В Дании социал-демократы победили на выборах правых, превративших страну в ад для приезжих
Дания поворачивается лицом к приезжим. Прошедшие 15 сентября в стране парламентские выборы закончились победой социал-демократов. Теперь они сменят правое правительство, которое за последние 10 лет сделало Данию едва ли не самой негостеприимной для мигрантов страной во всей Северной Европе.
Еще в 2000 году доклад Евросоюза зафиксировал, что Дания обгоняет Австрию по уровню расизма и ксенофобии в обществе. Против соседства с людьми иной конфессии высказывался 31% жителей Дании — в Испании, например, недовольных было только 5,6%. Парадоксальность ситуации в том, что религиозной терпимостью славятся жители именно протестантских стран (к числу которых принадлежит и Дания).
Приход к власти в Дании правых сил в 2001 году в соседних странах комментировали настороженно. Тогдашний шведский премьер-министр Йоран Перссон не скрывал своей озабоченности тем, что датскую политику теперь "будет определять партия с ксенофобскими настроениями". Его норвежский коллега Кьель Магне Бондевик осторожно предположил, что в будущем "Дания не откажется от гуманной политики приема беженцев". Общий настрой скандинавских политиков подытожила британская газета The Guardian: "Репутации Дании как либеральной страны нанесен сокрушительный удар".
В течение ближайших лет коалиция Либеральной партии и Консервативной партии при парламентской поддержке крайне правой Датской народной партии сделала страну одной из самых закрытых для иммиграции в Евросоюзе.
В 2002 году с подачи народной партии были введены изменения в «Закон об иностранцах», согласно которым граждане Дании моложе 24 лет не имеют права приглашать на жительство в свою страну супруга-иностранца. Кроме того, датчан, желающих вступить в брак с иностранным гражданином, обязали владеть жилплощадью не менее 20 кв. м на человека, иметь стабильный заработок, не числясь в получателях социальной помощи последние три года, а также выплатить государству депозит в размере 100 тыс. крон ($18312). В итоге количество браков с иностранцами в Дании резко пошло на убыль: если в 2002 году, по данным статистики, был зарегистрирован 8151 интернациональный брак, то в 2005 году таковых было лишь 3525.
Весной нынешнего года были приняты новые дополнения к «Закону об иностранцах», еще более ограничивающие возможность иммигрантов в получении вида на жительство. В стране была введена в действие система штрафных баллов, начисляемых за плохое знание датского языка и статус безработного. А с 1 июля власти восстановили постоянный таможенный контроль на своих границах, что вызвало резкую критику со стороны других европейских государств — членов Шенгенского соглашения.
В настоящее время иностранцы в Дании насчитывают около 9% от общей численности (5,5 млн) населения страны — это самый низкий уровень нацменьшинств среди всех европейских стран, при том следует учесть, что примерно две трети этого числа составляют собственно европейцы (в частности те же норвежцы и шведы).
Иностранцы обходятся датской казне ежегодно в $1,5 млрд. Лишь 10% этой суммы приходится на иммигрантов из стран Европы и США. Львиную же долю составляют пособия выходцам из третьих стран. Согласно статистике, без дела сидит каждый второй датский турок. И только четыре из сотни сомалийских или ливанских женщин имеют в Дании работу.
При этом годами в Дании остается нерешенной проблема занятости иностранцев. Сами датчане по причине низкой рождаемости не в состоянии насытить рынок труда, однако по-прежнему мало кто выказывает заинтересованность в специалистах, чьи фамилии не оканчиваются датским "сен".
Ежегодно местные вузы выпускают сотни специалистов из Ирана и Пакистана. Однако в течение всего нескольких последних лет около 400 из них навсегда покинули страну. Получившие здесь университетское образование инженеры, дантисты, врачи других специальностей в массовом порядке переселяются за границу. Датский рынок труда не выказывает заинтересованности в этих специалистах, хотя эти профессии и стоят в списке остродефицитных.
Газета Politiken приводит пример доктора-пакистанца Наджи, в свое время безуспешно обивавшего пороги датских больниц. Сегодня бывший датский безработный — хозяин двух зубоврачебных клиник в престижных районах Лондона. В Силиконовой долине трудится сейчас программистом компании Cisco иранец Реза Месбахи. Он написал 300 заявлений о приеме на работу по той специальности, где сейчас, по датской статистике, ощущается катастрофическая нехватка специалистов.
«Парадоксально, но именно те иммигранты, которые не читают датских газет и не смотрят телевизор, до сих пор чувствовали себя в Дании наиболее комфортно, — говорит один датский правозащитник. — Те же, кто наиболее готов интегрироваться, ощущают себя в наиболее дискриминированном положении».
"С точки зрения экономики это чистый идиотизм — признает один из датских исследователей рынка труда. — Наша неприязнь к чужакам будет нам в буквальном смысле слова дорого стоить".
С результатами десятилетней политики закручивания гаек теперь придется разбираться новым властям. Альянс Социал-демократической партии и Социалистической народной партии во главе с новым датским премьером от социал-демократов 44-летней Хелле Торнинг-Шмидт разработал план реформы датской интеграционной политики из 14 пунктов.
Он включает расселение городских кварталов, в которых число социально неблагополучных жителей-иностранцев превышает 30% от общего населения. В иммигрантских районах планируется организовать работу служб охраны общественного порядка, акцентирующихся на социальной педагогике в отношении местной молодежи. Ответственность за интеграцию планируется также возложить на богатые муниципалитеты с преимущественно датским населением, увеличивая их заселение иммигрантами. Вместе с этим новые власти собираются сделать более привлекательными условия репатриации для тех иностранцев, которые хотели бы вернуться на родину, значительно повысив сумму выплачиваемой им компенсации.
Социалистический альянс оставит в силе «правило 24 лет» для желающих вступить в брак, поскольку оно препятствует договорным бракам, распространенным в мусульманской среде.
Планируется поощрять тягу молодых иностранцев к образованию и поискам работы, а также увеличить количество работников-иммигрантов в государственном секторе. Кроме того, получат право легально работать после шести месяцев пребывания в стране и беженцы в лагерях Датского Красного Креста, ожидающие рассмотрения своего дела.
Лидеры левого альянса считают, что Дания нуждается в притоке трудовых ресурсов из-за рубежа. Одну из своих задач новая власть видит в уничтожении бюрократических барьеров, препятствующих въезду в страну высококвалифицированной рабочей силы. Левый блок оставит в силе систему баллов для въезжающих в страну на ПМЖ иностранцев, но собирается серьезно ее переработать, чтобы балльная система прежде всего поощряла у новоприбывшего желание к интеграции в датское общество.
Ханс Скоу Кристенсен, который с 1992 по 2010 годы руководил влиятельной организацией датских работодателей Dansk Industri, уверен, что привлечение рабочей силы извне стране просто необходимо — иначе страну ждет катастрофический дефицит рабочих рук как на производстве, так и в сфере общественных услуг, уверен специалист.
Сергей ДЖАНЯН. «Московские новости», 16 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)