Черкесы бегут от насилия в Сирии, возвращаясь на свою историческую родину в Россию
Нальчик, Россия – Прадед Натаи Аль-Шаркаса убил своего русского командира и перешел на сторону противника.
Этот черкес надувается от гордости при мысли об этом поступке вековой давности.
Уроженцы российского на сегодня кавказского региона черкесы яростно сопротивлялись войскам русского царя в ходе войны, которая на протяжении десятилетий велась методами выжженной земли и закончилась в 1860-е годы покорением этих территорий. Результатом стало массовое истребление и изгнание людей, которое некоторые историки и политики считают геноцидом.
Эта кровавая бойня заставила многих, в том числе, предков Аль-Шаркаса, искать пристанище на земле сегодняшней Сирии.
А теперь кровавая бойня идет в Сирии, заставляя многих возвращаться на свою историческую родину.
Этой весной Аль-Шаркас вместе с сотнями других черкесов покинул раздираемую войной Сирию и отправился в этот отдаленный российский край с его вздымающимися к небу вершинами и пышными лесами. В ближайшие месяцы еще несколько тысяч человек должны приехать в Кабардино-Балкарию, эту кавказскую провинцию размером с Мэриленд и с населением менее 900000 человек, две трети которого составляют этнические черкесы.
«Мы планируем остаться здесь навсегда, - сказал 35-летний Аль-Шаркас, сидя под пахучими елями в курортной гостинице советской эпохи, где нашли приют многие черкесские иммигранты. – Это решение мы приняли давно, а события в Сирии лишь ускорили его реализацию».
После изгнания из России черкесы расселились по многим странам. Примерно 2 миллиона живет в Турции, еще 100000 в Сирии. Имеются значительные диаспоры в Иордании и США. Однако дух национального единства у этого народа все еще силен, и он влечет их на родную землю.
Прадеда Аль-Шаркаса Кушуку, его родного брата и двух двоюродных братьев насильно призвали в армию и отправили на русско-турецкую войну, которая шла в конце 1870-х годов. Им пришлось воевать с турками-османами, которые так же, как и они, были мусульманами, а их султаны поддерживали черкесское сопротивление и предоставляли убежище сотням тысяч черкесов. Убив в Болгарии своего командира, Кушуку перешел на сторону турок и окончил свою жизнь в Дамаске, который в то время входил в состав Османской империи.
Аль-Шаркас, а его имя с арабского переводится как «черкес», воспользовался семейными связями и Facebook, чтобы отыскать своих родственников в Кабардино-Балкарии и других районах России. Он призывает своих сирийских родственников следовать за ним на Кавказ, хотя сейчас из-за военных действий это вряд ли возможно. «Они попали там в ловушку и не могут покинуть даже кварталы, в которых проживают», - говорит он.
Вышедший на пенсию электрик Асмат Яхья из черкесского поселения в сирийской части Голанских высот также нашел родственников на Кавказе и намерен остаться там вместе с женой.
В апреле они покинули свой дом с семью спальнями, сделав это после того, как стало известно, что силы оппозиции и сирийская армия приближаются к их городу. Теперь они живут в одной из тесных комнат гостиницы в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Правда, война это не единственная причина их переезда. «Я здесь не из-за войны, хотя именно она заставила меня решиться на переезд, - признался седовласый 63-летний пенсионер. – Мы хотим жить здесь вместе с родней».
Но прибывшие в Россию сирийские черкесы наткнулись здесь на препятствия российской бюрократии.
Поскольку в России иностранцам без вида на жительство разрешают оставаться всего три месяца, Аль-Шаркасу и прочим черкесам из Сирии пришлось недавно съездить в Абхазию (это самопровозглашенная грузинская провинция, независимость которой признала Россия), чтобы поставить новые въездные печати, которые дают им право на очередное трехмесячное пребывание в России. Не имея вида на жительство и разрешения на работу, они после истечения срока действия виз будут вынуждены покинуть страну.
Исторических оснований для недовольства и претензий к России у черкесов предостаточно.
С прибытием из Сирии тысяч беженцев может получить новое усиление движение за признание в качестве геноцида действий России в 19-м веке по уничтожению и изгнанию черкесов. Черкесы поднимают этот вопрос перед зимними Олимпийскими играми в Сочи, где черкесские воины в 1864 году сдались царским войскам. Черкесы говорят, что некоторые олимпийские объекты возводятся прямо на массовых захоронениях их предков.
«Сочи это наша открытая рана, - говорит Вахит Кадиоглу, возглавляющий Международную черкесскую ассоциацию в турецкой столице Анкаре. – Мы ждем от российского правительства признания факта массовых убийств».
В 2011 году прозападное правительство соседней Грузии признало убийства и массовые депортации черкесов в качестве геноцида и призвало Запад объявить бойкот сочинской Олимпиаде. По словам российских руководителей, причиной такого решения стала политическая напряженность между Россией и Грузией, которые в 2008 году непродолжительное время воевали друг с другом. Российское руководство призывы и требования Грузии игнорирует.
«Никакого геноцида черкесов не было, это был обычный исторический процесс», - говорит посол по особым поручениям из российского МИДа Валерий Кузьмин, отвечающий за сочинскую Олимпиаду.
Однако губернатор той российской провинции, где состоятся игры, недавно признал факт насильственного изгнания черкесов. «Эти земли не принадлежали Российской Империи, они принадлежали кавказским народам, черкесам», - заявил в начале августа Александр Ткачев, возглавляющий Краснодарский край, который когда-то был почти полностью заселен черкесами.
Отец Аль-Шаркаса Шавкат Ачемез считает, что этого недостаточно. Он хочет, чтобы Кремль признал массовые убийства и этнические чистки.
«С этой территории были изгнаны миллионы, - говорит он. – И они должны признать это».
Когда Советский Союз в конце 1960-х годов создал альянс с Сирией, некоторые сирийские черкесы поехали на Кавказ в гости и на учебу.
Однако настоящая репатриация стала возможна лишь поле распада Советского Союза в 1991 году, потому что Кремль упростил советские правила предоставления российского гражданства.
Как говорят лидеры черкесской общины в России, с того времени на Кавказ вернулось около 1500 черкесов. В 1998 году Кремль поспособствовал возвращению на родину 200 черкесов из Косова, сделав это после того, как их атаковали албанцы.
Регион, куда вернулись черкесы, также страдает от насилия. Настоящим бедствием для кавказских республик является партизанское движение исламистов, причиной которого стали сепаратистские войны в Чечне. В результате наглого нападения исламистов на Нальчик в 2005 году 130 человек погибли. А в Кабардино-Балкарии и по сей день периодически происходят небольшие столкновения.
Но несмотря на насилие, черкесы говорят, что чувствуют себя комфортно на земле предков.
Хамзех Лабиб, родившийся в сирийском городе Хомсе, приехал в Нальчик в 2002 году, чтобы учиться в местном университете. И решил остаться.
«Они всегда относились ко мне как к своему», - говорит это 29-летний компьютерный инженер в очках.
Между тем, местное население считает, что возвращение черкесов пойдет на пользу России.
«Они обладают культурными ценностями, которые мы утратили в эпоху коммунизма», - сказал Владимир Каскулов, генеральный директор гостиничной сети в Нальчике, бесплатно разместившей более 150 сирийцев.
Свой материал для статьи предоставили Лора Миллз (Laura Mills) и Ирем Каракайя (Irem Karakaya).
"The Washington Post", 21 августа 2012 года Опубликовано ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)