МВД обещает в полтора раза снизить смертность в ДТП
К 2020 году на российских дорогах будет гибнуть в 1,5 раза меньше людей, заявил вчера заместитель главы МВД РФ Виктор Кирьянов. Реализовать эту амбициозную задачу министерству якобы мешают устаревшие нормативные акты и ошибки градостроительства. Независимые эксперты категорически с этим не согласны. Они видят корень проблемы в неравенстве водителей и нежелании сотрудников ГИБДД расследовать истинные причины аварий.
В нашей стране в дорожных авариях ежегодно гибнут около 25 тыс. человек. К 2020 году этот показатель должен снизиться примерно до 16,5 тыс. "Мы поставили перед собой амбициозную задачу - добиться снижения смертности в ДТП в 1,5 раза по отношению к уровню 2010 года", - сообщил вчера замминистра МВД Виктор Кирьянов. Также чиновник отметил, что на протяжении последних лет число погибших в автокатастрофах постепенно снижается. Такая тенденция действительно есть, полагают эксперты, однако заслуги полиции в этом они не видят. "Скорее нам помог Запад, - комментирует ситуацию "НИ" президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Наши граждане стали чаще покупать иномарки и, соответственно, реже разбиваться в них насмерть. Просто машины иностранных производителей гораздо безопаснее по сравнению с "поделками" отечественного автопрома".
Тем временем данные статистики детской смертности на дорогах, мягко говоря, не радуют. Буквально 20 дней назад начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ Виктор Нилов сообщил, что за девять месяцев текущего года погибло на 12,5% больше детей, чем за аналогичный период прошлого. Хотя до этого момента данный показатель долгое время снижался. "Серьезных причин для ухудшения ситуации именно в этом году я не вижу, может, это какая-то статистическая погрешность", - говорит "НИ" научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
Эксперты считают, что по сравнению со статистикой дорожной смертности в странах Африки в России все не так уж и страшно. "Страховые риски рассчитываются исходя из соотнесения количества жертв аварий на 100 тысяч автомобилей в стране, - говорит "НИ" г-н Блинкин. - В Европе этот показатель меньше 10 человек, в африканских странах (таких, как Уганда и Нигерия) он зашкаливает за тысячу человек. Россия по этим показателям находится ровно посередине". Также эксперт полагает, что опыт Запада показывает: снизить смертность в 1,5 раза за восемь лет вполне возможно, но это потребует от власти непомерных усилий. "Только тотальное равенство всех участников движения может реально снизить количество жертв", - уверен Михаил Блинкин.
По информации МВД, добиться нужного результата министерству не позволяет отсутствие ряда технических регламентов. "Проблема в устаревших нормативных актах и упущениях в градостроительной политике, влияющих на организацию дорожного движения", - утверждает Виктор Кирьянов. Эксперты с такими выводами категорически не согласны. "Эти смутные объяснения не несут в себе никакого смысла и говорят о том, что истинные причины аварий министрам не известны, - считает Виктор Травин. - Сотрудники ГАИ сами не хотят выявлять причины ДТП, потому что ликвидация этих причин обязательно скажется на доходах стражей порядка. Вот они и балансируют между возможностью уменьшить число погибающих на дорогах и желанием оставить все как есть".
Анастасия МАЛЬЦЕВА. «Новые известия», 23 ноября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)