… о неготовности бизнеса к демографическим изменениям
Новые русские бабки
Бизнес призывают готовиться к появлению платежеспособных пенсионеров
Бизнес должен адекватно реагировать на демографические изменения в стране, население которой заметно стареет. В этом убеждены эксперты Торгово-промышленной палаты, которые в среду, 28 сентября, объявили о запуске социальной программы под говорящим названием «50 плюс». Ее цель — переориентация социальной, имиджевой и маркетинговой политики отечественного бизнеса на «новых взрослых». Авторы идеи уверены, что не пройдет и десяти лет, как образ российского пенсионера полностью преобразится: на место бабушек и дедушек, заработавших свои пенсии еще в дорыночные времена, придут люди, привыкшие получать деньги в банкомате, расплачиваться карточками, делать взносы по кредитам и проводить свободное время в интернете.
Основные направления предполагаемой переориентации: искоренение дискриминации по возрастному принципу при приеме людей предпенсионного возраста на работу и на курсы переквалификации, внедрение в банковское и страховое законодательство норм, запрещающих отказывать в кредитах и страховках людям старшей возрастной категории, изменение подхода общественного здравоохранения к возрастным заболеваниям и вопросам их профилактики. Пока программа «50 плюс» существует в виде буклетов и специального сайта, а ее лицом стал нынешний президент ТПП Сергей Катырин, которому на днях исполнится 57 лет. Он рассчитывает, что российский бизнес откликнется на призыв палаты выпускать больше специальных «возрастных» продуктов и услуг.
По утверждению авторов программы, российский бизнес пока не осознал всех достоинств зрелости и продолжает отчаянно молодиться, игнорируя в своих маркетинговых кампаниях людей в возрасте за 50. Сразу за своих их признали только «Почта России» и «Объединенные кондитеры», хорошо знающие своего клиента в лицо, — они первыми заявили о готовности поддержать инициативу ТПП. Остальные, судя по всему, находятся в плену стереотипов, считают в ТПП. Особенно он крепок в головах всевозможных рекламщиков и маркетологов: морщины в их продукции появляются лишь для того, чтобы немедленно исчезнуть под воздействием чудотворных кремов. «Вы удивитесь, но производители возрастной косметики не считают 50-летних своей целевой аудиторией», — заявила «МН» председатель оргкомитета «50 плюс» Мария Салуцкая.
«Сейчас присутствие в экономической жизни страны людей старшего возраста, но еще вполне трудоспособных, очень ограничено. На них ориентировано очень мало товаров и услуг. Бизнес не считает нужным работать с этой аудиторией, как со всеми другими, несмотря на то что люди предпенсионного и пенсионного возраста обеспечивают значительную часть продаж. Точно такая же ситуация была в США 60 лет назад и 30 лет назад в Европе», — напомнила Салуцкая. По ее словам, ситуация изменилась не только потому, что люди старшего возраста в послевоенной Америке и Европе стали получать большие пенсии, которые у некоторых даже сравнялись с зарплатами работающих, но и благодаря масштабной общественной кампании.
Сейчас в России к 50-летнему возрасту как раз приблизились те, кто 20 лет назад принимал активное участие в приватизации заводов и крупных добывающих производств, начинал политические и чиновничьи карьеры, поэтому богатых пенсионеров у нас скоро тоже будет немало, считают в ТПП. Хотя многие из них свою обеспеченную старость видят исключительно за пределами родины.
Первое крупное мероприятие, которое пройдет в рамках программы, — выставка и международный форум «50 плюс. Все плюсы зрелого возраста». В программе мероприятия, которое состоится в Москве в начале ноября, запланированы выступления западных геронтологов, специалистов по качеству жизни, управлению капиталами и решению трудовых споров из США, Австрии, Германии.
«Те, кто станет пенсионерами в ближайшие годы, принципиально отличаются от пенсионеров, которых мы знаем сейчас», — подтвердил «МН» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. По его словам, дело даже не в деньгах, важнее психология. Люди, которые сейчас ведут свободную экономическую деятельность (зарабатывают, вкладывают, кредитуются), совсем иначе относятся к жизни на склоне лет, они не собираются «сидеть на пенсии» и от чего-то отказываться.
Галина ПАПЕРНАЯ. «Московские новости», 29 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)