О нововведениях в пенсионном законодательстве, о последствиях внесенных изменений, о перспективах системы пенсионного страхования в Молдове в интервью «MB» рассказала начальник управления политик в области социального страхования Министерства труда, социальной защиты и семьи Лаура Греку.
Госпожа Греку, всех ли категорий пенсионеров касаются принятые изменения относительно увеличения возраста выхода на пенсию и трудового стажа?
- Нововведение в Закон о пенсиях государственного социального страхования предусматривает увеличение пенсионного возраста для государственных служащих, судей и прокуроров.
Таким образом, начиная с 1 июля текущего года, для этих категорий пенсионный возраст будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно до общего пенсионного возраста (для женщин - 57 лет, для мужчин - 62 года). До этого женщины госслужащие выходили на пенсию с 52 лет, а мужчины с 57 лет. Для судей и прокуроров до внесения изменений в закон пенсионный возраст начинался с 50 лет как для женщин, так и для мужчин.
Также закон предусматривает увеличение общего страхового стажа на 6 месяцев ежегодно как для женщин, так и для мужчин с 30 до 35 лет.
- Попытка довести пенсионный возраст до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин предпринималась в 1999 году, планировалось, что к 2008 году процесс будет завершен. По какой причине была приостановлена эта реформа?
- Действительно, Закон о пенсиях государственного социального страхования предусматривал увеличение пенсионного возраста, начиная с 1 января 1999 года с 60 до 65 лет для мужчин и с 57 до 60 лет для женщин. Впоследствии процесс увеличения пенсионного возраста был приостановлен с 1 января 2003 года по политическим мотивам.
- Каково соотношение работающего населения и пенсионеров в Республике Молдова? Насколько нынешнее трудоспособное население способно содержать людей пенсионного возраста?
- В настоящее время количество занятого населения приближается к численности пенсионеров. Это соотношение составляет примерно 1,3:1, где на 1,3 плательщика страховых взносов приходится один пенсионер. Это очень низкий показатель. Для стабильного функционирования существующей системы соотношение между плательщиками страховых взносов и пенсионерами должно быть в пропорции 4:1 или 5:1, так как это происходит в других странах.
- Существует ли угроза краха пенсионной системы Молдовы из-за массового отъезда трудоспособного населения за рубеж на заработки?
- В условиях увеличения мобильности трудовых ресурсов, пересекающих границы государств, и при наличии феномена интенсивной миграции трудоспособного населения, это одна из проблем с которыми сталкивается Молдова. Но подобная проблема характерна для всех европейских стран.
От массовой миграции населения Молдовы пенсионная система, конечно же, страдает. Работники-мигранты не участвуют в функционировании пенсионной системы нашей страны, так как выплачивают взносы от получаемого ими дохода в той стране, в которой работают.
Однако действующее законодательство не ограничивает права мигрантов. Молдавское законодательство позволяет им заключать договора с Национальной Кассой социального страхования для гарантирования им в будущем минимальной пенсии по возрасту и пособия на погребение. И одновременно данные выплаты обеспечивают поддержание сегодняшних пенсионеров.
Республика Молдова уже заключила пять договоров с европейскими странами в области социального страхования - это Португалия, Болгария, Румыния, Люксембург и Австрия. Данные соглашения предусматривают суммирование страхового стажа для предоставления в будущем пенсии. Согласно молдавскому законодательству, для назначения минимальной пенсии гражданину Молдовы необходим минимальный страховой стаж 15 лет. Если этого стажа нет, ему выплачивается социальное пособие. Приведем пример. Если гражданин Молдовы проработал по 10 лет на территории нашей страны и Болгарии и достиг пенсионного возраста, то общий стаж в 20 лет даст ему право на получение минимальной пенсии.
- Разве повышение пенсионного возраста способно решить проблему работы всей системы? Есть ли еще какие-то рычаги стабилизации пенсионной системы?
- Повышение пенсионного возраста для некоторых категорий лиц (государственных служащих, судей, прокуроров) - это вынужденная мера, предпринятая государством. Разрешение проблемы эффективности работы видится в устранении необоснованных льгот, что позволит оптимизировать затраты на выплаты пенсии.
Другими рычагами стабилизации пенсионной системы могут быть, например, повышение заработной платы: чем выше доход плательщика страховых взносов, тем выше взносы, выплачиваемые в систему, соответственно выше и пенсия на момент наступления страхового риска (пенсионного возраста).
Положительно на функционировании системы государственного социального страхования также может отразиться повышение численности работающего населения: чем больше трудоспособного населения и доходов, из которых выплачиваются страховые взносы, тем выше будет платежеспособность государства по отношению к получателям пенсий.
- В каком возрасте выходят на пенсию в других странах?
- Сегодня в большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 65 лет. Так, например, в Люксембурге пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин составляет - 65 лет; в Польше для женщин - 60 лет для мужчин - 65; в Португалии- 65 для обоих полов, в Словакии - 62 года, в Словении для женщин - 61 год, для мужчин - 63 года; в Греции - 60 лет для женщин, 65 - для мужчин, в Эстонии - 63 года для обоих полов.
Если говорить о пенсионном возрасте в странах СНГ, то в Казахстане он составляет 58 лет для женщин и 63 для мужчин; в Грузии - 60 и 65 лет соответственно. В большинстве стран возрастной пенсионный ценз для обоих полов одинаков.
Следует отметить, что в ряде стран, в отличие от Молдовы, пенсионный возраст для судей и прокуроров выше. В Румынии пенсионный возраст составляет 60 лет, в Эстонии- 63 года для мужчин и 60,5 лет для женщин (начиная с 2016 года пенсионный возраст как для женщин, так и для мужчин составит 63 года).
- Большое спасибо за интервью!
1 июля 2011 года вступили в действие изменения, внесенные в некоторые законодательные акты, в том числе и в Закон о пенсиях государственного социального страхования (N156-XIV от 14.10.1998 г.). Новым документом (3aкон №56 от 09.06.2011 г.) был выполнен один из приоритетов Программы стабилизации и возрождения экономики Республики Молдова на 2009-2011 гг.
Беседовала Любовь ЧЕГАРОВСКАЯ. «Молдавские ведомости», 16 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)