Старение населения является одним из главных глобальных трендов демографического развития в нынешнем столетии. Будучи результатом перехода к современному типу воспроизводства населения, для которого характерны регулируемая рождаемость и растущая продолжительность жизни, старение населения само по себе не должно расцениваться как негативный процесс. В то же время прогрессирующее старение является серьезным вызовом для современного общества, требуя реформирования экономических, социальных, политических структур. Особенно острой является необходимость проведения пенсионной реформы.
Именно вследствие того, что старение населения носит объективный, долгосрочный и глобальный характер, в зарубежной практике пенсионных реформ все большее распространение получают меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию, прежде всего путем повышения пенсионного возраста. Сегодня стандартный возраст, дающий право на получение пенсии по старости, в развитых странах составляет 65 лет, независимо от пола. Во многих странах уже приняты решения о дальнейшем повышении этой границы до 67 лет или даже выше. Практически во всех постсоциалистических государствах пенсионный возраст либо был повышен еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов в рамках системных рыночных преобразований переходного периода, либо это делается сейчас. Поскольку глобализация экономического и социального пространства обуславливает неизбежность конвергенции рынков труда и систем социального обеспечения, можно утверждать, что своевременное проведение пенсионной реформы, включая повышение пенсионного возраста, становится необходимым фактором поддержания национальной конкурентоспособности.
Среди стран Европы пенсионный возраст на «советском» уровне (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) остался только в Беларуси, Российской Федерации и Украине. Хотя в Украине с 1 октября 2011 года начато постепенное повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, оппозиционные политики в своих предвыборных обещаниях едва ли не первым называют возврат «советской» границы пенсионного возраста. Подобные прецеденты в мире уже случались (последний пример — Франция), поэтому существуют вполне обоснованные опасения, что это может произойти и в Украине.
Примечательно, что главной причиной невозможности повышать пенсионный возраст в Украине, как и в Российской Федерации, обычно называют низкую продолжительность жизни (бытует мнение, что «у нас люди и так до пенсии еле доживают»). Не отрицая существенного отставания от развитых стран в успехах по преодолению смертности, автор на примере Украины берется доказать, что у нас уже сейчас есть все демографические основания для повышения пенсионного возраста, особенно для женщин. Аргументация базируется на данных Государственной службы статистики Украины и Пенсионного фонда Украины с использованием методов демографических таблиц и структурного анализа.
Во-первых, при определении границ пенсионного возраста ни в коем случае нельзя ориентироваться на показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении, который включает в себя все риски преждевременной смерти, в том числе в младенчестве. Каждый демографически грамотный человек знает, что при дожитии до начала следующего возрастного интервала общая ожидаемая продолжительность жизни увеличивается. Как показывают таблицы смертности, в Украине ожидаемая продолжительность жизни для новорожденных девочек составляет 75,5 лет (табл. 1). Но у женщин, доживших до 60 лет, впереди еще более 20 лет, то есть общая продолжительность их жизни будет достигать в среднем 80,3 года. При этом вероятность для новорожденных девочек дожить до 60 лет составляет 87,1%. Для мужчин соответствующие показатели значительно ниже, но и они в подавляющем большинстве доживают до 60-летнего возраста, а «пенсионный» период жизни у них составляет в среднем 15,2 года.
Следует также учесть, что в данном случае таблица смертности построена по методу условного поколения, и показатели ожидаемой продолжительности жизни дают интегральную оценку возрастного среза смертности современников. На самом деле каждая когорта новорожденных имеет собственную «историю», условия их жизни могут существенно отличаться от условий ранее рожденных поколений. Например, массовый характер высшего образования и более рациональный способ поведения теперешней молодежи дают все основания надеяться, что улучшение качества жизни позволит жить еще дольше, чем это «прогнозируют» табличные показатели. Оптимизма прибавляет наметившаяся в последние пять лет тенденция к снижению уровня смертности во всех без исключения возрастных группах.
То, что подавляющее большинство людей доживают до современных границ пенсионного возраста, и «пенсионный» период жизни довольно продолжительный, подтверждают данные Пенсионного фонда Украины. По состоянию на 1 января 2012 года, численность пенсионеров по возрасту составляла 10,4 млн. чел., или 23% общей численности постоянного населения страны (то есть ныне каждый четвертый житель Украины — пенсионер по старости). Из вышеприведенной численности пенсионеров возраст 70 лет и старше имели 44% женщин (то есть находились на пенсии более 15 лет) и почти 42% мужчин (то есть более 10 лет) (табл. 2).
Во-вторых, исходя из показателей вероятности дожития и ожидаемой продолжительности жизни (см. табл. 1), совершенно алогично оставлять более низкий пенсионный возраст для женщин. Как известно, пятилетняя разница в пенсионном возрасте женщин и мужчин появилась еще во времена Бисмарка и имела «демографическую» подоплеку: в семье муж был старше жены в среднем на пять лет, и при одинаковом пенсионном возрасте роль мужа как основного кормильца и главы семьи оказалась бы под угрозой. Современная модель семьи не предполагает большой разницы в возрасте супругов. Сегодня средний лаг возраста брачующихся в Украине составляет лишь 2,6 года, и эта величина имеет тенденцию к дальнейшему сокращению.
В последнее время появились предложения в целях стимулирования рождаемости снижать пенсионный возраст для женщин в соответствии с числом рожденных детей. Опыт Чешской Республики, где подобная практика существует с 1960-х годов, доказывает безрезультативность таких мер: суммарный коэффициент рождаемости в этой стране заметно ниже среднеевропейского. В то же время наиболее высокие показатели рождаемости стабильно демонстрируют страны Северной Европы — Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия, где самый высокий уровень занятости среди женщин и пенсионный возраст одинаков для женщин и мужчин.
В-третьих, при определении границ пенсионного возраста непременно нужно учитывать соотношение численности людей пенсионного и трудоспособного возраста — именно этот демографический показатель наилучшим образом отображает влияние процесса старения населения на пенсионную систему. Как отмечал классик теории старения населения Э.Россет, при анализе биологических явлений началом старости следует считать возраст 60 лет, а при анализе экономических отношений — 65 лет, поскольку начало биологической старости не означает полную утрату трудоспособности. Несомненно, граница возраста, дающего право на получение пенсии по старости, относится к экономическим отношениям, поскольку непосредственно влияет на рынок труда и возможности трудоспособного населения обеспечивать потребности граждан, утративших трудоспособность в связи со старостью. Выбор в пользу низкого пенсионного возраста для пенсионеров означает долгую, но бедную старость, а для общества в целом — отказ от использования значительной части трудового потенциала, что в условиях депопуляции вынуждает экспортировать рабочую силу из менее развитых стран.
Выводы:
— границы пенсионного возраста должны определяться на основе демографических показателей, поскольку они наиболее объективны и прогнозируемы;
— демографическая ситуация в Украине не только позволяет, но и требует повышения пенсионного возраста;
— на первом этапе необходимо выровнять пенсионный возраст для женщин и мужчин на уровне 60 лет, но уже сейчас целесообразно принять законодательное решение о перспективном его повышении до 65 лет для нынешнего поколения 20-летних.
Лидия ТКАЧЕНКО. «Зеркало недели», 10 августа 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)