… о введении двойного гражданства в Польше и последствиях этого для Украины
«Борьба за квалифицированный трудовой ресурс будет еще жестче»
Эксперты: двойное гражданство соседки может лишить Украину молодых работников
Польша ввела двойное гражданство и упростила процедуру его получения для иностранцев. «Окрестить» новым поляком теперь может польский воевода (должность аналогична украинской «глава областной госадминистрации»), но при условии, что иностранец проживает на территории Польши как минимум три года (на основе разрешения на постоянное пребывание), имеет регулярный доход, подтверждение постоянного местожительства (договор аренды или собственности квартиры) и знает польский язык. Изменение паспортной политики Польши, по мнению отечественных экспертов, может обернуться для Украины потерей части трудового ресурса. Насколько это реальная угроза? И как вообще остановить отток трудовых кадров за рубеж? Об этом «День» спросил у экспертов.
«Польша идет на этот шаг, чтобы хоть частично сохранить отношения со своими мигрантами (диаспорой), получить их интеллектуальный и финансовый капитал. Ведь в 2004-2012 годах поляки активно выезжали в США, Германию, но наиболее активно — в Северную Европу (Великобританию, Ирландию, Швецию, Норвегию)», — говорит «Дню» исследователь миграции и денежных переводов, доктор экономических наук, заместитель начальника Управления организации и сопровождения розничного бизнеса «Укрэксимбанка» Андрей Гайдуцкий.
Забота «соседки» о своих гражданах обернулась упрощением для всех иностранцев, среди которых украинцы больше всего получают официальных разрешений на трудовую легализацию в Польше. Из 3 тысяч выданных польскими властями разрешений на проживание иностранным гражданам, нелегально живших в этой стране с момента ее присоединения к Шенгенской зоне, почти 1,1 тысячи, по данным Министерства внутренних дел Польши, получили украинцы. Наши соотечественники обогнали вьетнамцев, россиян и белорусов. Поэтому вполне логично предположить, что подобное упрощение может обернуться превращением легальных украинских работников в польских граждан.
«Такая угроза действительно существует, — говорит «Дню» заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, кандидат экономических наук Алексей Позняк. Впрочем, продолжает он, вряд ли это будет массовый процесс. Заробитчан, которые трудятся в Польше не менее трех лет легально, не так уж много. К тому же украинские заробитчане в Польше меньше связаны с этой страной, чем итальянские или португальские заробитчане. В Польшу едут на краткосрочные заработки. В Италию или Португалию — надолго, поэтому за это время привыкают к местным правилам. «Если заробитчанин согласится изменить гражданство на польское, то ему нужно еще освоиться на новом месте. Определенная часть мигрантов действительно может пойти на этот шаг, но незначительная», — прогнозирует он.
Не видит угрозы массового превращения украинских легальных заробитчан в новых поляков и Гайдуцкий. По его мнению, паспортное упрощение поможет украинцам в Польше получать лучшую работу, попадать на госслужбу, получать определенные дополнительные права и льготы и тому подобное. «Но главное — украинцы в Польше смогут больше зарабатывать. Что получит от этого Украина — увеличение объемов денежных переводов... Конечно, если начнет разрабатывать механизмы стимулирования притока финансовых ресурсов в такой форме», — прогнозирует он.
В то же время директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова считает новости из Польши плохим сигналом для Украины. Население едет зарабатывать в страны ЕС, рассказывает она, потому что разница в зарплате достигает нескольких тысяч евро. «Украина менее развита, чем Польша. К тому же поляки — члены ЕС. И все понимают, что польское гражданство через определенное время гарантирует возможность работы в Германии, Голландии, где зарплаты еще выше», — продолжает она. По подсчетам Эллы Либановой, общее количество трудовых мигрантов из Украины достигает 2,5-3 миллионов человек, из которых четверть работает в Польше. Нововведение польской стороны, по ее мнению, не спровоцирует резкого роста миграции в эту страну. Но вопрос, говорит она, не в количестве уезжающих, а в качестве трудового ресурса, который едет вкладывать свои силы в рост ВВП другой страны. «Едут наиболее активные, молодые, мобильные люди, которые хотят что-то изменить в жизни в лучшую сторону. И, чтобы ни говорили об украинском образовании, — продолжает она, — а на фоне постсоветских стран оно обеспечивает очень высокий уровень специалистов». В Украину же едут рабочие из других государств, говорит она, но уровень их профессиональной образованности значительно ниже того, который имеет уезжающая украинская рабочая сила. «Если наши граждане поймут, что они смогут получить польское гражданство, то можно ставить крест на циркуляционной миграции», — говорит Либанова. Тогда люди, объясняет эксперт, не просто на определенное время будут ездить зарабатывать на жизнь, а будут оставаться там навсегда.
Учитывая это, говорит Либанова, Украина должна принять меры против оттока трудовых мигрантов. Ведь после преодоления ведущими экономиками мира последствий финансового кризиса потребность в рабочей силе будет еще острее во всех без исключения странах. И борьба за квалифицированный трудовой ресурс будет еще жестче. И Украине следует готовиться к ней уже сегодня. Тем более, добавляет она, что отечественная экономика начнет активно развиваться и столкнется с кадровым дефицитом в 2014-2015 годах.
Возвращать всех работников одновременно не стоит, продолжает Позняк. Начинать следует с тех, кто этого еще хочет. Улучшение экономической ситуации, целеустремленная государственная политика по адаптации заробитчан, упрощение условий ведения бизнеса и стимулирование с помощью системы льгот привлечения средств трудовых мигрантов в бизнес-сектор — это главные условия, говорит он.
За рубежом, рассказывает Гайдуцкий, существует целая система стимулирования возвращения заробитчан. В частности, действует программа временной миграции (по такими программам отбираются будущие мигранты по разным квалификациям). «Период работы составляет от трех месяцев до 2—5 лет. Как правило, это работа по контракту. По возвращении мигранты обязаны определенное время поработать на родине. Власть финансирует проведение необходимых подготовительных тренингов, переезд, оформление документов и тому подобное. Такие программы действуют на Филиппинах, в Бангладеш, Индии, Индонезии», — говорит он. Существует система социально-экономических инициатив и льготы для мигрантов, которые возвращаются (отсутствие пошлины на импорт оборудования для ведения бизнеса, отсутствие налогов на импорт капитала, льготные ипотечные программы, программы общего финансирования бизнес-проектов и тому подобное). Подобные программы действуют в Мексике, Молдове, Бангладеш, на Филиппинах.
В Индии, Бангладеш, Филиппинах, Тунисе используют информационно- инвестиционные туры для диаспоры на родину, чтобы раскрыть инвестиционные возможности страны и регионов, провести учебные и трудовые программы для детей диаспоры. Предусмотрена компенсация расходов во время пребывания в подобном туре.
Поэтому все перечисленные страны заинтересованы не просто в возвращении мигрантов. Их интересуют наиболее опытные, обеспеченные категории диаспоры, которые смогут внести весомый вклад в развитие бывшей родины. «В целом, все перечисленные страны уделяют особое внимание миграции и ее ключевому следствию — денежным переводам. Например, на Филиппинах функционирует около 10 государственных организаций, занимающихся исключительно различными стимулирующими механизмами в отношении мигрантов, денежных переводов и их инвестиций на родину», — подводит итог Гайдуцкий.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)