ПФР нашел способ сэкономить на пенсионерах и избавить себя от аудиторов
Власти смогут по своему усмотрению менять сроки пенсионных выплат, исходя из ежегодно рассчитываемого срока дожития российских пенсионеров. А Пенсионный фонд избавит себя от проверок аудиторов. Такие предложения содержатся в поправках к закону "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". Они уже направлены в Госдуму и, если будут приняты депутатами, вступят в силу с 1 июля 2012 года.
Как стало известно РБК daily, в Госдуму направлены поправки в закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", в которых предлагается изменить порядок расчета срока выплаты пенсий. Согласно действующей практике ПФР все пенсии назначаются исходя из среднего срока дожития пенсионера 17 лет. От этого зависит ежемесячный размер выплат пенсионеру. Если предлагаемые поправки будут приняты, то уже правительство, а не фонд сможет ежегодно пересматривать период выплаты пенсий на основе отдельной методики.
Это означает, что власти получат возможность законодательно регулировать сумму расходов Пенсионного фонда на текущие выплаты, уменьшая или увеличивая средневзвешенное значение срока дожития. При необходимости ПФР сможет снижать ежемесячные выплаты пенсионерам: для этого будет достаточно повысить расчетный срок дожития, например, до 20 лет. Именно это и предполагается сделать со следующего года. Так, в 2012 году пенсии будут рассчитываться исходя из срока дожития 18 лет, а в 2013 году - 19 лет.
Такие опыты со сроками выгодны прежде всего ПФР, дефицит бюджета которого растет в арифметической прогрессии (в 2012 году он вырастет вдвое, до 1,75 трлн руб.): ведь все деньги умерших до этого срока граждан остаются в общей пенсионной копилке.
Источник РБК daily в правительстве рассказал, что в методике расчета срока выплат пенсии помимо демографической составляющей, возможно, будет учитываться и региональный коэффициент. "В разных регионах срок жизни пенсионеров отличается, поэтому введение такой поправки позволит корректировать расходы ПФР. Это особенно важно для людей, которые работают в северных регионах в трудных условиях", - пояснил собеседник РБК daily.
"Планируется, что с 2013 года федеральным законодательством будет определяться период, по которому будет рассчитываться ожидаемый период выплаты пенсии. Это касается как ПФР, так и негосударственных пенсионных фондов", - рассказали РБК daily в Минздравсоцразвития. При этом в ведомстве уточнили, что это предложение также содержится в разрабатываемой Стратегии развития пенсионной системы до 2050 года.
Глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов утверждает, что сейчас порядок расчета срока выплаты пенсий устанавливается "с потолка", на основании представлений Минздравсоцразвития. "Наша позиция - что и ПФР, и НПФ должны выплачивать пенсию исходя из общей и понятной методики, которую будет устанавливать правительство, - говорит он. - Вот тарифы по ОСАГО устанавливает правительство, а ведь вопрос выплат пенсий затрагивает еще большее число людей". Глава НАПФ опасается, что "из-за популистских соображений" срок дожития может быть установлен несоответствующим реальному сроку жизни граждан: "Например, срок дожития могут увеличить".
Видимо, чтобы еще больше облегчить жизнь Пенсионному фонду, авторы поправок решили исключить из действующего законодательства положение о проведении ежегодного аудита ПФР. В Пенсионном фонде согласны с этим предложением. "У нас были периоды, когда назначался негосударственный аудитор, но в целом мы считаем это излишним, - сказала РБК daily представитель ПФР Марита Нагога. - Нас и так проверяют два ведомства: Росфиннадзор и Счетная палата. Кроме того, мы отчитываемся по бюджетным расходам перед Госдумой и правительством".
В Минздравсоцразвития пояснили, что ранее были приняты поправки в закон "Об аудиторской деятельности", освобождающие страховые фонды (ПФР, ФСС, ФМС) от аудита. "На встрече у первого вице-премьера Игоря Шувалова (9 ноября 2011 года. - РБК daily) было решено исключить положение о проведении ежегодного аудита ПФР из закона о финансировании накопительной части пенсии, чтобы это не противоречило действующему законодательству", - сказал представитель Минздравсоцразвития.
