Саудиты пересматривают табу на вождение женщинами автомобиля
В одном из эпизодов самого популярного телевизионного шоу в Саудовской Аравии, показанного в период празднования Рамадана в этом месяце, саудовский мужчина из будущего сидит в своем доме, в то время как его дочь выезжает на автостраду, а ее дети сидят на заднем сиденье машины.
"Где ты была?" – спрашивает отец.
"Детям стало скучно, поэтому я взяла их в кино", – сухо отвечает она, выходя из машины.
Эта сцена кажется вполне светской, однако в Саудовской Аравии, где женщинам запрещено сидеть за рулем и, где, кстати, нет кинотеатров, этот скетч является предвестником почти что революционных изменений. Будучи еще недавно запретной темой для открытых дискуссий, право женщины водить машину становится предметом оживленных дебатов в Саудовской Аравии.
Вслед за другими недавними переменами – женщины сейчас могут выезжать из страны (сопровождение мужчин не требуется, хотя все еще требуется их согласие), добиваться развода и управлять собственными компаниями – дискуссия о вождении автомобиля является весьма примечательной. Означает ли это, что женщины действительно в скором времени сядут за руль или просто обсуждение этой темы становится открытым, пока неясно.
"Мы говорим всем, что это произойдет, сегодня или завтра", – сказала Абдалла-аль-Садан, продюсер, писатель и ведущая программы "Таш ма таш" ("Ничего особенного"), комедийного шоу, показанного в дни Рамадана и посвященного сложным социальным проблемам Саудовской Аравии. В других эпизодах также появляется женщина за рулем, и г-жа Садан говорит, что это обдуманный сюжетный ход. "Придет время, когда мы согласимся с этим, так что настало время к этому подготовиться".
В другом популярном саудовском шоу "Амша винт Амаш" ("Амша, дочь Амаша") женщина, потерявшая своего отца, вынуждена отправиться в город, где она переодевается в мужскую одежду и становится водителем такси.
Саудовские газеты начали писать о последствиях и допустимости разрешения женщинам водить машину. Национальная Саудовская ассоциация по защите прав человека проводит опрос, предметом которого являются последствия этого события для семейной жизни и саудовского общества, говорят активисты движения.
Группа саудовских женщин начала сбор подписей под петицией, адресованной королю с просьбой об отмене запрета на вождение автомобиля женщинами, поставив этот вопрос в центр дискуссии о модернизации Саудовской Аравии и ее месте в мире. Правительство, проявившее враждебность по отношению к последней подобной кампании в 1990 году, сейчас как будто проявляет понимание.
"Такое ощущение, что они готовят население к этому решению, – сказала 45-летняя Ваджеха аль Хувайдер, одна из организаторов движения. – Это очень похоже на ситуацию с разрешением на получение образования. Они сопротивлялись этому, но сейчас это реальность".
В воскресенье г-жа Хувайдер и около 1100 других женщин отправили петицию королю Абдалле.
Некоторые представители саудовской власти и религиозные люди согласны с тем, что ислам не запрещает женщинам вождение. В прошлом саудовские женщины могли свободно ездить на верблюдах и лошадях, а женщины-бедуинки открыто управляли небольшими грузовиками.
Духовенство и консервативные представители религиозных слоев утверждают, что разрешение женщинам водить автомобиль приведет саудовское общество к моральному разложению. Женщина, находясь в машине одна, подвержена риску насилия, она может сбиться с пути, ее подстерегает опасность в случае аварии или если ее остановит полиция. В конечном итоге это приведет к разрушению социальной морали, говорят они.
В 1990 году группа известных женщин, воспользовавшись присутствием корреспондентов западных СМИ, освещавших войну в Персидском заливе, захватила несколько автомобилей и проехала в них по бульвару в Эр-Рияде. Несколько женщин были отправлены в тюрьму, многие потеряли свои высокие посты в школах и университетах, другие были вынуждены на какое-то время покинуть страну.
На этот раз, однако, у женщин есть все возможности изложить свои доводы, говорит г-жа Хувайдер. Она полагает, что их аргументация может быть основана на практических, социально-экономических соображениях, а не исключительно на апелляции к соблюдению женских прав.
Из-за растущей стоимости жизни в Саудовской Аравии многие женщины присоединяются к экономически активному классу. Это, в свою очередь, повышает их влияние в семье и обществе.
Эбтихал Мубарак, также участвовавшая в сборе подписей и являющаяся редактором англоязычной ежедневной газеты Arab News, говорит, что рост цен на услуги водителя начинает отражаться на саудовских семьях. "Многие представители среднего класса больше не могут позволить себе оплачивать услуги водителей", – говорит она.
Саудовские женщины говорят, что дополнительным импульсом к их движению становится информация о свободах женщин за рубежом, с которой они знакомятся по спутниковому телевидению и Интернету. Они также чувствуют, что стали более искушенными в обращении с саудовской системой.
"Эта кампания лучше организована и является более эффективной, – говорит Халид аль-Дакили, профессор политической социологии в Университете короля Сауда в Эр-Рияде. – Они пользуются Интернетом, рассылая письма по электронной почте".
Тем не менее, мало кто ожидает быстрых изменений. Г-жа Хувайдер говорит, что их группа пока не получила ответа из дворца на свою петицию. Даже защитники прав женщин говорят, что снятие запрета приведет к повышению уровня государственного образования, как для женщин, так и для мужчин.
"Пятьдесят лет назад мы отказались от почты, а затем продвинулись вперед, – сказал г-н Садан, телевизионный продюсер. – Мы отказались от радио только для того, чтобы принять его, а затем отказались от телевидения и только ради того, чтобы также принять его. Мы, так или иначе, согласимся однажды с появлением женщин за рулем автомобиля, и почва для этого должна быть подготовлена".
Хасан М. ФАТТАХ. «The New York Times», 1 октября 2007 года
Перевод с сайта: Inopressa.ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)