В России становится меньше пострадавших на дорогах, но их все равно еще очень много
Ситуацию с безопасностью дорожного движения в России можно оценивать двояко. С одной стороны, есть положительная тенденция к уменьшению количества раненых и погибших в ДТП, с другой - мы продолжаем в разы опережать многие страны по этой печальной статистике.
Если обратиться к нашей новейшей истории, то периоды снижения и роста аварийности на дорогах четко совпадали с политикой государства. Например, начиная с 2001 года в стране наблюдалась тенденция к росту числа ДТП, а в 2004-м произошел перелом, когда число погибших в ДТП начало ежегодно сокращаться.
"Рост количества ДТП, начиная с 2001 года, был обусловлен отменой механизмов контроля и надзора за осуществлением автотранспортной деятельности. В частности, были отменены сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, упрощены (в части снижения требований) процедуры лицензирования пассажирских перевозок. Позитивные тенденции однозначно были вызваны значительным повышением штрафов", - комментирует ситуацию врио генерального директора ОАО "НИИ автомобильного транспорта" Игорь Титов.
Как результат: по сравнению с пиковым значением 2003 года в 2008-м число погибших в ДТП россиян уменьшилось на 5,7 тыс. человек. То есть с демографической точки зрения было сохранено население нескольких коренных малочисленных народов (например, камчадалов, алеутов и проживающих на территории Кемеровской области телеутов вместе взятых).
К слову, тенденция к сокращению аварийности в России продолжается. По итогам 2010 года было зарегистрировано 199 тыс. ДТП, в которых погибли 26567 человек и более 250 тыс. человек получили ранения. По сравнению с предшествующим годом показатели снизились на 2, 4 и 2% соответственно. При том что автомобилей на дорогах становится все больше, снижение основных показателей аварийности отмечено практически во всех федеральных округах.
А если сравнить Россию с другими государствами? Известно, что в большинстве стран одним из важнейших показателей, определяющим уровень безопасности дорожного движения и позволяющим проводить сравнительную оценку, признается число погибших в ДТП в расчете на 100 тыс. человек населения. И в течение последних 15 лет в большинстве развитых стран уменьшается число людей, погибших в ДТП. "Уменьшение числа погибших по результатам ДТП в этом случае увязано с эффективной организацией качественной и своевременной помощи пострадавшим, - объясняет г-н Титов. - Так, во многих странах законодательно закреплено правило "золотого часа" - оказание медицинской помощи не позднее, чем через час после происшествия".
Тенденция к снижению жертв отмечается и в России - правда, у нас сыграли роль ужесточение штрафов и негативное следствие автомобилизации в виде заторов на дорогах. С точки же зрения цифр хвастаться нечем: пока в России на 100 тыс. жителей за год в ДТП погибает в среднем в четыре раза больше человек по сравнению с ведущими странами Западной Европы и приблизительно в два раза больше по сравнению со странами Центральной Европы и США. По числу погибших в результате ДТП относительно количества автомобилей Россия в десять с лишним раз превосходит наиболее безопасные европейские страны и Японию, в пять раз - США, примерна в три раза - страны Центральной Европы.
Основными видами ДТП в России по-прежнему остаются: наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие и наезд на стоящее транспортное средство. Кроме того, в 2010 году впервые за несколько лет выросло количество ДТП с участием детей и уровень их травматизма. По оценке Игоря Титова, на такое положение дел влияет совокупность причин: низкий уровень общей культуры, недостатки системы подготовки водителей и их допуска к управлению автотранспортными средствами.
Андрей СЕРДЕЧНОВ. «РБК daily», 20 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)