодно привлекаемых высококвалифицированных иностранных специалистов до 30 тыс. человек, иностранных учащихся - до 200 тыс. человек.
На втором этапе - по 2020 г. - планируется увеличить общий миграционный прирост до 250 тыс. человек ежегодно, а число высококвалифицированных иностранных специалистов - до 40 тыс.
Третий этап - с 2021 г по 2025 г. - должен в качестве результата обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 300 тыс. человек в год.
Истинно революционным является направление развития инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций.

План действий уже разработан

Из числа экспертов, а также представителей Общественной палаты РФ была сформирована рабочая группа, которая оперативно подготовила план реализации концепции миграционной политики. Проект плана был согласован с 15 федеральными органами исполнительной власти и 9 августа рассмотрен на очередном заседании правительства РФ.
План состоит также из трех разделов: первый включает в себя нормативно-правовое обеспечение реализации концепции, второй – организационное, информационно-аналитическое и научное обеспечение, третий – международное сотрудничество.
По словам директора Федеральной миграционной службы РФ Константина  Ромодановского, первый раздел предусматривает разработку девяти законопроектов и трех постановлений правительства, вносящих, прежде всего, изменения, направленные на усиление ответственности за организацию незаконной миграции и нарушение миграционного законодательства. Эти законопроекты уже внесены в правительство.
В частности, за повторное нарушение иностранным гражданином правил въезда, режима пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешения будет установлено административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Будет также усилена ответственность работодателей за нарушение порядка привлечения иностранных граждан.
В 2013 году изменения в законодательство будут направлены на совершенствование порядка въезда, пребывания и проживания на территории Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан, в которых заинтересована Российская Федерация. Это инвесторы, предприниматели, студенты, преподаватели, представители науки.
Кроме того, предусматривается модернизация институтов временного проживания и вида на жительство. Будет создана правовая основа для введения Федеральной государственной информационной системы учета населения. Это повысит эффективность принятия решений в сфере внутренней миграции.
В 2014 году планируется корректировка законодательства в целях совершенствования порядка определения потребности в иностранных работниках и их привлечения к трудовой деятельности; подготовки различных программ трудовой миграции, включая организованный набор; модернизации патентного порядка. Наибольшие изменения затронут федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан». В этом законопроекте найдут свое отражение новации в отношении трудовой деятельности и медицинского страхования иностранных студентов.
Кроме того, будут внесены изменения в законодательство, вводящие обязательный экзамен для отдельных категорий иностранных работников по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ.
Второй раздел плана включает в себя, в частности, мероприятия по совершенствованию образовательной миграции и повышению инвестиционной привлекательности Байкальского региона и Дальнего Востока.
Третий раздел предусматривает работу по заключению международных соглашений. Прежде всего, это соглашения, направленные на создание отдельных преференций для квалифицированных работников и членов их семей. Эти соглашения нацелены на долгосрочное привлечение таких специалистов на работу в Россию.
Будут заключены соглашения об организованном привлечении иностранных работников со странами СНГ. ФМС уже взаимодействует в этом направлении с таджикскими, киргизскими, узбекскими, армянскими и молдавскими партнерами.
Продолжается работа по заключению соглашений о реадмиссии. ФМС ведет реадмиссионный диалог с 49-ю странами, с 37-ю из них уже заключены международные договоры.

Виктор МИХАЙЛОВ, старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ. «РИА Новости», 21 августа 2012 года

Для мигрантов в России уже составлен... план

ФМС представила план реализации Концепции миграционной политики до 2025 года

Федеральная миграционная служба (ФМС) обнародовала план мероприятий по реализации первого этапа принятой в июне Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. На первом этапе должен быть заложен законодательный фундамент миграционных основ: в Госдуму будут внесены законопроекты, обязывающие мигрантов сдавать экзамен по русскому языку, ужесточающие наказание за незаконную миграцию и совершенствующие механизм отбора и привлечения мигрантов.
На первом этапе реализации долгосрочной Концепции миграционной политики до 2025 года - с 2012 по 2015 год - должен быть заложен законодательный фундамент российской миграционной политики, которая впервые за долгие годы получила оформление в стратегическом документе. Напомним, что разрабатываемая более семи лет концепция является, по сути, первым в современной России документом, обозначающим ориентиры и приоритеты миграционной политики страны и определяющим базовые принципы регулирования миграционных потоков.
Сегодня, по официальным данным ФМС, на территории РФ находится более 10 млн иностранцев. Согласно плану, до конца года должен быть представлен в правительство, а в весеннюю сессию следующего года - внесен в Госдуму законопроект, который обязывает трудовых мигрантов сдавать экзамен по русскому языку и основам законодательства. Во втором квартале 2013 года должен появиться проект закона, вводящий уголовную и административную ответственность за организацию незаконной миграции.

Когда ужесточат миграционное законодательство
ФМС хочет усилить ответственность для иностранцев за незаконное пересечение границы, для работодателей, незаконно привлекающих иностранную рабочую силу, и для владельцев помещений, регистрирующих у себя чрезмерное количество мигрантов...
Впрочем, мигрантов будут не только экзаменовать и проверять на законность - въезд квалифицированных и нужных иностранцев решено поддерживать. В начале 2014 года в Госдуму должен поступить проект, упрощающий порядок получения вида на жительство иностранцам, которые трудятся в РФ длительное время: он предполагает разработку балльной системы отбора мигрантов. Кроме того, в разрабатываемом семью ведомствами законопроекте должен быть прописан упрощенный порядок въезда и снятие ограничений для работы и обучения членов семей иностранцев, заключивших долгосрочные трудовые контракты. Также должны быть зафиксированы меры стимулирования миграции в РФ молодежи, которая имеет особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности. Еще один законопроект, который должен появиться в начале 2014 года, предполагает упрощение порядка въезда и выезда иностранных инвесторов и бизнесменов, преподавателей, исследователей и ученых. До конца первого квартала 2014 года на рассмотрение Госдумы будет направлен документ, который вводит упрощенный порядок получения гражданства РФ лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских учебных заведений.
К середине 2014 года восемь министерств во главе с ФМС уточнят миграционную политику: они должны представить законопроект, в котором будет прописан усовершенствованный порядок определения потребности РФ в иностранных работниках, а также меры по привлечению иностранцев на рабочие места, на которые россияне работать не идут. Кроме того, в документе должны быть прописаны программы сезонной и каникулярной миграции работников и студентов и новые механизмы привлечения иностранцев на работу на основании патентов и "импорта" высококвалифицированных и дефицитных специалистов. Также в третьем квартале 2014 года должна появиться новая редакция закона "О беженцах".
Отметим, что в плане мероприятий прописаны только сроки внесения документов в правительство и Госдуму, но не их принятия. "Несмотря на то что документы могут находиться в Госдуме годами, их внесение означает, что они, по крайней мере, уже готовы, а это уже немало",- отмечает президент международного альянса "Трудовая миграция" Николай Курдюмов.

Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 16 августа 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.