Участники пенсионного рынка полагают, что исключение ПФР из числа организаций, проверяемых независимыми аудиторами, связано с иными причинами. "Даже Банк России проверяется независимым аудитором, - говорит собеседник РБК daily. - Возможно, что если ввести такую же систему проверки для ПФР, то вскроются факты, из которых станет понятно, почему дефицит в государственной пенсионной системе растет так стремительно".
Альберт КОШКАРОВ, Анастасия ЛИТВИНОВА. «РБК daily», 17 ноября 2011 года
Полный пенсион
Минздравсоцразвития продолжает настаивать на усилении солидарной части российской пенсионной системы
Финансовые ведомства считают, что необходимо развивать накопительный сегмент. В декабре пройдет очередной форум, где стороны вновь попытаются понять друг друга.
Для доработки стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, над которой работает Минздравсоцразвития, приглашены специалисты МОТ. Именно эта организация задает стандарты соцстрахования и в том числе пенсионного обеспечения в мире.
Главные требования МОТ: пенсия должна носить пожизненный характер и составлять не меньше 40% от утраченного заработка (так называемый коэффициент замещения). После 2002 года, когда была проведена пенсионная реформа, Россия ввела "трехчастную" пенсионную систему.
1 Базовая часть - для всех пенсионеров (за небольшим исключением) одинакова. Этот минимум, который сейчас равен чуть меньше 3 тысяч рублей, государство гарантирует всем.
2 Страховая часть - сохранила принятый еще в социалистическое время солидарный принцип (взносы нынешних работников немедленно перераспределяются пенсионерам). Правда, эту часть модернизировали: если в советское время размер пенсии зависел от стажа и размера заработка за два последних года перед выходом на пенсию, то с 2002 года расчет идет только от сумм, поступивших на личный счет работника. Стаж роли не играет.
3 Рыночная часть, заимствованная у капстран, - это накопительный сегмент системы. 6% от заработка идет на накопительную пенсию. Эти деньги по желанию работников передаются в управление частных УК или в один из НПФ, деньги инвестируются, "работают" на доход. И в итоге накопления должны получиться больше, чем если бы их просто индексировали по инфляции, как это делается со страховой пенсией.
На деле почти за 10 лет выстраивания этой трехуровневой системы накопилась масса проблем. Например, сейчас Минфин, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно принципиального документа - закона "О выплатах накопительной части пенсии". Решать же надо срочно, потому что с 2012 года должны начаться первые массовые выплаты накопительных пенсий "досрочникам". Минздравсоцразвития, ссылаясь на МОТ, требует, чтобы эти выплаты были бессрочными, то есть пожизненными. НПФ возражают, что платить "пережившим" расчетный срок пенсионерам они не смогут, потому что накопления недоживших не перераспределяются в "общий котел", а наследуются родственниками. Потому НПФ, как и экономические ведомства, предлагали решить эту проблему, введя возможность срочных (в течение 7-10 лет) или даже единовременных выплат.
Второй, еще более острый момент касается самой накопительной модели. Это ключевой пункт стратегии, проект которой обнародуют в 2012 году. Сейчас накопление встроено в государственную обязательную систему. С доходностью этих накоплений все очень непросто. Первые годы действительно был хороший рост. Но кризис 2008 года подкосил положение многих НПФ и УК, и пенсионные средства обесценились. Летом нынешнего года фондовый рынок снова трясло.
Минздравсоцразвития полагает, что российский фондовый рынок пока слишком непредсказуемый. Очень рискованно "играть" на нем с деньгами, которые предназначены на старость. Ведомство предлагает вывести накопление из обязательного формата в добровольный. Хочет будущий пенсионер играть на фондовом рынке - это его право. Не хочет, доверяет больше государственным механизмам - тоже его право. Может перевести свои 6 процентов в дополнение к остальным взносам, идущим на формирование страховой пенсии.
