На совещании со своими полномочными представителями в федеральных округах России президент Дмитрий Медведев озвучил тревожные данные о том, что в стране зарегистрировано уже полтора миллиона безработных, и призвал работодателей внимательнее относиться к привлечению иностранной рабочей силы. Да, только с октября прошлого года «лишних людей» стало на 20% больше. Причем это официальные данные, которые учитывают только тех, кто встал на учет на биржу труда. По мнению экспертов, их намного больше - где-то около 6 миллионов. И, тем не менее, разумно ли России сегодня отказываться от помощи гастарбайтеров?
Осенью российское правительство утвердило квоту на выдачу в 2009 году иностранным гражданам почти четырех миллионов разрешений на работу. Таким образом, исправлялись ошибки предыдущего года, когда лимиты, сокращенные втрое, уже к маю были исчерпаны. Пришлось в срочном порядке вводить новые, которые к осени тоже закончились.
Грянул финансовый кризис, и квоту снова урезали наполовину. А недавно кабинет министров принял решение обнулить долю иностранных работников, используемых в розничной торговле. Однако соответствует ли скорректированное число легальных гастарбайтеров сегодняшним потребностям российской экономики? Совсем не факт.
Два миллиона пар рабочих рук - много это или мало для России? Ответа на этот вопрос, наверное, не знает никто. Ведь, как признавался глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, все пока делается на глазок, и регулирование миграционных потоков продолжает оставаться «уравнением с большим количеством иксов и игреков».
А главной неизвестной величиной остается сама государственная миграционная политика. Признав, что собственные демографические ресурсы невосполнимо истощаются, что России без привлечения гастарбайтеров просто не выжить, миграционные службы пока так и не определились, как строить свои отношения с ними.
Что же касается квот на мигрантов, то они явно определяются «методом околонаучного тыка».
Службы, которые отвечают за это, мало соотносят их как с нуждами российской экономики, так и с меняющейся конъюнктурой. Да, сейчас число безработных в России растет, и, по некоторым данным, в этом году достигнет отметки в 10 млн. человек. Поэтому многие опасаются, что миллионы гастарбайтеров могут отнять рабочие места у российских граждан, оставшихся не у дел.
Однако, как уверен директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский, конкуренции здесь ожидать не приходится. Он так аргументирует свою позицию: «Работа мигрантов - это работа на три «д», как говорят американцы: difficult, dirty, dangerous - трудная, грязная и опасная. Эти три «д» есть везде.
Кризис в данном случае если что и меняет, то несильно. Если он действительно разразится и вырастет безработица, какая-то часть местных жителей согласится на время на менее престижную и выгодную работу. Но все равно не на любую. И потом, кризис, как бы мы его ни боялись, - временное явление, а после начинается подъем».
Как показывают результаты социологических исследований, 79% трудовых мигрантов заняты в России неквалифицированным или малоквалифицированным трудом. Больше всего иностранных работников трудятся в сфере строительства - 38%, торговле - 26, транспорте и связи - 9, лесной отрасли - 8, сельском хозяйстве - 5-7%. То есть, в основном, занимаются не очень престижным, да к тому же и малооплачиваемым делом, которое никоим образом не привлекает местное население.
К тому же стоит учесть, что в последние годы Россия столкнулась с острым дефицитом кадров. Та же неумолимая статистика свидетельствует: он сегодня становится вопросом выживания уже не отдельных отраслей, но и всей экономики в целом. Демографы предсказывают, что к 2015-му трудовые ресурсы в России сократятся на 8 млн., а к 2025-му - на 18-19 млн. человек. Чтобы было понятно, какой удар это нанесет по экономике, скажу, что сейчас, по информации Росстата, в ней занято около 75 млн. работников.
С нехваткой специалистов и рабочих сегодня в первую очередь столкнулись регионы, в которых реализуются или в скором времени запланировано запустить крупные инвестиционные проекты, например, на северо-западе страны. Практически исчерпаны и людские ресурсы столицы: на конец 2008 года здесь официально зарегистрировано 22,9 тыс. безработных, в то время как банк вакансий московского Управления государственной службы занятости населения насчитывает 164 тыс. предложений от работодателей - это к досужим разговорам о вытеснении москвичей гастарбайтерами.
Те же проблемы беспокоят и многие другие регионы России. В том числе сибирские, а особенно - дальневосточные, откуда еще в конце 80-х годов начался массовый исход на запад: к 2025-му там останется лишь пять миллионов жителей, а еще через четверть века - и все четыре.
Как отмечается в докладе, подготовленном группой независимых экспертов по инициативе Представительства ООН в Российской Федерации, если нынешние демографические тенденции сохранятся, то к 2025 году население России сократится до 125-135 млн. человек, а 2050-му - и вовсе до 100 млн. Но и это не все. К середине столетия на одного работающего будет приходиться один иждивенец, что негативно повлияет на темпы экономического роста.
Есть ли выход из этой апокалипсической ситуации? Как следует из того же доклада, сокращения населения России не избежать, но его все-таки можно сдержать. И прежде всего - за счет иммигрантов. Для восполнения постоянно убывающего трудового потенциала, как еще недавно утверждал тот же Анатолий Вишневский, необходимо, чтобы в Россию ежегодно приезжало 700 тыс., а к 2035-му - до 1,2 млн. человек. Сейчас, конечно, надо сделать поправку на экономический кризис, но с самим этим фактом не поспоришь.
Эксперты предсказывают, что уже в ближайшие годы главные международные баталии развернутся не за обладание запасами энергоресурсов или же пресной воды, а за привлечение квалифицированных трудовых мигрантов. Речь идет о конкурентоспособности национальных экономик. И выиграют в этой борьбе те из них, которые сумеют заманить к себе иностранных специалистов, а самых нужных и ценных из них - интегрировать в свое общество.
Так что кризис кризисом, нынешнее сокращение численности трудовых мигрантов может даже кому-то показаться оправданным. Но что делать потом, когда мы из него выберемся?
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)