Несмотря на отстаиваемую первыми лицами страны идеологию роста госрасходов (в качестве помощи экономике) и сохранения уровня расходов социальных, реальность такова, что социальная сфера очень скоро начнет испытывать проблемы с финансированием, а то и с нормальным функционированием. Одна из проблемных отраслей — здравоохранение.
Государство упустило возможность мотивировать отечественных врачей на снижение заболеваемости и эффективное излечение пациентов. Оно в основном ограничивалось вливанием дополнительных ресурсов в устаревшую систему, при которой поликлиники и больницы параллельно финансировались из фонда обязательного медстрахования (ФОМС) и различных бюджетов и сохранялось полукрепостное прикрепление жителей к медучреждениям по месту жительства.
Медицинские расходы казны в последние годы значительно выросли. В 2005 г. на здравоохранение и спорт из федерального бюджета было выделено 88,2 млрд. руб., в 2008 г. — 211,7 млрд. руб. (без учета нацпроекта «Здравоохранение»), на нынешний год запланирована рекордная сумма — почти 350 млрд. руб. В рамках нацпроекта в 2006 г. выделили свыше 90 млрд. руб., в 2007 г. — 131 млрд. руб. В 2008 г. нацпроект заменен госпрограммой с примерно таким же финансированием.
Увеличение расходов мало сказалось на благосостоянии врачей и медсестер — средняя зарплата в здравоохранении — 13 178 руб. в октябре 2008 г. — на 25% ниже, чем в целом по стране. В итоге простое вливание средств мало улучшило качество медуслуг и недостаточно повысило доступность качественных лекарств и высокотехнологичного лечения в рамках обязательного медстрахования. Рядовой гражданин вынужден платить за формально бесплатное лечение, чтобы получить его вовремя и в нужном качестве. Не имеющий денег может не дождаться очереди на бесплатное лечение. Большинство россиян — 66% опрошенных «Левада-центром» — считают, что не могут получить качественной медпомощи, надеются на нее всего 30%, при этом 79% респондентов вынуждены были отказаться от услуг платной медицины из-за их дороговизны.
Принципы, изложенные в проекте концепции развития здравоохранения до 2020 г., логичны: Минздрав хочет постепенно перейти на финансирование медицины только через ОМС, при этом для обеспечения качественной помощи понадобится рост и страховых взносов, и бюджетных расходов.
Госгарантии подушевого финансирования вырастут в три раза — с 9400 руб. в 2010 г. до 30400 руб. в 2020 г. Эти целевые показатели, анонсированные в декабре, сейчас подвергаются сомнению, в частности, со стороны Минэкономики. И тоже логично: доходы всех бюджетов стремительно падают, снижаются и возможности работодателей платить страховые взносы в ФОМС (как и в программы ДМС: по данным портала SuperJob.ru, корпоративную страховку имели в 2007 г. 52% работников, в начале 2009 г. — уже 31%).
Кризис способен серьезно ослабить здоровье страны. Часть госрасходов съест инфляция, девальвация снизит возможность покупки дорогостоящего импортного оборудования и лекарств. Это ударит по клиникам, оказывающим более качественную помощь. Не исключено, что часть рынка медицинских услуг уйдет в серый сектор. Впрочем, безработица и снижение доходов населения снизят и доходы серого сектора.
Скорее всего, в таких условиях секвестра расходов на медицину не будет. Но кризис и борьба за бюджет могут ослабить структурную часть реформы. Тем более что концепция, подготовленная в ведомстве Татьяны Голиковой, по мнению экспертов, нуждается в серьезной доработке. Увеличение подушевого финансирования медучреждений вместе с параллельным повышением ответственности за качество лечения решает лишь часть проблемы. В концепции нет программы создания конкурентного рынка медуслуг. Медики в этой ситуации не заинтересованы в сокращении очередей и эффективной профилактике. Кроме того, Минздраву стоит подумать о мерах, которые могли бы стимулировать производство качественной диагностической аппаратуры и медицинских приборов, способных конкурировать с зарубежными аналогами и тем самым снижать цену лечения.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)