Правда, непонятно, зачем тогда нужно было создавать такую мощную инфраструктуру под накопительный механизм - все эти частные УК, НПФ, депозитарии. Кроме того, многие соцпрограммы государство тоже "завязало" на накопление. Например, добровольное софинансирование пенсий.
Либеральные экономисты, напротив, считают, что накопительный компонент нужно усиливать и развивать. Что длинные пенсионные деньги, влившись в российскую экономику, помогут обеспечить нам стабильный экономический рост. Правда, защитных механизмов, чтобы люди не остались без средств к существованию, если жизнь будет развиваться по негативному сценарию, пока нет.
Наверное, полностью накопление "сворачивать" никто не рискнет. Но вот на каких принципах оно будет строиться в дальнейшем, спрогнозировать сегодня трудно. Новая формула
Минздравсоцразвития предлагает еще одну новацию - новую пенсионную формулу. Нынешний порядок таков, что на личном счете пенсионера учитываются все его взносы, поэтому нет возможности что-либо "отщипнуть" на общие нужды - на выплаты пенсий инвалидам, по потере кормильца и т.д. То есть опять-таки старый солидарный принцип перераспределения пенсионных капиталов на всех в таких условиях не срабатывает. Поэтому, полагают в Минздраве, в новой формуле необходимо, как и в советское время, учитывать страховой стаж и заработок (только теперь - в течение всей трудовой биографии), а также ввести "уравнивающие" коэффициенты с учетом экономических и демографических показателей.
Либералы критикуют такой подход, говоря, что в результате мы вновь вернемся к "тотальной уравниловке", когда "ножницы" между минимальной и максимальной пенсией будут невелики.
Какой путь будет выбран в итоге? Говорить пока рано. "Это будет политическое решение нового президента и правительства уже после выборов", - пояснил ситуацию источник "РГ" в правительстве.
Ирина НЕВИННАЯ. «Российская газета – Неделя», 17 ноября 2011 года
Пенсии на выброс
ПЕНСИИ НА ВЫБРОС
Минздравсоцразвития разрабатывает долгосрочную стратегию развития пенсионной системы. В ее рамках чиновники придумали передать все пенсионные накопления будущих пенсионеров (более 1 трлн рублей) на затыкание финансовой дыры ПФР и выплаты нынешним пенсионерам.
Трудно придумать что-либо хуже. Просто потратить деньги, не слишком представляя, как это будет восполняться потом... Чиновники должны, наконец, понять, что создание институтов, которые позволят программам долго работать и иметь стабильные источники пополнения ПФР, гораздо важнее, чем простое расходование денег. А нам снова предлагают вернуться к принципу солидарности поколений, который лежал в основе пенсионной системы СССР - когда будущие пенсионеры отчисляют деньги, которые выплачиваются пенсионерам настоящим. При этом они забывают, что в 1960-е годы в СССР пенсионеры составляли 12% от трудоспособного населения страны, а сейчас - это уже 30%. Демографическая ситуация такова, что скоро наступит день, когда в стране станет больше пенсионеров. И что делать тогда?
Суть пенсионной реформы в том и заключалась, чтобы не зависеть от демографического кризиса, не полагаться только на нефтяные доходы. Другой плюс пенсионной реформы был тот, что появлялись "длинные" деньги - накопления будущих пенсионеров, переданные в управление, должны приносить доход не только им, но и экономике страны.
Но самое главное, правительство давно уже обязано было сказать трудное слово: пенсионные выплаты должен делать не только работодатель, но и сам пенсионер. Сегодня в мире осталось всего две страны, где люди ничего не платят "на пенсию", - еще Австралия. То есть источниками будущих пенсий должны быть: отчисления каждого человека, как только он начинает трудовую жизнь (немного, несколько процентов от зарплаты), отчисления его работодателя, вложения государства. Но в нефтяной России еще можно себе позволить некую роскошь, как это сделала Норвегия: из части нефтяных доходов создать целевой капитал (эндаумент), проценты от которого позволят ежегодно дополнительно передавать солидные средства в ПФР для выплаты пенсий.
Но, увы, в молодые головы наших чиновников приходят лишь старые идеи о раздаче денег. А это - беда, которая не за горами.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)