Собравшиеся в Брянске на Всероссийскую конференцию "Роль общественных организаций в решении демографических и социальных проблем" депутаты, ученые и чиновники горячо обсуждали проблемы демографии.
Станет ли Центральная Россия снова донором?
Нынешняя конференция проходила через год после презентации на межрегиональной конференции в Курске Национальной программы демографического развития России. Главная цель этого документа - стабилизация численности населения России к 2015 году на уровне не ниже 140-142 миллионов человек и к 2030 году - ее рост.
Центральные области России, такие как Смоленская, всегда считались основными демографическими донорами, обеспечивавшими людские ресурсы для заселения восточных районов страны. Только на целину отсюда поехало больше миллиона человек. Увы, это все в прошлом. Казалось, неиссякаемый источник все же иссяк.
- Сегодня Центральный Федеральный округ - это основной очаг депопуляции в России, - подчеркивает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Леонид Рыбаковский. - И очевидно, что если не переломить ситуацию в ЦФО, Россия не сможет выйти из режима депопуляции никогда.
Депопуляция - это превышение числа умерших над числом родившихся. В округе сегодня проживает 26 процентов населения России. И он же дает примерно 40-45 процентов естественной убыли. Поэтому специалисты считают, что именно здесь должны быть предприняты самые энергичные меры по выходу страны из демографического кризиса. Иначе человеческие ресурсы придется черпать исключительно за границей. А это люди с иным менталитетом, бытовыми привычками, языком, культурой, что уже сейчас привносит в жизнь россиян некоторую напряженность.
Конечно, Центральный федеральный округ очень разнообразен по уровню демографического неблагополучия. Одно дело Москва. И совсем другое - Тамбовская, Тульская, Смоленская области. Соседи на столицу обижены.
- Москва - это отдельный случай. Там, наоборот, нужно ограничить рост населения. Иначе дело будет плохо, - говорит Леонид Рыбаковский.
Понятно, что речь идет совсем не о "железном занавесе" вокруг столицы, а о необходимости экономического подъема регионов, то есть о том, что как раз видит одной из важнейших задач новый премьер-министр Виктор Зубков.
Действительно, сегодня сложилось положение, когда везде на вопрос о том, куда подевались работоспособные люди, слышишь один и тот же ответ: в Москве на стройке (как вариант для ближних областей - в охранниках). Больше всего в Москву "отдает" своего населения именно Центральный округ. Но перекачиваются "трудовые резервы" и из Украины, Таджикистана и т.д. Что интересно, свое слово сказала и Белоруссия. Это - единственная из бывших советских республик, с которой у нас по трудовой миграции минусовой баланс: люди из приграничных областей, таких как Брянская, все чаще стали предпочитать уезжать на заработки именно "к батьке".
Вторая группа территорий - это благополучные территории. Белгородская область имеет такое плюсовое сальдо от миграций, которое естественную убыль перекрывает в полтора раза. И это понятно: здесь любят селиться газовики и нефтяники, намаявшиеся на северах. Я видел на Белгородчине целые поселки таких "северян". К благополучным территориям относят также Липецкую и Московскую области.
К демографическим середнячкам относят Воронежскую, Курскую, Брянскую области, где положение более или менее терпимо. И наконец, есть области, практически вымирающие.
Между тем невеселая демографическая ситуация - не просто внутреннее дело России.
- Воспроизводство следующих поколений как носителей гражданского и национального чувства принадлежности к Отечеству, без которого нация рассыпается в народонаселение и не способна уже найти согласия по вопросам прошлого, настоящего и будущего, а значит, не способна сформулировать национальные интересы и ставить задачи перед страной, - эти проблемы имеют прямое отношение не только к науке демографии, но и к вопросу государственной безопасности и сохранения суверенитета нашей страны, - настаивает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Наталия Нарочницкая.
Административный ресурс
Главная проблема - это крайне высокая смертность людей трудоспособного возраста. Центральная Россия, по признанию специалистов, имеет несколько более цивилизованную структуру причин смертности в сравнении с Россией в целом, что говорит о несколько более высоком уровне и качестве жизни здешнего населения. Впрочем, если рассматривать ситуацию в ЦФО, исключив Москву, то показатели и тенденции будут существенно хуже. Москва опережает средний российский показатель примерно на шесть лет для мужчин и четыре года для женщин. Это очень много.
Особенно тревожит высокая смертность от травм и отравлений, от причин, связанных с бедностью, плохим образованием, плохими жилищными условиями, отсутствием работы. Особенно это касается социальных групп с высоким риском маргинализации.
- Тем не менее у России есть резерв, - считает председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова. - Я от Государственной Думы курирую Брянскую область. Показатель смертности здесь в 2005 году был 19,7 на тысячу населения, в 2006-м стал 18,6. Я могу объяснить: в регионе сменилась власть.
И прежде всего борьбу со смертностью на Брянщине начали с анализа. Оказалось, что даже на местах, в сельских администрациях, не могут толком сказать, от чего конкретно у них умирают люди. А если не знать причины, то как бороться с болезнью? Екатерина Лахова уверена, что административный ресурс полностью еще не исчерпан.
- Например, при росте общей смертности показатель детской и материнской смертности снижается. А почему? - спрашивает Екатерина Лахова. - Потому что здесь есть управленческие механизмы. У нас всегда, еще со времен Советского Союза, когда я сама курировала родовспоможение и в случае смерти женщины стояла "на ковре", такие случаи строго отслеживаются, анализируются и когда требуется - наказываются. Так что административный ресурс еще есть.
Необходимость скучных цифр
Сегодня в Центральной России уровень рождаемости самый низкий по стране, ниже даже, чем в Северо-Западном округе. Суммарный коэффициент отношения рождаемости к смертности (? – Демоскоп), например, в Москве чуть выше единицы, в Костромской области - 1,3. Но все эти различия мизерны, ведь, по подсчетам демографов, даже не для роста численности, но для обеспечения простого воспроизводства населения нужен коэффициент 2,15.
- В данный момент ситуация с рождаемостью достаточно благополучная, - успокаивает старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Архангельский. - Нас "вытаскивает" относительно благоприятная возрастная структура населения: у нас достаточно большие репродуктивные контингенты: - это нам "подарок" от тех мер, которые проводились еще в начале 80-х годов. С другой стороны, малочисленно уходящее поколение, так как это в основном люди, родившиеся в военные годы. У нас осталось в запасе еще пять-шесть лет, после чего ситуация начнет меняться кардинально. В возраста высокой рождаемости входят те, кто появился на свет в конце 80-х - начале 90-х, когда рождаемость снижалась обвально. А в возраста высокой смертности входят те, кто родился после войны.
Скучные числа всегда как-то малоубедительны. А вот личный опыт действительно ошарашивает. Так, в нашем небольшом подмосковном городке испокон веку был роддом на полсотни коек. Когда я в первый раз повез туда свою жену в 1988 году, там лежало всего пять рожениц. Второй наш ребенок в октябре 1990-го года оказался за три дня единственным на весь город, а еще через год роддом закрыли за ненадобностью. Сегодня "демографическая яма" прямо перед нашими глазами. Если в трех наших школах раньше ежегодно набирали по четыре параллельных класса: от "А" до "Г", то сегодня на 20 тысяч человек жителей наскребли только 20 восьмиклассников - один класс на три школы! И это - Подмосковье, как считается, относительно благополучный регион.
Проблема низкой рождаемости для ЦФО осложняется еще и своей застарелостью. Результаты переписи населения 2002 года показали, что даже в поколении женщин 1933-1937 годов рождения воспроизводство осуществлялось лишь на 80 процентов. При нынешнем уровне рождаемости в ЦФО количество детей на 40 с лишним процентов ниже количества взрослых, на смену которым они приходят.
Одновременно с падением рождаемости изменяется ее возрастная модель. Все больше рожают женщины за 25 и даже за 30 лет. Есть разные оценки этого. В смысле осознанности решения иметь ребенка это, конечно, хорошо. Но обычно такая "старородящая" мама уже не отваживается на второго, а тем более третьего ребенка.
Беспокоит специалистов и проблема репродуктивного здоровья, которое повсеместно ухудшается, усугубляется абортами.
- Большая проблема - бесплодие, - говорит Екатерина Лахова. - Недавно я разговаривала с главным акушером-гинекологом Белгородской области. Спросила: сколько у вас бесплодных браков? Всего 500 пар. В Курской области - 13 тысяч. В Брянской - 50 тысяч. Сегодня на Брянщине стали целенаправленно этим заниматься. В России около 10 миллионов пар страдают бесплодием. Но ведь они хотят иметь ребенка, а значит, государство должно им в этом помочь.
Решение задачи повышения рождаемости - дело дорогостоящее. Достаточно сказать, что только реализация направления "стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства" потребует 485 миллиардов рублей ежегодно, или 1,55 процента ВВП. Как показывает опыт европейских стран, сумевших повысить рождаемость, минимальный объем финансирования программ поддержки материнства и детства составляет 2-4 процента ВВП. Это некий порог перехода количества в качество, после которого механизмы воспроизводства начинают работать.
С другой стороны, возникает моральный вопрос: хорошо ли детей рожать ради денег? Многодетные семьи верующих людей доказывают как раз ту истину, что рождение детей стимулировано отнюдь не материальными причинами. Для этого всему обществу нужно менять ценностные ориентиры.
Но ведь нужно понять и современную женщину, получившую высшее образование, имеющую профессиональный опыт, желающую делать карьеру. Она не хочет сидеть дома и терять квалификацию. В этой ситуации высоким пособием ее не прельстишь. Не зря в развитых странах, таких как Германия, появился даже термин "демографический парадокс": пособие на ребенка все растет, а рождаемость все падает. Деньги детей не рождают.
- Семья будет рожать не только из-за материального благополучия, не только материальная поддержка нужна, чтобы появился ребенок, - подтверждает Екатерина Лахова. - Ведь часто бывает так, что когда в семье появится один ребенок, они сами видят, насколько это хорошо и задумываются, а не родить ли еще. Сегодня опросы показывают: люди считают, что иметь второго и даже третьего ребенка - хорошо. Даже чувство патриотизма должно быть у родителей.
Николай НИКОНОРОВ. «Парламентская газета», 2 октября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)